Творческие деятели, а особенно художники, получившие полную свободу творчества в современном Казахстане, сохранили необычайный шарм и самобытность своих творений. Однако не всегда искусство – это то, что принесет сытую и обеспеченную жизнь. Но разве это важно, если творчество – самое настоящее состояние души и образ жизни. Сегодня во многих городах Казахстана проводятся выставки, наиболее популярны среди них экспозиции изобразительного искусства. Ведь в процессе осуществления художником творческого замысла он отражает свой уникальный стиль, эстетическую ценность творения. В картинах передается художественное мышление автора, философская повествовательность и образность, затрагивающая тончайшие струны человеческой души. Изобразительное искусство Казахстана развивает и обогащает свои национальные традиции, вносит новые черты и реалии, диктуемые жизнью.
Начать рассказывать о развитии искусства в Казахстане стоит с того, что Первый Президент страны в своих многочисленных выступлениях, а особенно в Посланиях к народу неоднократно обращал внимание на проблемы в области историко-культурного наследия. Это можно проследить в программной статье «Рухани жаңғыру», ориентированной на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных вызовов глобализации. Сохранение культурного наследия и развитие искусства среди населения несет за собой цель не потерять национальной идентичности, государственности.
Зачем же нужны подобные программные статьи, направляющие государство в определенное русло? Программа нужна, прежде всего, для воспитания образованной и культурной молодежи. Ведь современному поколению довольно часто приходится сталкиваться с глобальными угрозами не только в сфере информационной безопасности, но и угрозам, проникновения в нашу жизнь продуктов массовой культуры, невежества, бескультурья, что иной раз опаснее всего остального.
Например, проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире», входящий в программу, нацелен именно на выстраивание системной работы по популяризации культуры Казахстана за рубежом. Это обеспечивает то, что культурное наследие не останется безызвестным во всех странах. Реализация всех направлений этой программы проходит с учетом потребностей социума, при активном вовлечении научно-экспертного и творческого сообществ.
В современном искусстве важно творческое новаторство, устремленность в будущее и поиск решения социальных проблем. Большинство шедевров художников, поэтов, писателей и музыкантов – это желание познавать закономерность формирования личности человека, отражать собственные суждении о чем-либо. О творчестве, его совмещении с основной работой и развитии изобразительного искусства в Восточно-Казахстанской области рассказала художница Маржан Бакытбекова.
— Расскажите о том, как вы начали заниматься творчеством. Что вас вдохновляет заниматься рисованием?
— Начну с того, что изобразительное искусство – это такое занятие, которому нужно усердно учиться на протяжении долгого времени. В зарубежных странах люди всех возрастов ходят на специальные занятия, где обучаются орудовать карандашом, кистями и красками. Мне же самой просто очень нравится рисовать. Поэтому я и заканчивала наш семейский университет по специальности изобразительное искусство и дизайн. Здесь нас учили в основном прикладному искусству. Конечно, как и все женщины, я умею вязать, вышивать, но больше всего мне нравится рисовать.
Даже не знаю, как правильно ответить на вопрос о том, что меня вдохновляет… Мне доставляет удовольствие смотреть на холст – белое полотно, брать в руки кисть и начинать жить в этом полотне, создавая свой собственный мир, изображая мысли и фантазии. Когда я рисую, то этот процесс полностью меня поглощает. Я практически живу в своих работах в этот момент. Думаю, это связано с тем, какая я в настоящем мире. У меня всегда было не так много подруг. В детстве я выросла среди братьев, потом окончила школу и поступила в университет, где в основном тоже были мальчишки. Девочек у нас на факультете было трое. Естественно, что после окончания последнего курса, мы все уехали в разные города. Потом я занималась восточными единоборствами. И поэтому у меня не возникает желания идти потанцевать в клуб, поболтать с подружками о всяком. Я живу в своих полотнах – своих работах и творениях. Я работаю, рисую и отдыхаю одновременно. В течение дня мне необходимо делать бытовые дела, но вечером я стараюсь выкроить драгоценное время для рисования. Очень плохо, конечно, что за полотном время улетает быстро. Я порой даже не замечаю. Иногда засиживаюсь до поздней ночи или утра.
Еще меня вдохновляет и даже греет душу мысль о том, что в будущем кому-то из моих внуков или правнуков передастся умение, которое и мне перешло от бабушки – умение рисовать. Я в детстве любила разглядывать работы своей бабушки. Она была у нас рукодельницей – умела вязать и много чего еще. Я всегда ей помогала, находилась рядом и выросла в этой атмосфере. Хотелось бы, чтобы в будущем, кто-то из моих потомков почувствовал в себе какие-то силы, энергию, талант к рисованию, чтобы они не думали, что можно оставить это в зачаточном состоянии. Важно то, чтобы они развивали талант, если почувствуют его в себе.
