«Осенний ветер доносит до нас из мглы веков жалобы и стоны …
Вдохновенье надо искать не только в радости и счастье,
но и в горькой доле народа, в подавленных порывах его смелых сынов».
Из романа М.О. Ауэзова «Путь Абая»
Земля Абая стала родиной не только казахской письменной поэзии, но и казахской драматургии.
Мухтар Ауэзов – родоначальник казахской драматургии еще на заре своей молодости, в двадцать лет, написавший и поставивший первую казахскую пьесу «Енлик-Кебек». Создал он романтическую пьесу о трагической, но возвышенной и прекрасной любви двух молодых людей на основе древней легенды ХVIII века, а точнее, как определил в своей одноименной поэме Шакарим (опубликована в газете в 1912 году), действие происходит в 1780 году. Это исторические события, которые воплотились в легенду, оставшись в памяти народа.
Сын Абая Магауия Кунанбаев также написал поэму о трагической любви Енлик и Кeбека (издана только в 1960 году). Мухтару Ауэзову шел восемнадцатый год, когда в его руки попала рукопись поэмы Магауи, и он написал по ней сценарий пьесы, который считается первым вариантом драмы «Енлик-Кебек».
В горах Орда, в урочище Ералы, неподалеку от аула Абая, на территории нынешнего Абайского района Восточно-Казахстанской области, на 128 километре трассы Семей – Караул, почти три столетия на вершине невысокого холма Шубар-Тобе (Шұбартөбе) находились две старые могильные насыпи. Три века они являются свидетелями жизни новых поколений. Страшную тайну хранят они в себе. Здесь похоронены жигит и девушка. Жигита звали Кебек, девушку – Енлик. Их называют степными Ромео и Джульетта. Жестокий родовой обычай заставил тех, кто жил в одно время с ними, убить их обоих только за то, что они любили друг друга.
Енлик – красавица, певунья из рода матай племени найман и Кебек – батыр, прославленный своими подвигами, из рода тобыкты племени аргын (род Абая и Мухтара Ауэзова, оба племени относятся к Среднему жузу). Они полюбили друг друга, хотя два этих рода издавна враждовали между собой. Енлик еще в детстве была просватана за своего сородича, но он умер, и, согласно обычаю, она должна была стать женой его брата – батыра Есена. Однако Енлик встретила и полюбила другого батыра Кебека.
Вот как описывает Мухтар Ауэзов в романе «Путь Абая» (ІІ том) первую встречу Енлик и Кебек в поэме, сочиненной юношей-поэтом Дарменом и спетой Абаю. Вначале описываются красота и достоинства девушки Енлик, затем… «Ее отец – старый Ыкан. В горах Чингиза, у подножья вершины Хан, они жили мирной и честной жизнью. Девушка – радость и счастье стариков, опора семьи. В аул их часто заглядывают жигиты, охотящиеся в горах Чингиза. Они рассказывают о вражде племен, о коварстве врагов, об отваге воинов, любимцев народа. Называют жигитов, прославленных доблестью. И все чаще до слуха Енлик доносится имя одного-единственного, достойнейшего – Кебека. Все, кто спасаются в ауле Ыкана oт зимней непогоды, говорят о нем. Это имя тревожит мечты Енлик, одинокой, задумчивой, порой гонит прочь девичий сон.
Однажды зимним вечером, когда с хмурого неба падал густой снег, а по земле крутила поземка, из белой мглы явился незнакомый одинокий всадник… Хотя жигит прибыл в чужой аул не в пору, в буран и к ночи, он вошел весело и просто, как близкий человек. Он принес в тихую юрту приветливую шутку, веселый смех, захватывающий рассказ об охоте. С невольной улыбкой засмотрелась Енлик на красивого жигита. И вдруг гость назвал свое имя: Кебек. Кебек! Это он! Сердце дрогнуло… На миг похолодев, оно забилось так дико…».
Так произошла первая встреча Енлик и Кебека. Енлик отказывается выйти замуж за Есена и уходит с Кебеком. Бии родов матай и тобыкты вынесли решение: за нарушение родовых обычаев предать смерти Енлик и Кебека. Гонимые, как звери, они скрылись от преследования в горах Орда. Здесь родился у них сын. Их нашли и казнили: привязали к хвостам коней и вскачь волокли по земле, пока жизнь не покинула их. Мальчика отнесли на голую вершину и бросили на верную смерть.
Трагедия любви Енлик и Кебек осталась в памяти народа. Уже наши современники в семидесятые годы прошлого века поставили небольшой обелиск высотой шесть метров, открытый всем ветрам. На фасаде памятника надпись: «Енлик – Кебек». Его воздвигли чабаны на свои средства. Многие годы в нише обелиска каждый год летом появлялась толстая, переплетенная кожей книга. В ней – рассказы чабанов о красоте природы, о своем земляке М.О. Ауэзове, о жизни и о себе, стихи Абая и Шакарима.
Обелиск – это памятник любви!
