Искусство в руках мастера
Сотрудниками КГУ «Централизованная библиотечная система г.Семей» при поддержке ГУ «Отдел культуры и развития языков г.Семей» в рамках программы «Рухани жаңғыру» по реализации спецпроекта «Дәстүр мен ғұрып» проведен познавательный урок «Об имени мастера его творения говорят».
Библиотекарем было отмечено, что исторический долг не только казахского народа, но и всех людей тюркского происхождения знакомиться с творчеством мастеров, чувствовать их и популяризировать. Наследие мастеров и ювелиров – неисчерпаемый клад народа, не теряющий своей ценности на протяжении веков. Участники получили подробную информацию о кузнечном, ремесленном, ювелирном деле, узнали о новых именах мастеров декоративно-прикладного искусства, о быте казахского народа. Также было сказано о возрождении интереса к народным ремеслам, которое позволит сохранить и развивать передающиеся из поколения в поколение традиционное искусство мастеров ювелиров-зергеров, мастеров работы по дереву, коже, кости, войлоку, металлу.
К слову, ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. Именно в нем наиболее полно и ярко отражаются идеалы народа, его вкусы, уровень художественных и материальных ценностей. Ведь в отличие от произведений других ремесленных промыслов «вечные материалы» ювелирного искусства могут сохранить его в столетиях. Бронза, серебро, золото оказались способными противостоять разрушительному действию времени и дают возможность проследить непрерывную линию развития народного искусства с древнейших времен до наших дней. Особую роль ювелирного искусства в культуре казахского народа отметил и Первый Президент в своей статье «Семь граней Великой степи».
Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа. Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. А вслед за прогрессом в сфере обработки металлов развивалось и ювелирное искусство.
Кроме того, наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Этот ключевой принцип бытия сформировал мировоззрение и ценности народов Великой степи. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию. Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является «искусство звериного стиля». Использование образов животных в быту и ювелирном искусстве было символом взаимосвязи человека и природы, указывало на духовные ориентиры степняков.
История ювелирного дела, истоки которой уходят вглубь тысячелетий, всегда занимала огромное место в культурной истории нации. Археологические раскопки показали, что с древнейших времен на территории современного Казахстана создавались изделия из меди, олова, золота и других драгоценных металлов. Также ювелирные украшения были неотъемлемой частью одежды. Мастера-зергеры всегда относились к своей работе очень трепетно, с завидным профессионализмом создавая своими руками украшения индивидуально для каждой девушки. Ювелирные украшения еще тесно связаны с историей казахского народа и отражают развитие национальной культуры, истоки которой уходят вглубь тысячелетий. Одна из важнейших особенностей ювелирных украшений состоит в том, что практически все они несли в себе не столько декоративную, сколько магическую, большей частью защитную, функцию. Смысловым значением были наделены и форма, и орнамент, и материал.
В ходе мероприятия, которое проходило в семейской библиотеке, его организаторы способствовали популяризации и пропаганде национальных ценностей через искусство, историко-культурное наследие и стимулированию развития ремесленных мастерских. С интересом участники слушали ведущих, познакомились с удивительным миром, где главное не только мастерство ювелира, но и духовная составляющая народа.
Марина Фальберг