Вести Семей
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
PDF
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
Вести Семей
PDF
результаты не найдены
Посмотреть все результаты

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

13.06.2022
Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

Авторы статьи в комнате Ауэза-ата в Борили. Картина К. Тельжанова «Дед Ауэз и детство М.Ауэзова»

FacebookWhatsappTelegram

Мухтар Ауэзов вырос на стихах Абая, впитал в себя многокрасочность его поэзии и как достойный его наследник развивал и многократно усилил его традиции

                                                                     Мухамеджан Каратаев, академик, литературный критик

Мухтар Омарханович Ауэзов родился в 1897 году в Чингизской волости Семипалатинского уезда. О себе он писал: «Я родился 28 сентября 1897 года в семье кочевника-казаха Чингизской волости, Семипалатинской области, – Омархана Ауэзова. Мои предки, выходцы из Средней Азии, еще в начале XIX века были причислены к племени Тобыкты, из которого происходит и герой моего романа Абай Кунанбаев». Шынгыстау (Чингизские горы) считается колыбелью великого писателя, прославившего свой народ, казахскую литературу во всем мире. А точное место рождения определялось по-разному, назывались такие местности, как Борили (где находилась зимовка деда Ауэза), урочище Чингизтау, местечко Аяккараган (близ зимовки Борили), урочище Акшокы (в десяти километрах от аула Каскабулак) и др.

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова
Молодой Мухтар

Мурат Ауэзов, сын писателя, культуролог, в 2018 году писал: «Борили называют золотой колыбелью детских и отроческих лет Мухтара Ауэзова, и мы были до глубины души тронуты, что местные краеведы по историческим документам точно установили место, где именно родился Мухтар Ауэзов. В урочище Шынгыстау, где когда-то стояла юрта его родителей, по описанию был колодец, и его нашли. Я думаю, не только на меня огромное впечатление произвело то, что не просто среди этих гор, под этими небесами, а именно здесь, на вполне определенном клочке земли, был отмечен его приход в мир…».

Когда Мухтар родился, его дед Ауэз на радостях из Борили послал сообщение своему другу и сородичу Абаю в Жидебай о том, что у него родился внук и назвали его Мухтаром. Абай, получив известие,  сразу же сел на коня, прихватив с собой на поводке в качестве сүйінші (подарок за радостную весть) темно-гнедого иноходца, привез также свой перевод стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва»:

Укор невежд, укор людей,

Души высокой не печалит,

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит.

Перевод Абая:

Надандар былшылдайды құп алмайды,

Үлкен жанның қиялын ұға алмайды,

Теңізден таудай толқын соқса дағы,

Жағадағы жартасты жыға алмайды.

 

Абай дал свое благословение внуку Ауэза, и своими строками давал наказ-совет на будущее ребенку – быть стойким к невзгодам жизни, противостоять ударам судьбы, как лермонтовский гранитный утес.

Малыша Мухтара, как и Абая, воспитывала бабушка, которую звали Динасил. Она читала стихи Абая и пела его песни, рассказывала народные сказки, эпосы о подвигах батыров, легенды, которыми богат был степной край и исторические Чингизские горы. Литературовед Мухамеджан Каратаев отмечал: «Создавая свои бессмертные произведения, Ауэзов щедро черпал все изобразительные средства, все краски и звучания из сокровищницы родного языка, народного творчества».

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова
Авторы статьи в комнате Ауэза-ата в Борили. Картина К. Тельжанова «Дед Ауэз и детство М.Ауэзова»

Когда Мухтар немного подрос, за его воспитание и духовное развитие взялся дедушка Ауэз, по тем временам образованный и начитанный человек, владевший старинной арабской грамотой, как и отец писателя Омархан. С малых лет приобщал любимого внука к чтению,  развитию его памяти и кругозора. С этой целью он обращался с просьбами к мулле Мурсеиту, чтобы он переписывал стихи Абая и присылал ему для внука. Когда рукопись доставляли деду Ауэзу, Мухтара сразу же звали в юрту для чтения и заучивания наизусть стихов. Бывали моменты, когда маленькому мальчику хотелось поиграть со сверстниками или понаблюдать за полетом птиц, но дед был очень строг.

Мухтар Ауэзов вспоминал: «Раннее детство я провел в ауле, там же начал обучаться и грамоте. Учил нас, своих внуков, дед Ауэз. Он подражал учителям-муллам, держал нас над книгой с утра до захода солнца, и все выученное за день, нужно было перед ужином прочесть ему и отцу наизусть».

