Проблема общественного транспорта в городе Семей – вопрос вечный и, кажется, неразрешимый. Летом прошлого года семейчане не одну неделю переживали за движение автобусов и следили за тем, как разрешится громкая история с транспортным коллапсом. Ведь добираться на работу и учебу в переполненном общественном транспорте или на чрезмерно дорогих такси стало настоящим испытанием, с которым пришлось справляться каждому. Теперь же остается только наблюдать за незавидной судьбой «зеленых», которые вот-вот уйдут с молотка на аукционе.
Как известно, после того, как разразилась транспортная катастрофа – более мягкого сравнения со стороны жителей города подобрать было бы сложно, вину перекладывали с одной больной головы на другую. Но по итогу в конце августа все 170 зеленых автобусов у автопарка «Semey Bus» были изъяты, и на маршрутах работали только автобусы ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Таксомоторный парк», которых не хватало даже для того, что уместить людей, скопившихся на одной остановке не в густонаселенном районе города. До сих пор в автобусах возникает давка, а электронное билетирование действует лишь частично.
Как известно, изъятые автобусы по решению суда у ТОО «Semey bus» в пользу АО «Фонд развития промышленности» оказались технически неисправными, а некоторые и вовсе не пригодными для дальнейшей эксплуатации. До этого уже сообщалось, что 50 автобусов находятся в аварийном состоянии и требуют больших вложений. Вышедшие на линию после процедуры оформления 45 автобусов также начали ломаться. Это было связано с отсутствием надлежащего технического контроля и эксплуатации. Они ремонтировались в экстренном режиме, вновь скрепя деталями выходили на линию, и все повторялось раз за разом.
Тогда же было обещано, что если «Semey Bus» выходит из строя, то поменяется и платежная система картами. Сейчас вопрос все еще находится на стадии решения, но носить с собой по две транспортные карты горожанам не придется – хотя, возможно, второй так и не появится. К слову, о новом парке – практически сразу после огорчительного инцидента постановлением акимата было создано ТОО «Автотранс Семей». Изначально маслихатом города было одобрено выделить более 500 миллионов тенге. Совместно парками «Семавтопарк» и «Автотранс Семей» планировалось выпускать на маршруты порядка 150 автобусов.
На данный момент судьба «зеленых» уже стала известна – частные судебные исполнители выставили на торги 15 автобусов бывшего муниципального автопарка города Семей. Китайские «Daewoo» казахстанской сборки, купленные четыре года назад, реализуют по цене в два раза ниже рыночной. Объявления о продаже больших городских автобусов автопарка Семея были опубликованы на портале автоматизированной информсистемы органов исполнительного производства Республики Казахстан. Автобусы, бывшие в употреблении в течение более трех лет, продаются по начальной стоимости 7,8–10,7 млн тенге за каждую единицу транспорта.
Общественный транспорт кажется нам естественной и неотъемлемой частью городской жизни. Ведь автобусы – это привычный, бюджетный и наиболее оптимальный вариант передвижения. Жаль, что в нашем городе эта проблема так и не обрела своего решения. Отрадно, что находятся ответы на вопросы с новыми маршрутами и возвращением некоторых старых, только вот единиц техники все еще не хватает, возможно, именно дополнительные автобусы на линии разрешили бы большую часть недовольств, возникающих в обществе на этот счет.
Софья ЯНЦЕН