В вопросе проведения референдума значимость имеет как концептуальная готовность государства к применению механизма референдума – как высшей формы выражения власти народа, так и тот факт, что речь идёт о поправках в Конституцию – основу нашей правовой системы. Об этом в ходе онлайн подключения из Москвы к экспертной дискуссии в СЦК рассказал приглашённый исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Мирас Жиенбаев.
По его словам, демократические исследования, как направление науки, на примере некоторых наших соседей показывают, что далеко не все страны прибегают к механизму референдума.
— Готовность нашего политического руководства называть вещи своими именами и фокусироваться на своей фундаментальной задаче – обеспечению процветания Республики и её граждан – особенно в условиях мировой нестабильности является совершенно фантастической. Трагические январские события возвели в новое качество необходимость диалога государства и общества, и в этом случае референдум – естественная реакция на произошедшие события. «Слышащее государство» должно быть усилено, а Президент, как гарант Конституции и верховенства права, делает принципиальную ставку на усиление институтов государственной власти и отход от персоналистских моделей управления. Это создаёт интенсивный рывок в сторону демократии участия. Участие здесь – главное слово. Сегодня мы говорим о том, что политическая жизнь казахстанцев после референдума значительно расширится. И это важно для всех, особенно для молодых поколений. Ведь средний возраст граждан нашей республики ежегодно снижается, что говорит о том, что с каждым годом рождается все больше и больше новых казахстанцев. С помощью участия в референдуме каждый из нас определяет не только своё будущее, но и будущее наших новых поколений. Той страны, где мы все будем жить и работать, — отметил спикер.
Эксперт считает, что референдум — смелый и важный шаг с точки зрения эволюции политической культуры. По сути, референдум 5 июня – станет днём перезагрузки функционала, полномочий и обязанностей всех ветвей государственной власти и запустит новую систему баланса, систему сдержек и противовесов в политической системе.
— Таким образом, запрос общества на большее участие в политической жизни нашей страны кристаллизовался в форму референдума по поправкам в Конституцию, где Президент использует высшую форму волеизъявления граждан для решения фундаментально важного вопроса нашего развития как государства, как нации. И то, что мы называем сегодня «Второй республикой» — фундаментально важно для нас, как для нации. Переход во «Вторую республику», переход в новое качество политической культуры, где, полагаю, механизм референдума будет и впредь активно использоваться для консолидации позиций государства и граждан к ключевым вопросам нашего развития, — важный этап в истории нашего государства. Для развития государства и общества особое значение имеет наличие грандиозной идеи – масштабной и сверхамбициозной задачи, единого устремления и понятного вектора развития. В этом плане «Вторая республика», концептуализацией которой сейчас заняты наши крупнейшие интеллектуальные элиты, и что ещё более важно – молодые поколения наших граждан, для которых «Новый Казахстан» — это та страна, в которой и на благо которой мы все будем жить, творить и процветать, — высказал солидарность предстоящим перспективам исследователь.
РСК ВКО