Вести Семей
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
PDF
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
Вести Семей
PDF
результаты не найдены
Посмотреть все результаты

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

10.06.2022
Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

Авторы статьи в комнате Ауэза-ата в Борили. Картина К. Тельжанова «Дед Ауэз и детство М.Ауэзова»

FacebookWhatsappTelegram

Мухтар Ауэзов вырос на стихах Абая, впитал в себя многокрасочность его поэзии и как достойный его наследник развивал и многократно усилил его традиции

                                                                     Мухамеджан Каратаев, академик, литературный критик

Мухтар Омарханович Ауэзов родился в 1897 году в Чингизской волости Семипалатинского уезда. О себе он писал: «Я родился 28 сентября 1897 года в семье кочевника-казаха Чингизской волости, Семипалатинской области, – Омархана Ауэзова. Мои предки, выходцы из Средней Азии, еще в начале XIX века были причислены к племени Тобыкты, из которого происходит и герой моего романа Абай Кунанбаев». Шынгыстау (Чингизские горы) считается колыбелью великого писателя, прославившего свой народ, казахскую литературу во всем мире. А точное место рождения определялось по-разному, назывались такие местности, как Борили (где находилась зимовка деда Ауэза), урочище Чингизтау, местечко Аяккараган (близ зимовки Борили), урочище Акшокы (в десяти километрах от аула Каскабулак) и др.

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова
Молодой Мухтар

Мурат Ауэзов, сын писателя, культуролог, в 2018 году писал: «Борили называют золотой колыбелью детских и отроческих лет Мухтара Ауэзова, и мы были до глубины души тронуты, что местные краеведы по историческим документам точно установили место, где именно родился Мухтар Ауэзов. В урочище Шынгыстау, где когда-то стояла юрта его родителей, по описанию был колодец, и его нашли. Я думаю, не только на меня огромное впечатление произвело то, что не просто среди этих гор, под этими небесами, а именно здесь, на вполне определенном клочке земли, был отмечен его приход в мир…».

Когда Мухтар родился, его дед Ауэз на радостях из Борили послал сообщение своему другу и сородичу Абаю в Жидебай о том, что у него родился внук и назвали его Мухтаром. Абай, получив известие,  сразу же сел на коня, прихватив с собой на поводке в качестве сүйінші (подарок за радостную весть) темно-гнедого иноходца, привез также свой перевод стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва»:

Укор невежд, укор людей,

Души высокой не печалит,

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит.

Перевод Абая:

Надандар былшылдайды құп алмайды,

Үлкен жанның қиялын ұға алмайды,

Теңізден таудай толқын соқса дағы,

Жағадағы жартасты жыға алмайды.

 

Абай дал свое благословение внуку Ауэза, и своими строками давал наказ-совет на будущее ребенку – быть стойким к невзгодам жизни, противостоять ударам судьбы, как лермонтовский гранитный утес.

Малыша Мухтара, как и Абая, воспитывала бабушка, которую звали Динасил. Она читала стихи Абая и пела его песни, рассказывала народные сказки, эпосы о подвигах батыров, легенды, которыми богат был степной край и исторические Чингизские горы. Литературовед Мухамеджан Каратаев отмечал: «Создавая свои бессмертные произведения, Ауэзов щедро черпал все изобразительные средства, все краски и звучания из сокровищницы родного языка, народного творчества».

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова
Авторы статьи в комнате Ауэза-ата в Борили. Картина К. Тельжанова «Дед Ауэз и детство М.Ауэзова»

Когда Мухтар немного подрос, за его воспитание и духовное развитие взялся дедушка Ауэз, по тем временам образованный и начитанный человек, владевший старинной арабской грамотой, как и отец писателя Омархан. С малых лет приобщал любимого внука к чтению,  развитию его памяти и кругозора. С этой целью он обращался с просьбами к мулле Мурсеиту, чтобы он переписывал стихи Абая и присылал ему для внука. Когда рукопись доставляли деду Ауэзу, Мухтара сразу же звали в юрту для чтения и заучивания наизусть стихов. Бывали моменты, когда маленькому мальчику хотелось поиграть со сверстниками или понаблюдать за полетом птиц, но дед был очень строг.

Мухтар Ауэзов вспоминал: «Раннее детство я провел в ауле, там же начал обучаться и грамоте. Учил нас, своих внуков, дед Ауэз. Он подражал учителям-муллам, держал нас над книгой с утра до захода солнца, и все выученное за день, нужно было перед ужином прочесть ему и отцу наизусть».