Дед Ауэз был не просто сородичем знаменитого на всю степь Абая (их аулы располагались по соседству), но и его другом. Хорошо знавший стихи Абая, он стремился привить ребенку любовь к народной поэзии, устному народному творчеству и, конечно, к поэзии именитого друга, стихи и песни которого знали во всех концах великой степи. Они звучали в городах  на вечеринках и в юртах казахов-кочевников, скотоводов. Стихи его в рукописной форме передавались от семьи к семье. Была традиция, когда девушки из Шынгыстау, выходя замуж и покидая родной аул, непременно увозили с собой в качестве духовного приданого рукописные сборники стихов своего знаменитого земляка – акына Абая Кунанбаева.

Дед Ауэз бережно хранил толстую рукописную книгу стихов Абая, по которой и обучал грамоте внука.

Он почитал поэтический талант своего друга Абая и стремился передать эту любовь своему внуку. Благодаря ему маленький Мухтар полюбил поэзию Абая, национальный фольклор, казахскую и русскую литературу. Уже после смерти писателя, в 1974 году, Лидия Лебединская (1921–2006), московский писатель и переводчик (из рода графа, писателя А.Н. Толстого) в своем очерке «Наш незабвенный друг», посвященном Мухтару Ауэзову, в частности, писала: «У Мухтара Ауэзова было удивительное чувство стиха и стихотворного ритма». Этому способствовали стихи Абая, которые заучивались наизусть под неусыпным контролем Ауэза-ата. М.О. Ауэзов рассказывал коллегам: «Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой дедушка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, по многу раз перечитывать и оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны… Нам в то время не было никакого дела до Татьяны и Онегина, для нас важно было выполнить наказ дедушки, и мы старательно заучивали эти стихи».

По-семейному преданию, Абай увидел маленького Мухтара, когда ему было шесть лет.  Он подозвал к себе большеглазого и крутолобого мальчика, посадил к себе на колени, поцеловал его в лоб, погладил по голове, пожелав счастья в его жизненном пути, и с особым вниманием посмотрел на него, словно видел в нем что-то значительное, словно предугадывал его творческое предназначение в будущем. Бабушка всегда брала внука с собой, когда посещала дом акына.

Когда Абай умер, Мухтару было семь лет. Заупокойную молитву на могиле Абая и айаты из Корана читал кожа Ауэз-ата, маленький Мухтар тоже бросил горсть земли в могилу акына, жизнедеятельность которого в будущем прославит в своем бессмертном романе «Путь Абая».

Дети, выросшие в горах и степи, особенно близки к природе.  Они более выносливые, ловкие,  наблюдательные, романтичные. Как и все дети, выросшие на природе, Мухтар любил езду на конях, знал особенности охоты, играл в детские народные игры – асыки, аксуек (ақсүйек) и другие. Исследователь творчества Абая, Шакарима и Мухтара, семипалатинский ученый и педагог Мурат Султанбеков писал: «Первыми впечатлениями будущего великого писателя и ученого стали Чингистауские горы и степи. В этом необозримом просторе мальчику Мухтару были знакомы и близки каждая травинка, каждая высыхающая летом речка, прибрежные заросли и овраги».

Московский писатель и переводчик Алексей Пантиелев (1913–1977), талантливый переводчик произведений М.О. Ауэзова, в очерке «Певец великой степи» писал: «О себе он рассказывал веселую историю – как осрамился еще в детстве, мальчишкой. Ему доверили участвовать в байге (скачки), посадили на коня, сунули в руку камчу (кнут или плеть). Байга была на дистанцию во много десятков километров. Сперва он скакал вместе со всеми, куда следовало, потом – куда глаза глядят, куда его унес прекрасный норовистый конь. Отыскали незадачливого всадника далеко в степи на другой день. Ауэзов говорил об этом, трясясь от смеха: «Что? Не ожидали? Скажите, по крайней мере, что – нет!»

Его отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал умерла в 1912 году, когда ему было пятнадцать лет. Рано лишившись родителей, он был под опекой дедушки и дяди Касымхана, который сделал все возможное, чтобы он получил хорошее образование.  В 1908 году мальчик учился в Семее в медресе Камалиддина, но потом дядя устроил его на подготовительные курсы русской школы, хотя отец хотел, чтобы сын получил образование в мусульманском медресе. Именно в русской школе у него проявилась тяга к знаниям, к русскому языку и, в частности, к литературе. Став известным ученым, он с радостью рассказывал коллегам о годах своей учебы на подготовительных курсах в русской школе, куда одиннадцатилетнего Мухтара определил дядя Касымхан, взявший племянника на воспитание после смерти его отца Омархана: «Русская школа была демократична, ласкова к нам, казахским мальчикам, как мать. Чем больше мы росли, тем добрее глядела она на нас. Никто не ощущал в ее стенах глухой неприязни, потому притягивала она нас своим открытым радушием. Я обязан русской школе так же, как русской культуре в целом».

