Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили» является первым литературно-мемориальным музеем в Казахстане. Он был организован в канун празднования 95-летия со дня рождения поэта и открылся для посетителей 16 октября 1940 года. С апреля 1940 началась работа по сбору экспонатов, которая не прекращается по сей день. На сегодняшний день в фондах музея насчитывается более 20 000 экспонатов, из них 11 719 – в основном фонде. Мы бы хотели рассказать об особо ценных экспонатах.
Одним из первых работу по сбору экспонатов будущего музея начал внучатый племянник Абая – Архам Какитайулы Искаков. Он был принят на работу в музей и именно его усилиями было собрано много экспонатов, связанных с личностью великого поэта, хранящихся у родственников, потомков, современников Абая. В фонды музея поступили экспонаты не только предметного характера, но и воспоминания потомков, современников поэта, также были собраны рукописи его произведений. Были записаны те произведения Абая, которые помнили в народе и передавали из уст в уста. За небольшой период времени была создана первая экспозиция музея, которая была развернута в доме Бекбая Баисова и 16 октября музей принял своих первых посетителей. Таким образом, музей Абая стал первым литературно-мемориальным музеем в истории Казахстана.
Фотографии Абая
На сегодняшний день в фондах музея Абая насчитывается 20 768 экспонатов. Среди них есть особо ценные экспонаты, непосредственно относящиеся к Абаю Кунанбаеву. В их числе две фотографии с изображением Абая. Фотография, сделанная в 1896 году с детьми Акылбаем и Турагулом, была взята за основу памятника, установленного на территории главного корпуса музея в городе Семей. На второй групповой фотографии, которая датируется 1903 годом Абай запечатлен с семьей.
В настоящее время известны только две фотографии, сохранившие образ Абая. Поэтому эти две фотографии имеют уникальную ценность в истории нашего народа. Одним из первых экспонатов, поступивших в фонды музея, стала фотография поэта с сыновьями, сделанная фотографом Н.Кузнецовым в городе Семей в 1896 году. Эта фотография, была получена молодым К.Мухамедхановым, тогда еще научным сотрудником музея в 1940 году от Мухтара Ауэзова. Размер фотографии — девять на трицадцать.
Вторая фотография была сделана в 1903 году внутри юрты. На фотографии изображены Абай, сыновья Магауия и Турагул, внуки Пакизат, Аубакир, невестка Камалия (жена Аубакира) и жена поэта Еркежан. Эта фотография также поступила в фонды музея через Мухтара Ауэзова в 1959 году.
Прижизненный портрет поэта
Из произведений изобразительного искусства, находящихся в фонде музея, следует отметить экспонат, обладающий больше исторической ценностью, нежели художественной. Это единственный портрет Абая, сделанный при жизни поэта. Автором портрета является Павел Дмитриевич Лобановский, сосланный в Семипалатинск царской властью. В качестве «политически неблагонадежных» он был сослан из города Ростова на Дону в ведение генерал-губернатора Степного края и с августа 1884 года проживал в Семипалатинске. Он познакомился с Абаем через таких же ссыльных как и он сам, и очень тесно общался и подружился с Абаем.
Хотя П. Д. Лобановский не является профессиональным художником, он рисовал портреты местных жителей. В 1887 году была подготовлена серия портретов «Типы киргиз Семипалатинской области» для Уральской торгово-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде. В этой серии портретов изображение, обозначенное цифрой «VI» — портрет казахского поэта, о чем свидетельствует надпись под портретом «Почетный киргиз Чингизской волости Ибрагим Кунанбаев, 45 лет от роду». До настоящего времени сохранились семь работ Лобановского, одна из которых –карандашный портрет поэта.
Письмо Абая
В рукописном фонде музея, собранных на протяжении почти 80 лет, хранится около 900 единиц хранения. Среди них следует особо отметить письмо Абая, написанное в 1896 году сыну Магауие.