Дед Ауэз был не просто сородичем знаменитого на всю степь Абая (их аулы располагались по соседству), но и его другом. Хорошо знавший стихи Абая, он стремился привить ребенку любовь к народной поэзии, устному народному творчеству и, конечно, к поэзии именитого друга, стихи и песни которого знали во всех концах великой степи. Они звучали в городах  на вечеринках и в юртах казахов-кочевников, скотоводов. Стихи его в рукописной форме передавались от семьи к семье. Была традиция, когда девушки из Шынгыстау, выходя замуж и покидая родной аул, непременно увозили с собой в качестве духовного приданого рукописные сборники стихов своего знаменитого земляка – акына Абая Кунанбаева.

Дед Ауэз бережно хранил толстую рукописную книгу стихов Абая, по которой и обучал грамоте внука.

Он почитал поэтический талант своего друга Абая и стремился передать эту любовь своему внуку. Благодаря ему маленький Мухтар полюбил поэзию Абая, национальный фольклор, казахскую и русскую литературу. Уже после смерти писателя, в 1974 году, Лидия Лебединская (1921–2006), московский писатель и переводчик (из рода графа, писателя А.Н. Толстого) в своем очерке «Наш незабвенный друг», посвященном Мухтару Ауэзову, в частности, писала: «У Мухтара Ауэзова было удивительное чувство стиха и стихотворного ритма». Этому способствовали стихи Абая, которые заучивались наизусть под неусыпным контролем Ауэза-ата. М.О. Ауэзов рассказывал коллегам: «Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой дедушка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, по многу раз перечитывать и оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны… Нам в то время не было никакого дела до Татьяны и Онегина, для нас важно было выполнить наказ дедушки, и мы старательно заучивали эти стихи».

По-семейному преданию, Абай увидел маленького Мухтара, когда ему было шесть лет.  Он подозвал к себе большеглазого и крутолобого мальчика, посадил к себе на колени, поцеловал его в лоб, погладил по голове, пожелав счастья в его жизненном пути, и с особым вниманием посмотрел на него, словно видел в нем что-то значительное, словно предугадывал его творческое предназначение в будущем. Бабушка всегда брала внука с собой, когда посещала дом акына.

Когда Абай умер, Мухтару было семь лет. Заупокойную молитву на могиле Абая и айаты из Корана читал кожа Ауэз-ата, маленький Мухтар тоже бросил горсть земли в могилу акына, жизнедеятельность которого в будущем прославит в своем бессмертном романе «Путь Абая».

Дети, выросшие в горах и степи, особенно близки к природе.  Они более выносливые, ловкие,  наблюдательные, романтичные. Как и все дети, выросшие на природе, Мухтар любил езду на конях, знал особенности охоты, играл в детские народные игры – асыки, аксуек (ақсүйек) и другие. Исследователь творчества Абая, Шакарима и Мухтара, семипалатинский ученый и педагог Мурат Султанбеков писал: «Первыми впечатлениями будущего великого писателя и ученого стали Чингистауские горы и степи. В этом необозримом просторе мальчику Мухтару были знакомы и близки каждая травинка, каждая высыхающая летом речка, прибрежные заросли и овраги».

Московский писатель и переводчик Алексей Пантиелев (1913–1977), талантливый переводчик произведений М.О. Ауэзова, в очерке «Певец великой степи» писал: «О себе он рассказывал веселую историю – как осрамился еще в детстве, мальчишкой. Ему доверили участвовать в байге (скачки), посадили на коня, сунули в руку камчу (кнут или плеть). Байга была на дистанцию во много десятков километров. Сперва он скакал вместе со всеми, куда следовало, потом – куда глаза глядят, куда его унес прекрасный норовистый конь. Отыскали незадачливого всадника далеко в степи на другой день. Ауэзов говорил об этом, трясясь от смеха: «Что? Не ожидали? Скажите, по крайней мере, что – нет!»

Его отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал умерла в 1912 году, когда ему было пятнадцать лет. Рано лишившись родителей, он был под опекой дедушки и дяди Касымхана, который сделал все возможное, чтобы он получил хорошее образование.  В 1908 году мальчик учился в Семее в медресе Камалиддина, но потом дядя устроил его на подготовительные курсы русской школы, хотя отец хотел, чтобы сын получил образование в мусульманском медресе. Именно в русской школе у него проявилась тяга к знаниям, к русскому языку и, в частности, к литературе. Став известным ученым, он с радостью рассказывал коллегам о годах своей учебы на подготовительных курсах в русской школе, куда одиннадцатилетнего Мухтара определил дядя Касымхан, взявший племянника на воспитание после смерти его отца Омархана: «Русская школа была демократична, ласкова к нам, казахским мальчикам, как мать. Чем больше мы росли, тем добрее глядела она на нас. Никто не ощущал в ее стенах глухой неприязни, потому притягивала она нас своим открытым радушием. Я обязан русской школе так же, как русской культуре в целом».