И не случайно Мухтар Ауэзов, рожденный на этой земле, последователь гениев Абая и Шакарима, воспел любовь Енлик и Кебек в своей первой пьесе, которая стала первенцем казахской драматургии.
Он написал ее за семь дней специально в честь свадьбы Ақыш, внучки Абая, которая праздновалась в урочище Ералы, в местности Ой-Кудык, где находился аул Айгерим, любимой жены Абая.
Молодежь, съехавшаяся на каникулы, решила сделать необычный подарок новобрачным – показать спектакль собравшимся жителям пятидесяти аулов, объединив две юрты у подножия Чингизтау (одна из них служила сценой, другая – как бы зрительным залом). Мухтару Ауэзову пришлось взять на себя обязанности режиссера-постановщика и суфлера. Он спрятался за сундук и подсказывал текст актерам. Конечно, за несколько суток трудно выучить роли неопытным актерам, но они так вдохновенно импровизировали, что отдельные реплики автор ввел в пьесу, значительно переделав текст.
Впрочем, спектакль едва не сорвался, так как никто из женщин и девушек не захотел выступать в ролях Енлик и ее матери. Пришлось эти роли исполнять юношам, а внук Абая Исраил сыграл роль старика Абыза.
Так состоялось рождение первого казахского спектакля в степи.
Ануар Алимжанов в очерке «Уроки Мухтара Ауэзова» писал: «… осенью 1917 года, когда рабочие Питера шли на штурм Зимнего дворца, в далекой степи за Семипалатинском, в урочище Ойкудук произошло событие, о котором нельзя не вспомнить сегодня.
Объединив две юрты, двадцатилетний Мухтар Ауэзов создал своеобразный театр в степи…
Раскрылся занавес, и перед чабанами и табунщиками, собравшимися тогда со всего края, девушки и джигиты из аула Мухтара показали пьесу «Енлик — Кебек» – историю казахских Ромео и Джульетты.
Это был первый спектакль, показанный в степи. И его герои вынесли беспощадный приговор вековым феодальным устоям. Автором пьесы и ее постановщиком был Мухтар Ауэзов.
С этого спектакля, идущего на сценах театров и по сей день, начинается история казахского театрального искусства».
Макет юрты, в которой была поставлена первая пьеса юноши Мухтара, экспонируется в зале дома-музея Мухтара Ауэзова в Борили Абайского района Восточно-Казахстанской области, на полпути от Семипалатинска до Жидебая, родины великого Абая.
В 1920 году в отряде Алиби Джангильдина был организован драматический кружок, руководимый Серке Кожамкуловым, который позже стал одним из знаменитых актеров казахского театра и кино. Этот кружок тесно сотрудничал с самодеятельной драматической труппой, созданной в 1918 году при клубе красных командиров отряда А.Т. Джангильдина. Труппа состояла из командиров и солдат казахской национальности, умеющих петь и играть на домбре и кобызе. Общими усилиями была поставлена пьеса «Енлик-Кебек», в которой ведущие роли играли Серке Кожамкулов, Елубай Умирзаков, Капан Бадыров, Ж. Еленов и другие, стоявшие у истоков зарождения казахского профессионального драматического театра.
В 1924 году члены «Центрального клуба КАССР Всероссийского Союза Коммунистической молодежи» поставили второй вариант пьесы, написанный автором М. Ауэзовым в 1922 году. В ней играли самодеятельные артисты, среди которых были Сабит Муканов (Кубей), Елубай Умурзаков (Жапал), К. Ерназарова (Енлик), Ж. Сарсенбин (Кебек), Р. Асылбеков (Есен), Ж. Ауэзов (Караменде), С. Байгожин (Еспембет) и другие.
А через несколько лет первый в истории казахского народа профессиональный театр открыл свой занавес 13 января 1926 года в городе Кызылорде (тогдашней столице республики) пьесой «Енлик — Кебек» (было дано только третье действие). Режиссером выступил Серке Кожамкулов, один из корифеев казахской сцены, будущий народный артист республики (1936), Герой социалистического труда (1976).
Пьеса несколько раз перерабатывалась автором в 1922, 1943, 1956 годах. Трагедия «Енлик — Кебек» состоит из четырех актов, пяти действий. Она была поставлена на сценах всех областных театров на казахском, русском, корейском языках.
«Енлик — Кебек» стала классикой казахской национальной драматургии и не сходит со сцен театров несколько десятилетий, находясь в постоянном репертуаре.
Когда в 1964 году на гастроли в Алматы приехал Семипалатинский казахский драматический театр имени Абая и показал пьесу «Енлик-Кебек», ее посмотрели народный батыр и военный писатель Бауыржан Момышулы с супругой Камаш, родом из Семипалатинска. Они пригласили около двадцати актеров к себе в гости (среди которых многие были им незнакомы). В конце приятного вечера Бауыржан Момышулы сказал: «Дорогие наши друзья! Вы приехали из далекого Семипалатинска – родины моей жены… Семипалатинск – родина всего казахского искусства. Вы привезли от подножия горы Чингис первенца казахского театра – спектакль «Енлик — Кебек». Своим прекрасным исполнением вы доставили всем огромную радость. В знак этого разрешите…преподнести каждому из вас чапан..», и батыр вытащил из внутреннего кармана запечатанную пачку двадцатипятирублевок и раздал каждому по четыре купюры (это был долгожданный гонорар от издательства!).