Среди рукописей Мусахана Балтакайулы, хранящихся в музее Абая, данное письмо было обнаружено в 1997 году при переводе рукописей на современную графику. Мусахан Балтакайулы из рода Кокше. В свое время Абай заботился о детях Бозанбая из рода Кокше. Малолетний сын Бозанбая Балтакай рано осиротел и поэт опекал мальчика. Потомок Бозанбая Мусахан Балтакайулы в 1929 году вынужден бежал в Китай и вернулся на родину в 1956 году. В 80-е годы прошлого века он передал в фонды музея рукописи на арабской графике, которые по его словам, являлись рукописями произведений талантливого внука Абая – Аубакира Акылбайулы. При передаче в фонды музея Мусахан Балтакайулы не сообщил, что среди рукописей есть письмо Абая. Не было никаких данных о том, когда и при каких обстоятельствах письмо Абая оказалось в его руках. В своих записях Мусахан пишет, что его отец Балтакай дружил, был в очень хороших отношениях с внуком Абая – Аубакиром. Письмо написано на тонкой белой бумаге. Правая сторона верхнего края, левая сторона середины и левая сторона нижнего края письма порваны. К счастью, большая часть письма Абая хорошо сохранилась.
Экспонаты краеведческого музея
Общеизвестный факт, что Абай Кунанбайулы помог пополнить экспонатами фонды краеведческого музея, который был открыт в 1883 году в г. Семипалатинске. Понимая важность музейного дела, поэт поддержал начинание, до того времени незнакомое в казахской степи, имеющее большое воспитательное значение для будущих поколений.
В 1885 году один из русских друзей Абая, Н.И.Долгополов выехал с разрешения Военного губернатора Семипалатинска в аул поэта для «оздоровления» согласно его рапорта. Ссыльным запрещено было покидать пределы города без разрешения городских властей, поэтому каждый из них должен был написать рапорт, для разрешения на выезд. Копия рапорта Н.Долгополова хранится в фондах музея.
В ауле поэта Н.Долгополов провел окол двух месяцев. По возвращении он передал в краеведческий музей Семея более пятидесяти вещей, касающихся жизни казахского народа. Все эти предметы были привезены из аула Абая. Об этом есть записи в журналах регистрации музея и об этом писали в газетах того времени. Огласно этим записям удалось выяснить, какие предметы быта казахского народа были переданы Абаем в музей. Это асадал, кебеже, саба, несколько видов сосудов для напитков, которые брали в дорогу, под названием торсык, мутовка для взбивания кумыса, деревяннное блюдо, футляр для пиал, бесик, веретено- уршык, тоғызқұмалақ. Такие виды оружия, как айбалта, копье, шокпар. Кузнечные инструменты: горн, наковальня, клещи. Музыкальные инструменты: кобыз, сыбызгы, асатаяк, домбра.
— 8 сентября 1963 года в газете «Ертіс» вышла статья ученого-абаеведа, одного из первых директоров музея Абая, К.Мухамедханова «Абайдың қосқан үлесі» («Вклад Абая»). В этой статье было написано о том, что поэт в 1885 году передал экспонаты в краеведческий музей. Ученый с помощью музейных сотрудников начал поиски экспонатов, сданных в музей через своего друга Н.Долгополова. К.Мухамедханов обнаружил только 23 вещи, которые передал Абай. «…Некоторые предметы хорошо сохранены, а некоторые из них из-за отсутствия должного ухода очень изношены». В результате этих исследований в сентябре 1964 года по специальному приказу министерства культуры 17 предметов из сданных Абаем, были переданы музею поэта. В настоящее время эти экспонаты являются бесценным достоянием музея Абая, — рассказала заместитель директора музея по научной работе Мейрамгуль Кайрамбаева.
Экспонаты, переданные в краеведческий музей Абаем Кунанбайулы, можно видеть в залах головной экспозиции в городе Семей и в экспозиции дома-музея Абая в заповеднике Жидебай.
В фондах музея хранятся 252 книги, найденные на крыше медресе имама Ахмета Ризы, где учился Абай. Эти книги разнообразны. Вместе с религиозными книгами встречаются книги по истории мира, географии, астрономии, математике, биологии, анатомии, учебники по языковедению, сборники произведений восточных поэтов и писателей.
Отдельно следует отметить архивные документы, найденные в архивах Москвы, Ленинграда, Омска, Томска, Казани, которые помогают получить много информации о великом поэте и его родственном и творческом окружении.
В настоящее время фонды музея составляют 21768 экспонатов и научная библиотека, насчитывающая 14737 книги. Сохранение и популяризация столь многогранного наследия является почетной миссией музейных сотрудников.
Виктория ДОНКОВЦЕВА