С 1910 по 1914 годы будущий писатель учился в Семипалатинском городском пятиклассном училище на земскую стипендию. Тогда же стал пробовать писать небольшие рассказы, первое его произведение называется «Дауыл» («Ураган» или «В бурю»), написанное в пятом классе. В 1915 году юноша Мухтар продолжил свое образование,  поступив в учительскую семинарию в городе Семипалатинске (ныне педагогический колледж имени М.О. Ауэзова), который окончил в 1919 году. Когда-то в ней учились известные ученые Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан.

Как-то в Москве Мухтар Ауэзов со своим другом, писателем Александром Александровичем Фадеевым, был в гостях у друзей-литераторов Либединских – Юрия Николаевича (писатель, журналист и военный корреспондент) и Лидии Лебединской, урожденной Толстой (писательница, переводчица из рода А.Н. Толстого). Много говорили о литературе, наперебой читали стихи  поэтов-классиков, и когда Либединский сказал: «Вы так читаете стихи, как будто сами поэт!», – писатель ответил: «Мы, казахи, все в душе поэты. Приезжайте в Казахстан, посмотрите на нашу красоту и поймете, что иначе быть не может». И далее он вспомнил своего деда Ауэза: «Мой дед был близким другом Абая и учил меня грамоте по рукописным стихам поэта. Я без стихов жить не могу». А еще вспомнил его нравоучения: «Мой дед говорил, что умным детям наследство не нужно, сами наживут, а дуракам нет смысла оставлять, все равно промотают…».

Фадеев громко рассмеялся: «Мудрый человек был твой дед!» — « Да, мудрец. Но он же учил меня: «Если не вложишь в сердце младшего то лучшее, что есть в твоей душе, пеняй на себя, добро с неба не падает, ему надо учить».

Мудрые слова, услышанные писателем в детстве от деда Ауэза и процитированные им в зрелом возрасте, свидетельствуют о том, каким непререкаемым авторитетом был для мальчика его дед, и как зерна мудрости проросли в его душе, сделав его самого мудрецом для его окружения и читающего мира.
Евгения Лизунова (1926–1993), член-корреспондент АН Казахской ССР, доктор филологических наук, вспоминает о своих беседах с М. О. Ауэзовым о творчестве и литературном мире, но временами проскальзывали его воспоминания о малой родине, о детстве и юности, о любви к поэзии Абая.  Е. Лизунова все услышанное записывала и в итоге создала биографию писателя для своей книги. В частности, летом 1957 года в кабинете М. Ауэзова она слушала его воспоминания, которые были ему приятны: «Весенними вечерами мы уединялись с дедом, далеко уходя от аула. Я рассказывал ему о прочитанных книгах, о «Хаджи-Мурате» Л. Толстого, даже о любовных романах, прочитанных мною. Дед же многое рассказывал мне о властном Кунанбае, его сыновьях, его женах, его врагах. Я ему обязан теми знаниями, которые так пригодились мне в романах».

С воспоминаниями Мухтара Омархановича перекликается картина известного художника Канафии Тельжанова   (1927–2013). Художник-живописец и педагог, народный художник КазССР  и  СССР написал картину «Стихи Абая» (1962). Она хранится в Доме-музее М.О. Ауэзова в Алматы (ныне научно-культурный центр «Дом-музей М.О. Ауэзова»). На картине изображен маленький смуглый Мухтар с дедом Ауэзом. Они сидят на природе, разостлав коврик ручной работы. В руках у мальчика раскрытая книга. Дедушка увлеченно читает ему стихи Абая. Они часто проводили время на природе, беседуя о великом акыне-земляке. Дед Ауэз был хорошим рассказчиком сказаний, он учил внука грамоте и привил любовь к поэзии Абая.

Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

Раннее детство писатель провел в зимовке деда Ауэза в Борили (бөрі – волк, бөрілі – Волчье), в этой местности было много хищных животных, священных для тюрков, ведь, по легенде, первый тюрк является потомком алтайской волчицы. Зимовка, где жила его семья, находится в 82 километрах от Семея, в девяти километрах налево от трассы Семей – Караул. Сейчас там, на месте зимовки, расположен Дом-музей Мухтара Ауэзова, построенный в 1977 году. В музее восемь экспозиционных комнат, среди которых из старой зимовки Ауэзовых сохранилась только одна – это небольшая комната Ауэза-ата, обставленная по образцу быта середины XIX века. На перекрестке трассы, у въезда в Борили, находится высотный памятник в виде раскрытой книги с надписями: «Борили. Дом-музей Мухтара Ауэзова» на казахском и русском языках, с абстрактной скульптурной цветной символикой. Книга – символ знания и главного романа страны – эпопеи-тетралогии «Путь Абая», автором которого является внук деда Ауэза, один из трех знаменитых сыновей Шынгыстау – Абая, Шакарима и Мухтара.

