Не раз отмечалось, что туристический потенциал города Семей раскрыт не полностью. Но появилось неожиданное предложение сделать слоган «Welcome to Semey, Semey – Historical Center of Kazakhstan» брендом города, который станет известным на всю Восточно-Казахстанскую область и даже республику. Об этом говорилось на заседании акимата города по вопросу реализации программы развития туристской отрасли.
В ходе заседания акимата по вопросу реализации программы развития туристкой отрасли были определены основные направления развития туризма в городе — событийный, культурно-познавательный и этнический, экологический, детско-юношеский и агротуризм.
На данный момент в городе Семей более 20 компании оказывают туристские услуги. Они создают и реализовывают турпакеты, принимают иностранных туристов. Семейскими туроператорами успешно реализовываются такие проектные маршруты как экскурсии по городу и его окрестностям, носящие культурно-познавательный, этнический, спортивно-оздоровительный и даже образовательный характер, заключающийся в посещении библиотек и музеев.
Стоит отметить, что в 2019 году был проведен республиканский конкурс на разработку туристского логотипа города. Победителем признан дизайнер из Нур-Султана Адильбек Кайсенов со слоганом и логотипом «Welcome to Semey, Semey – Historical Center of Kazakhstan». Затем, в соответствии с поручением президента Республики Казахстан о придании особого статуса Семею, он был изменен на «Семей – исторический центр Казахстана».
Для гостей и туристов изготовлены карта и путеводитель города на трех языках с указанием городских достопримечательностей. Эти имиджевые материалы помогают в продвижении туристского потенциала города. Разработаны варианты эскизов сувенирной продукции города, с указанием стоимости продукции. К примеру, кружки стоят 1200 тенге, футболки – от четырех тысяч тенге. Ежегодно в городе проводится более 10 городских соревнований по спортивному туризму и туристскому многоборью.
Совместно с управлением туризма и внешних связей Восточно-Казахстанской области в международном аэропорту города Семей установлен терминал с сенсорным экраном, где есть полная информация о туристских услугах области.
Регулярно отделом физической культуры и спорта акимата города Семей совместно с клубом путешественников проводятся онлайн-конкурсы в социальной сети Instagram в аккаунте @visit.semey, где размещаются фотографии с туристскими достопримечательностями города Семей и Восточно-Казахстанской области. Победителям вручаются разработанные туристические карты и местные путеводители.
— Город является духовно-культурным, историческим центром Казахстана. Здесь много памятников, Семей дает возможность прикосновения к истокам национального духа, собственной истории, возвышенной поэзии, изумительных легенд и сказаний, тем самым является городом-музеем. И весь этот уникальный потенциал необходимо использовать и раскрыть в полной мере, — отметил аким города Семей Бакытжан Байахметов.
Что касается возможностей для дополнительного привлечения туристов, то они есть. Уникальность соснового бора можно использовать для развития экологического туризма. Здесь на ежегодной основе можно проводить международные и республиканские событийные мероприятия. К примеру, в последнее время набирают популярность соревнования по езде на собачьих упряжках. В Казахстане прошли пять этапов Кубка мира по этому виду спорта. В них приняли участие команды из Кыргызстана, Чехии, Нидерландов, различных регионов России. Каждый год в городах нашей страны проводятся, как минимум, по три таких соревнования. В этом плане, город Семей также может предложить свои услуги по их организации.
Необходимо использовать туристский потенциал богатейших археологических раскопок в Кокентауском сельском округе. Он находится в 60 километрах Семея. Здесь в ходе археологических работ были обнаружены памятники разных исторических эпох. Особую ценность представляет древние наскальные письмена, выполненные красной охрой. Они были созданы пять тысяч лет тому назад. Также туристам будут интересны места древних поселений эпохи бронзы и саков. Археологи установили, что они занимались металлургией и гончарством. Археологические работы ведутся с 2018 года по программе развития археологии Восточно-Казахстанской области, утвержденной акимом области Даниалом Ахметовым. В будущем это место может стать одним из мест массового туризма.
Наряду с этим, есть и ряд проблемных вопросов. К примеру, 500 экземпляров путеводителя и 3000 экземпляров карты были выпущены в 2019 году. С тех пор они не издавались.
Сувенирную продукцию с символикой Семей на прилавках магазинов, в аэропорту и на вокзалах практически не увидеть. Их можно приобрести только в одном месте — в техцентре около военкомата.
Есть определенные проблемы и по подготовке квалифицированных кадров по туризму. Единственное высшее учебное заведение, которое готовило специалистов по данному профилю — Казахская инновационная академия в этом году закрылась. Теперь менеджеров по туризму выпускает только местный колледж бизнеса и права. В 2021 году было подготовлено только 26 выпускников.
Неоднократно поднимался вопрос обустройства городского пляжа. По информации отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции, в соответствии с постановлением акимата от 11 ноября 2019 года № 2142, было разрешено выполнить работы по устройству городского пляжа на береговой территории реки Иртыш по улице Сорокина в районе Мелькомбината. Но с тех пор финансирования не было. Не выделены денежные средства на приобретение спасательных вышек, спасательных лодок, ограждение пляжа и установку буйков, а также зонтов для защиты от солнечных лучей. Ориентировочная потребность в финансировании составляет семь миллионов тенге.
В Семее также не хватает гостиниц для размещения спортсменов из других регионов. Частично вопрос может решить строительство 20 гостиничных номеров и банного комплекса в районе Красного кордона. Там для развития туризма на долгосрочную аренду было выделено три гектара земли. На данный момент ведутся работы по бурению скважины и обустройству территории.
По итогам совещания, аким города Бахытжан Байахметов поручил подготовить конкретные предложения по развитию туризма Семея. Он подчеркнул необходимость продолжения работы по выработке и совершенствованию логотипа города. Также поручено провести переговоры с разработчиками приложения «2 ГИС», которое в этом году действует и в Семее, для внесения туда местных туристских маршрутов и троп.
— Это даст возможность гостям и туристам ориентироваться в городе, и улучшит посещаемость объектов туризма города, — отметил Бакытжан Байахметов.
Софья ЯНЦЕН