В Семее наградили участников образовательного проекта «STEMKyzdar», где школьницы и учителя Восточно-Казахстанской области проходят обучение STEM-навыкам и мышлению.
Аббревиатура STEM не многим знакома в обывательских кругах. Между тем он означает науку, технологии, инженерию и математику (Science, technology, engineering, mathematics) и используется при определении методологии в области образования и выборе учебного плана в школах с целью повышения конкурентоспособности в области развития науки и технологий. STEM-образование принимает участие в развитии рабочей силы, интересов национальной безопасности и иммиграционной политики. Вовлечение в сферы науки, технологий, инженерии и математики представительниц прекрасного пола — актуальный вопрос, с учетом гендерного равенства, которого придерживается Казахстан. По словам одного из тренеров Бахтияра Темирова, проект «STEMKyzdar» организован специально для школьниц и учителей Восточно-Казахстанской и Кызылординской областей. Регионы выбраны, чтобы дать шанс получить необходимые технические навыки жителям не только крупных городов Казахстана. В процессе обучения участницы готовятся к участию в международных соревнованиях по робототехнике, в частности, в казахстанском этапе чемпионата «FIRST». В целом, проекты как «STEMKyzdar» полезны для девушек, поскольку дают возможность попробовать себя и реализовать свой потенциал в областях и профессиях, где женщин пока немного.
Женщины действительно недостаточно представлены в STEM: согласно данным ЮНЕСКО девушки составляют только 35% от общего числа студентов, обучающихся на технических специальностях. Другая статистика из отчета «Microsoft» также вписывается в эту картину: интерес к точным наукам и инженерии у девочек возникает в возрасте 11-12 лет, однако через три-четыре года резко снижается. Причинами этому могут послужить личные предпочтения и предубеждения родителей, отсутствие поддержки в учебе девушек со стороны учителей, семьи и общества, проблемы в профориентационной работе и многое другое.
На тренингах «STEMKyzdar» школьницы обучались на основе проектного метода: они решали реальные проблемы из жизни и создавали роботов, попутно учась и применяя знания из программирования и робототехники. Помимо этого они учились работать в команде, выступать перед публикой, представлять себя и свои проекты, развивать критическое и творческое мышление. Подобные навыки помогут им не только в ходе проекта «STEMKyzdar», но и за его пределами — на соревнованиях и олимпиадах, в дальнейшей учебе и карьере.
Параллельно со школьницами обучались и педагоги. Это учителя естественно-математических дисциплин: математики, физики, химии, биологии, информатики. Под руководством иностранных экспертов Гордона Кеннеди и Ильи Мествиришвили учителя освоили актуальные методики, которые помогут им разнообразить уроки, вовлечь учеников в учебный процесс, лучше усвоить материал, проводить вместе с подопечными качественные исследования и эксперименты, создавать научные проекты. Кроме того педагоги смогут передать приобретенные знания дальше и обучить коллег в своих школах, районах и регионах.
Маргарита АСТАФЬЕВА