На данный момент мои работы уже есть в нескольких музеях Восточно-Казахстанской области, некоторые работы за рубежом у частных коллекционеров. Может быть, увидев их, мои потомки захотят пойти по моим стопам. Ведь изобразительное искусство – это целый мир. Это похоже на то, как любой родитель хочет, чтобы его ребенок пошел намного дальше, чем он сам. Чтобы ребенок развивался и становился лучше, чем предыдущие поколения. У меня единственный сын — уже юноша. Он хорошо умеет рисовать, но это его не привлекло. А мой супруг – борец. И умение бороться тоже проявилось у сына. Но вообще я считаю, что детей нужно направлять туда, куда они хотят. Необходимо слушать своего ребенка, советовать ему и наблюдать за развитием способностей. Например, мне изначально предложили поступить именно на изобразительное искусство. Но при этом я не хочу своего единственного ребенка заставлять заниматься тем, чем он не хочет. Он же учится в музыкальном колледже на оперного певца. Самое интересное, что он запел в тринадцать лет, а до этого я вообще не думала, что у него есть такая склонность или желание.
— Расскажите о своем творческом пути. Сколько у вас всего работ или среди художников подсчитывать их не принято?
— Я вообще не думаю, что необходимо считать свои работы. Бывает, ты рисуешь для себя, а иногда на заказ. Я довольна далеко не всеми своими работами, сильно себя критикую. Самокритика должна быть жесткой, чтобы расти в творчестве, потому никогда нельзя себя жалеть. Я часто знакомлюсь с талантливыми художниками и их картинами, которые восхищают меня. Я не считаю себя мастером своего дела, но стремлюсь к этому. Например, недавно я приобрела каталог «Altyn Orda» и была поражена, какие там изображены работы. Я познакомилась с главным редактором этого каталога — Жанарбек Беристен, который все это организовал. Он поглощен творчеством, живет только этим.
— Какое место занимает творчество в вашей жизни? Это основная трудовая деятельность?
— Заняться творчеством – это роскошь, потому что нужно думать и о хлебе насущном. Нужно планировать то, как обеспечить себя. Даже холст и масленая краска стоят недешево. Это требует некоторых усилий, чтобы найти финансы. Поэтому рисование не моя основная трудовая деятельность, у меня есть дополнительный заработок. Если честно, почему-то всегда говорят, что творчество художника несовместимо с предпринимательством. Но я частный предприниматель. Хотя мне и советуют этого не говорить. По своей же университетской профессии я никогда не работала – в школе не преподавала, кружков не вела. Мне приходится зарабатывать частным предпринимательством, и только благодаря этому я могу себя обеспечивать нужными материалами. Я не знаю, почему я должна стыдиться этого. Одними картинами сыта не будешь. Думаю, это стереотип. Свое свободное время я рисую, но это не мое увлечение или хобби. Я, в первую очередь, считаю себя художником, а основная работа – это, в первую очередь, возможность заработка. Финансы просто необходимы для участия в конкурсах, посещении выставок и так далее.
— Планируются ли какие-то крупные проекты?
— Особо крупных проектов я на данный момент не планирую. У меня есть мечта открыть галерею, и я работаю над этим. Я уже приобрела объект возле набережной, где сейчас идет ремонт. Насколько это будет соответствовать моим требованиям, я еще не знаю, но попытка не пытка. Надо стремиться к этому, потому что в городе Семей сейчас таких мест нет, где картины можно не только посмотреть, но и купить. Раньше в музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых был салон, где продавали картины. Но из-за нового закона сейчас нельзя продавать картины в музеях. Так что для этого необходимо открывать специальную галерею. Я планирую дальше работать с нашими местными художниками. Кто нас, художников, поддержит, как не мы сами?
— Как думаете, что необходимо для развития искусства в Казахстане? Что можете посоветовать молодым людям, которые только пробуют себя в этой стезе?
— Если честно, я вообще не политик и, как любой художник, люблю созерцать все издалека, подходить ко всему по-философски, размышляя о своем. Не требовать от кого-то, в частности – от государства, невозможного. Я считаю, что если человек хочет развиваться в искусстве, то он может добиться исполнения своих желаний. Особенно, если это касается творчества. Просто необходимо по-настоящему захотеть, двигаться в нужном направлении, жить этим. И делать для своей цели все, идти навстречу своей мечте. Я считаю, что развитие таланта в человеке зависит только от его желания. Человека в этом не могут остановить государство или общество. Нельзя предъявлять такие требования.
У меня такая позиция, что если ты хочешь – работай, добивайся, стремись. Я не планирую покорять какие-то недостижимые высоты, самое главное – это творить для души, для себя. Конечно, было бы хорошо, если рисованием можно было бы зарабатывать на жизнь. Но в нашем маленьком городе это не особо востребовано. Люди живут повседневной жизнью, заработком денег и бытовой рутиной. Если и быть художником, то сначала для себя, а только потом – для общества. Но все мечты могут исполниться. Например, недавно прошла выставка в Корее, в городе Сеул. Она называлась «Время взаперти» и была посвященная пандемии нашего века. И я туда отправила две свои работы, которые были успешно добавлены в экспозицию. Конечно, сначала прошла конференция и все необходимые процессы. Выставка была замечательной. Одну из моих картин купили, вторую я подарила Посольству Казахстана в Корее. Вообще стоит отметить, что по Казахстану часто проходят различные выставки и конкурсы, но, если честно, мне бы больше хотелось заниматься проведением своей персональной выставки. У меня мечта сейчас провести выставку в столице, в данный момент я работаю над ее созданием. Надеюсь, что я ответила на ваши вопросы.
— Спасибо за интересную беседу!
Софья ЯНЦЕН