Легенда о любви Енлик и Кебек, ставшая сюжетом первой пьесы Мухтара Ауэзова, пятьдесят лет прожила на сцене казахского драматического театра и пришла в оперу. Музыка Газизы Жубановой, либретто написал поэт Саги Жиенбаев. Он умело использовал отдельные подлинные строки из драмы и ввел их, например, в сцене суда, чтобы проиллюстрировать традиции ораторского искусства народа. Режиссер-постановщик – народный артист СССР Азербайжан Мамбетов, приглашенный из казахского драматического театра имени М. Ауэзова. Художник А.С. Кривошеин — лауреат Государственной премии СССР. Премьера оперы состоялась 24 января 1975 года, в Международный год женщины. Роли исполняли: Енлик – Бибигуль Тулегенова, Кебек – Нариман Каражигитов, Есен – Ермек Серкебаев, пастушок Жапал – Кенес Бактаев, бий Кенгирбай – Шора Умбеталиев и др.
Опера состоит из пролога, эпилога и четырех действий, некоторые из которых имеют названия: «Встреча в горах», «Любовь», «Благословение Абыза», «Суд биев», «Расправа» и повествует о трагической судьбе молодых влюбленных, восставших против родовых предрассудков. Отказавшись выйти замуж за батыра Есена по законам аменгерства, Енлик уходит с Кебеком в горы. Жестокий суд биев обрекает их на гибель и совершает жестокую расправу над ними.
В основу музыкальной канвы оперы положена народная песня «Туған жер», которая по преданию звучала в устах Енлик перед смертью как прощальная песня с родной землей. Эта же песня звучала и на драматической сцене.
Знаменательное событие, что роль Енлик первой исполнила народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, родом из того же края, откуда и Абай, и Мухтар Ауэзов, где родилась и умерла неувядающая любовь Енлик и Кебека. Она говорила: «Я словно возвратилась в родные Прииртышские степи. Я ведь хорошо знаю памятник-мавзолей «Енлик – Кебек» в Чингисских предгорьях, как хорошо знаю и пьесу Мухтара Ауэзова, по которой поэт Саги Жиенбаев написал либретто оперы».
Легенда, рожденная на древней земле, нашла свое второе рождение под пером Мухтара Омархановича Ауэзова, а затем на драматической и оперной сценах. Воплощение в кинематографе и на балетной сцене еще ждет своих творческих мастеров.
Богата казахская земля легендарными героями. Мы должны их знать и помнить!
Р.S.
К 100-летию Мухтара Ауэзова в 1997 годк мной была написана и опубликована статья об истории создания пьесы Мухтаром Ауэзовым и одноименной оперы Газизы Жубановой в районной газете «Талас тынысы». Статья также была переведена и опубликована на уйгурском языке в республиканской газете «Уйгур авази». Оба варианта этой статьи я подарила двадцать лет назад народной артистке СССР Бибигуль Тулегеновой, так как роль Енлик в опере была посвящена ей и написана с учетом ее голосовых возможностей. Она была первой исполнительницей партии Енлик. И в статьях об этом было написано.
Бибигуль Тулегенова приехала в Каратау в 2001 году с агитпоездом в честь 10-летия Независимости РК. Во время пресс-конференции в ее честь в районном акимате присутствовали представители прессы и телевидения из Каратау, Тараза и Алматы. Я выступила от имени местной интеллигенции, устроив небольшую передвижную выставку с красочными фотографиями молодой Бибигуль из своей коллекции. А когда стала рассказывать о ее выступлениях в стенах КазГУ имени С.М. Кирова по приглашению студенческого «Общества семи вуз» под руководством профессора-искусствоведа Бахтажара Мекишева, она заметно оживилась и вступила со мной в диалог.
Я рассказала присутствующим о ее роли в опере Газизы Жубановой «Енлик-Кебек», партия которой была создана специально для нее, затем вручила Бибигуль Тулегеновой две авторские статьи, а также попросила автограф в ее книге «Живая песня» из моей библиотеки, которую она издала в 1984 году. Также попросила написать слова-пожелания для студентов на странице большой папки-раскладки с иллюстрациями на тему «Сценическая жизнь легенды «Енлик — Кебек» с ее фотографиями в роли Енлик, которую демонстрировала при чтении лекций о театральном искусстве.
Бибигуль Ахметовна поблагодарила меня за статьи, а потом она отвечала на вопросы присутствовавших, которые подавались и в письменной форме…
Фатима Оразбекова, педагог-ветеран,
Арман Шауханов, кандидат педагогических наук, доцент
Таразский региональный университет имени М.-Х. Дулати