Комитет по защите прав потребителей провел квартальный анализ обращений казахстанцев. Результат исследования оказался тревожным и в то же время критическим. Количество жалоб от потребителей за 1 квартал 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 1231.
Интернет магазины сегодня обладают большими преимуществами перед обычными магазинами. Новые технологии не стоят на месте, и с помощью таких специализированных сайтов клиенты могут совершать любые покупки, даже не выходя из дома. Почему же интернет покупки сейчас столь популярны? Многие товары в интернете стоят дешевле, чем в обычных магазинах. Это легко объяснить – владельцам интернет магазинов не нужно тратить деньги на аренду торговых площадок, на охрану и содержание торговых залов, на зарплату продавцам и услуги посредников. Многим пользователям интернет магазинов важен психологический комфорт — отсутствие очередей и назойливых консультантов, возможность в любое время отказаться от выбранного товара или поменять какие-то его характеристики одним щелчком мыши. Интернет покупки можно легко и быстро оплатить наличными, банковской картой, почтовым или банковским переводом, или электронными деньгами.
Однако на интернет магазины в Казахстане появляется все больше жалоб. Специалисты утверждают, что такая ситуация усугубляется ежегодно из-за низкого качества товаров, работ, услуг, обмана покупателей, завышенных цен и многих других факторов. Кроме того, идёт доработка Закона РК «О защите прав потребителей», пробелы в котором позволяют недобросовестным предпринимателям нарушать потребительские права.
В ведомство и его территориальные департаменты поступило за указанный отрезок времени 5406 обращений. Большая часть из них пришлась в адрес розничной торговли – 51%, бытовых услуг – 21%, электронной торговли – 6,8% и жилищно-коммунального хозяйства – 5%.
Специалисты советуют выбирать крупные и известные онлайн-магазины. Но при этом не стоит забывать, что мошенники очень часто их подделывают, поэтому нужно смотреть правильность написания сайта. Новые интернет магазины появляются на рынке периодически и их, конечно, тоже не стоит исключать, но есть риск попасть на сайты-однодневки. Они часто привлекают клиентов щедрыми акциями и слишком низкими ценами. Могут помочь определиться с выбором онлайн-продавца и товара отзывы читателей. Опять же стоит помнить о том, что они могут быть написаны подставными людьми.
Факт покупки всегда должен быть подкреплен документами, даже если она совершается онлайн. Поэтому после оплаты нужно сохранить все пришедшие на почту чеки и сделать скриншот страницы, на которую сайт перевел после оплаты. Если подтверждение заказа на почту так и не пришло, то нужно связаться с компанией и попросить прислать платежные документы. Специалисты также советуют для онлайн-покупок с использованием банковской карты использовать только собственный компьютер или телефон. Потому что, если данные карты будут сохранены, ими может кто-нибудь воспользоваться, как случайно, так и намеренно.
Софья ЯНЦЕН
по материалам Комитета по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции РК