С 1910 по 1914 годы будущий писатель учился в Семипалатинском городском пятиклассном училище на земскую стипендию. Тогда же стал пробовать писать небольшие рассказы, первое его произведение называется «Дауыл» («Ураган» или «В бурю»), написанное в пятом классе. В 1915 году юноша Мухтар продолжил свое образование,  поступив в учительскую семинарию в городе Семипалатинске (ныне педагогический колледж имени М.О. Ауэзова), который окончил в 1919 году. Когда-то в ней учились известные ученые Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан.

Как-то в Москве Мухтар Ауэзов со своим другом, писателем Александром Александровичем Фадеевым, был в гостях у друзей-литераторов Либединских – Юрия Николаевича (писатель, журналист и военный корреспондент) и Лидии Лебединской, урожденной Толстой (писательница, переводчица из рода А.Н. Толстого). Много говорили о литературе, наперебой читали стихи  поэтов-классиков, и когда Либединский сказал: «Вы так читаете стихи, как будто сами поэт!», – писатель ответил: «Мы, казахи, все в душе поэты. Приезжайте в Казахстан, посмотрите на нашу красоту и поймете, что иначе быть не может». И далее он вспомнил своего деда Ауэза: «Мой дед был близким другом Абая и учил меня грамоте по рукописным стихам поэта. Я без стихов жить не могу». А еще вспомнил его нравоучения: «Мой дед говорил, что умным детям наследство не нужно, сами наживут, а дуракам нет смысла оставлять, все равно промотают…».

Фадеев громко рассмеялся: «Мудрый человек был твой дед!» — « Да, мудрец. Но он же учил меня: «Если не вложишь в сердце младшего то лучшее, что есть в твоей душе, пеняй на себя, добро с неба не падает, ему надо учить».

Мудрые слова, услышанные писателем в детстве от деда Ауэза и процитированные им в зрелом возрасте, свидетельствуют о том, каким непререкаемым авторитетом был для мальчика его дед, и как зерна мудрости проросли в его душе, сделав его самого мудрецом для его окружения и читающего мира.
Евгения Лизунова (1926–1993), член-корреспондент АН Казахской ССР, доктор филологических наук, вспоминает о своих беседах с М. О. Ауэзовым о творчестве и литературном мире, но временами проскальзывали его воспоминания о малой родине, о детстве и юности, о любви к поэзии Абая.  Е. Лизунова все услышанное записывала и в итоге создала биографию писателя для своей книги. В частности, летом 1957 года в кабинете М. Ауэзова она слушала его воспоминания, которые были ему приятны: «Весенними вечерами мы уединялись с дедом, далеко уходя от аула. Я рассказывал ему о прочитанных книгах, о «Хаджи-Мурате» Л. Толстого, даже о любовных романах, прочитанных мною. Дед же многое рассказывал мне о властном Кунанбае, его сыновьях, его женах, его врагах. Я ему обязан теми знаниями, которые так пригодились мне в романах».

С воспоминаниями Мухтара Омархановича перекликается картина известного художника Канафии Тельжанова   (1927–2013). Художник-живописец и педагог, народный художник КазССР  и  СССР написал картину «Стихи Абая» (1962). Она хранится в Доме-музее М.О. Ауэзова в Алматы (ныне научно-культурный центр «Дом-музей М.О. Ауэзова»). На картине изображен маленький смуглый Мухтар с дедом Ауэзом. Они сидят на природе, разостлав коврик ручной работы. В руках у мальчика раскрытая книга. Дедушка увлеченно читает ему стихи Абая. Они часто проводили время на природе, беседуя о великом акыне-земляке. Дед Ауэз был хорошим рассказчиком сказаний, он учил внука грамоте и привил любовь к поэзии Абая.

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

Раннее детство писатель провел в зимовке деда Ауэза в Борили (бөрі – волк, бөрілі – Волчье), в этой местности было много хищных животных, священных для тюрков, ведь, по легенде, первый тюрк является потомком алтайской волчицы. Зимовка, где жила его семья, находится в 82 километрах от Семея, в девяти километрах налево от трассы Семей – Караул. Сейчас там, на месте зимовки, расположен Дом-музей Мухтара Ауэзова, построенный в 1977 году. В музее восемь экспозиционных комнат, среди которых из старой зимовки Ауэзовых сохранилась только одна – это небольшая комната Ауэза-ата, обставленная по образцу быта середины XIX века. На перекрестке трассы, у въезда в Борили, находится высотный памятник в виде раскрытой книги с надписями: «Борили. Дом-музей Мухтара Ауэзова» на казахском и русском языках, с абстрактной скульптурной цветной символикой. Книга – символ знания и главного романа страны – эпопеи-тетралогии «Путь Абая», автором которого является внук деда Ауэза, один из трех знаменитых сыновей Шынгыстау – Абая, Шакарима и Мухтара.

