Великому сыну казахского народа, духовному лидеру нации, выдающемуся просветителю, ученому-тюркологу, лингвисту, реформатору орфографии казахского языка, создателю первых казахских учебников, поэту, публицисту, основателю первой общенациональной газеты «Казах», видному общественному и политическому деятелю Ахмету Байтурсынову в этом году исполняется 150 лет со дня рождения.
В рамках республиканской акции «Одна страна — одна книга» в 2022 году было выбрано научное и литературное творчество деятеля, ученого, поэта, публициста, просветителя и реформатора Ахмета Байтурсынова. Таким образом, в этом году согласно данной акции население нашей страны познакомится и изучит творчество Ахмета Байтурсынова по следующим направлениям: «Научное наследие Ахмета Байтурсынова», «Литературные произведения Ахмета Байтурсынова», «Крылатые слова и выражения Ахмета Байтурсынова» и «Байтурсыноведение в современной науке».
В Казахском национальном университете имени аль-Фараби Высшей школой экономики и бизнеса, кафедрой «Финансы и учет» был проведен открытый кураторский час с магистрантами и студентами третьего и четвертого курсов, который приурочен к 150-летию Ахмета Байтурсынова, прозванного в народе «Ұлт ұстазы» — «Учителем народа» за свою подвижническую, просветительскую, самоотверженную деятельность во благо народа.
Акын, казахский просветитель, ученый-лингвист, общественный деятель, литературовед, политический публицист Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в селе Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области. Он стал одним из самых крупных реформаторов своего времени в становлении казахского языка, литературы и образования и был патриотом своей страны и нации. Он всегда боролся за честь и пытался пробудить достоинства и сознание в других. Он был одним из лидеров идеи «Алаш». Ради любви к своему народу он пятикратно попадал под арест, а затем был приговорен к расстрелу.
В его публикациях размещались материалы на тему просвещения, грамматики, культурного наследия казахов, которые привлекали живой интерес, будили в людях национальное самосознание, говорили о важности просвещения, поднимали вопросы образования, социально-политического характера.
Ахмет Байтурсынов писал так: «Нация, разговаривающая на своем языке, пишущая на своем языке, никогда не исчезнет. Самый мощный фактор, способствующий сохранению или исчезновению нации, это – язык. Вместе с исчезновением языка исчезает и сам народ. Те, кто хочет присоединить к своей нации другой народ, первым делом стремятся к уничтожению языка этого народа».
Ахмет Байтурсынов стал первым кто создал казахский алфавит базируясь арабской графике и сформулировал грамматическую терминологию. А в 1912 году исключил не используемые в казахском языке арабские буквы и заменил их на новые, специфические для нашего языка буквы. Данный алфавит получил название «жаңа емле» — «новая орфография» и он по сей день используется казахами, живущими за пределами Казахстана. Но позже арабскую графику отменили, так как ее приравнивали к Исламу.
Каждое его произведение начиналось со слов из Корана «Бисмиллахир-рахмани-рахим», что говорит о его религиозности, это связано с тем, что вся интеллигенция начала ХХ века обучалась в медресе либо у мулл.
Для него в людях была важна не только образованность, но и человечность. Он был уверен, что образованные, но не человечные люди могут быть опасны. Он призывал народ к свету знаний и духовному совершенству.
Мы считаем, что каждый казах должен знать государственного деятеля, ученого, просветителя, поэта, публициста, реформатора национальной письменности, основоположника казахской лингвистики и литературоведения и уважать проделанный путь и работу Ахмета Байтурсынова, ценить его творчество и идеи.
Б.Б.Султанова, к.э.н., доцент
М. Жанарбеккызы, магистрант первого курса