К сожалению, как показывает практика, казахстанские потребители уязвимы перед лицом недобросовестных предпринимателей и продавцов. Только за прошлый год Комитетом по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции рассмотрено свыше 25 тысяч обращений от граждан, потребительские права которых были нарушены. Чаще всего это касается тех ситуаций, когда потребитель хочет вернуть товар, но его не принимают. Действительно ли все товары можно вернуть? Как оказалось, нет. Существует перечень из шести товаров, которые не подлежат обмену и возврату.
Чтобы не попасть в неудобную ситуацию, необходимо знать, что существует перечень из шести товаров, не подлежащих обмену и возврату согласно пункту 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Одним из перечисленных исключений являются лекарственные средства и медицинские изделия. Но, к сожалению, потребители в силу своего незнания закона продолжают настаивать на своем.
– Например, потребитель в аптеке приобрел лекарственное средство, которое он решил вернуть после покупки. Работники аптеки тоже без объяснения причин отказали в возврате оплаченных средств за приобретенное лекарство. Тогда потребитель обратился с письменной претензией в аптеку, где просил вернуть денежные средства за товар. Но в десятидневный срок письменного ответа на претензию потребителем получено не было, – сообщается на сайте Комитета защиты прав потребителей министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
Напоминаем, перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену согласно пункту 1 статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей» входят лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, а также абонентские устройства сотовой связи.
Обмен и возврат товаров производится согласно статье 30 Закона «О защите прав потребителей», где говорится, что продавец обязан произвести обмен или возврат товара надлежащего качества в тех случаях, когда товар не был в употреблении, сохранен товарный вид и потребительские свойства, ярлыки и пломбы, а также сохранен документ, подтверждающий приобретение товара. Товар можно обменять или вернуть и после 14 дней после покупки, если же более длительный срок предусмотрен договором.
Важно быть рассудительными и хорошенько подумать, прежде чем покупать какой-либо товар. Особенно если данный товар входит в перечень неподлежащих обмену и возврату товаров.
Софья ЯНЦЕН
по материалам Комитета по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции РК