Олжас Сулейменов, поэт и общественный деятель, писал: «…У каждого писателя есть своя стержневая тема. Ауэзов определил ее для себя в самом начале пути. Это – Абай. Юный Мухтар узнавал грамоту по рукописным сборникам стихов Абая, с детства впитал мощь его поэтического мира и потом все отпущенное ему время посвятил изучению, пропаганде и защите творчества своего учителя».

Дед Ауэз, друг Абая Кунанбаева, посеял зерна любви к поэзии великого поэта в душе внука Мухтара и оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего писателя.

Фатима Оразбекова, педагог-ветеран,

Арман Шауханов, кандидат педагогических наук, доцент,

Таразский региональный университет имени М.-Х. Дулати

В статье: Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

Связанные новости

Аким области Абай Нурлан Уранхаев проголосовал на выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней

19.03.2023
Аким области Абай Нурлан Уранхаев проголосовал на выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней

  Свой голос Нурлан Уранхаев отдал на избирательном участке №93 в г.Семей. Как отметил глава региона, сегодня страна выбирает свой...

Читать далее ...

Первые в жизни выборы прошли для студентки семейского педколледжа

19.03.2023
Первые в жизни выборы прошли для студентки семейского педколледжа

Первые в жизни выборы прошли для студентки семейского педколледжа Студентка педагогического колледжа им. Ауэзова Айшагуль Аскергазина сделала свой выбор ещё...

Читать далее ...

Избиратели могут попробовать баурсаки на участке

19.03.2023
Избиратели могут попробовать баурсаки на участке

  Так необычно встречают своих избирателей в Колледже бизнеса и сервиса, в котором сегодняшним утром открылся избирательный участок №82. Как...

Читать далее ...

В Семее состоялся праздничный концерт «Ару көктем» в честь Международного женского дня

06.03.2023
В Семее состоялся праздничный концерт «Ару көктем» в честь Международного женского дня

В Семее состоялся праздничный концерт «Ару көктем» в честь Международного женского дня. Представительниц прекрасного пола с наступающим праздником поздравил аким...

Читать далее ...

В Семее в преддверии Дня благодарности прошло около 30 мероприятий

01.03.2023

Празднование Дня благодарности, который в нашей стране традиционно отмечают в первый день весны, началось с 25 февраля. Всего в городе...

Читать далее ...

Поздравление акима области Абай с Днем благодарности

01.03.2023
Поздравление акима области Абай с Днем благодарности

                                       ...

Читать далее ...

Новости

Прошло заседание Клуба руководителей религиозных объединений области Абай

2 дня назад

Органы прокуратуры в соответствии с Конституцией принимают все необходимые меры по надзору за соблюдением закона «О выборах»

3 дня назад

«Мы увидели «элегантные» избирательные участки» — депутат Парламента Португалии

3 дня назад

Сильвия Болтук: у жителей Казахстана будет больше возможностей принимать участие в управлении страной

3 дня назад

Явка казахстанцев на выборы составила 54,09% — данные на 20:00

3 дня назад

Как голосует Энергетик – полным ходом идёт голосование на участке №70

3 дня назад

99-летняя ветеран тыла проголосовала на выборах

3 дня назад

Девочки-двойняшки вместе пришли на выборы

3 дня назад

Династия учителей в полном составе проголосовала в области Абай

3 дня назад

Одним из тех, кто сделал сегодня свой выбор, не выходя из дома, стал ветеран тыла  

3 дня назад
Читать далее ...

Директор:
Риза Асанқызы Молдашева

Редактор:

Шынар Рысакова

Корреспонденты:

Акерке Турсунова

Рената Тахирова

 

Адрес редакции:

F18A5H3, г. Семей, улица К. Мухамедханова, 12.

Контакты:

Приемная директора — 523657;  редактор — 520734;  отдел рекламы и подписки — 560803; факс — 520475.

 

 

e-mail:
info@semeytany.kz


Свидетельство о перерегистрации на учет Министерством культуры и информации Республики Казахстан №13658-Г, 31.05.2013г.


Яндекс.Метрика

© ТОО«Газеты Семей таңы  – Вести Семей»

результаты не найдены
Посмотреть все результаты
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог

© «Семей таңы газеттері – Вести Семей» ЖШС