Олжас Сулейменов, поэт и общественный деятель, писал: «…У каждого писателя есть своя стержневая тема. Ауэзов определил ее для себя в самом начале пути. Это – Абай. Юный Мухтар узнавал грамоту по рукописным сборникам стихов Абая, с детства впитал мощь его поэтического мира и потом все отпущенное ему время посвятил изучению, пропаганде и защите творчества своего учителя».

Дед Ауэз, друг Абая Кунанбаева, посеял зерна любви к поэзии великого поэта в душе внука Мухтара и оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего писателя.

Фатима Оразбекова, педагог-ветеран,

Арман Шауханов, кандидат педагогических наук, доцент,

Таразский региональный университет имени М.-Х. Дулати

В статье: Дед Ауэз и детство Мухтара Ауэзова

Связанные новости

Аким области Абай Берик Уали выступил с докладом на августовской конференции педагогов

20.08.2025
Аким области Абай Берик Уали выступил с докладом на августовской конференции педагогов

В своем выступлении глава региона рассказал о проводимой работе в области по выполнению поручений Президента, касающихся повышения качества образования и...

Читать далее ...

В Бородулихинском районе идут дорожные ремонтные работы

18.08.2025
В Бородулихинском районе идут дорожные ремонтные работы

В этом году в Бородулихинском районе реализуется комплексная программа по улучшению транспортной инфраструктуры. В ее рамках проводится средний ремонт дорог...

Читать далее ...

180-летие Абая завершилось в Абайском районе

12.08.2025
180-летие Абая завершилось в Абайском районе

В области Абай декада юбилейных мероприятий, посвященных 180-летию великого поэта, завершилась на его родине — в Абайском районе. В Карауылтобе...

Читать далее ...

Казахстан и Турция укрепляют стратегическое партнёрство: Токаев и Эрдоган подписали ряд ключевых соглашений

31.07.2025
Казахстан и Турция укрепляют стратегическое партнёрство: Токаев и Эрдоган подписали ряд ключевых соглашений

В Анкаре состоялось пятое заседание Совета стратегического сотрудничества высокого уровня между Казахстаном и Турцией под председательством президентов Касым-Жомарта Токаева и...

Читать далее ...

Аким области выслушал обращения жителей Абайского района

21.07.2025
Аким области выслушал обращения жителей Абайского района

В Абайском районе состоялся личный приём граждан с участием акима области, в ходе которого обсуждались важные вопросы, включая электроснабжение сельских...

Читать далее ...

Социальное развитие и стратегические планы: аким Абайской области провёл встречу с жителями Курчатова

12.07.2025
Социальное развитие и стратегические планы: аким Абайской области провёл встречу с жителями Курчатова

Аким Абайской области Берик Уали встретился с жителями Курчатова, чтобы обсудить текущее социально-экономическое положение города и приоритетные направления его развития....

Читать далее ...

Новости

В Семее состоялся региональный гражданский форум

1 день назад

В области Абай 8 школ будут реновированы к началу учебного года

1 день назад

Послание-2024: как исполняются поручения Президента по развитию экспорта и поддержке отечественных производителей

3 дня назад

В Семее состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Защита конституционных прав граждан»

3 дня назад

Глава государства Касым-Жомарт Токаев возложил цветы к Национальному историко-мемориальному комплексу «Ата-Бейит»

6 дней назад

Послание Президента-2024: как ведется модернизация автодорог, строительство аэропортов и развивается Транскаспийский маршрут

6 дней назад

В Семее зарегистрировано 287 случаев кишечной инфекции

6 дней назад

КАЗАХСТАНСКИЕ СТРЕЛКИ НА 20 АВГУСТА ЗАВОЕВАЛИ 7 МЕДАЛЕЙ

7 дней назад

Реализация Послания Президента-2024: как ведется масштабная модернизация топливно-энергетического комплекса

7 дней назад

В рамках августовской конференции аким области Абай Берик Уали вручил высокие награды педагогам, внёсшим значительный вклад в развитие образования региона.

7 дней назад
Читать далее ...

Директор:
Риза Асанқызы Молдашева

Редактор:

Шынар Рысакова

Корреспонденты:

Акерке Турсунова

Рената Тахирова

 

Адрес редакции:

F18A5H3, г. Семей, улица К. Мухамедханова, 12.

Контакты:

Приемная директора — 523657;  редактор — 520734;  отдел рекламы и подписки — 560803; факс — 520475.

 

 

e-mail:
info@semeytany.kz


Свидетельство о перерегистрации на учет Министерством культуры и информации Республики Казахстан №13658-Г, 31.05.2013г.


Яндекс.Метрика

© ТОО«Газеты Семей таңы  – Вести Семей»

результаты не найдены
Посмотреть все результаты
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог

© «Семей таңы газеттері – Вести Семей» ЖШС