Отдых для каждого человека конечно же свой. Кто-то любит лежать на пляже, загорать и купаться, кому-то интересны определенные туристические тропы, жизнь в палатках, песни у костра, а для кого-то неделя шопинга, которая обойдется как небольшое путешествие по эмоциям и накалу страстей будет намного полезнее нежели все эти переезды, перелеты и сбор вещей в дорогу. В последние годы в республике большое внимание уделяется развитию туристического потенциала, привлечению туристов и гостей из соседних городов и стран. Согласитесь, области Абай есть чем похвастаться в плане культурного обогащения, духовного и исторического наследия, одни только известные личности и выдающиеся поэты, мыслители, купцы и меценаты, принимавшие участие в развитии и становлении Семипалатинска и Семипалатной крепости являются поистине жемчужиной края. Но так ли привлекательны они сейчас для туристов?
Чем уникален Семей?
Если сделать такой запрос в поисковике, то первое, о чем будет сказано – это родина Абая. Затем информация еще об одном нашем достоянии: в Семее находится уникальный реликтовый сосновый бор, аналогичный бор есть только в Канаде. Еще одна визитная карточка города, которая есть практически на всех магнитиках и постерах — единственный в СНГ подвесной мост, который напоминает мост в Сан-Франциско. В мире таких всего 17, поэтому мост — настоящая гордость семейчан.
Есть конечно уникальный Святой ключ с интересной историей и главным символом православия региона — Знаменско-Абалацкая икона Божией Матери. История ее появления еще одно подтверждение того, что Казахстан очень миролюбивая многонациональная страна, в которой каждый этнос с почтением и уважением относится к традициям друг друга. Об этом можно рассказать отдельно, ведь в перспективе ею можно привлекать туристов, чем город и планирует заниматься.
Главная святыня Православной Сибири
Информация о событиях создания чудотворного образа и его истории в Семипалатной крепости и на Святом ключе уже много лет опубликована на сайте Воскресенского собора, там же есть и публикации об основных сакральных местах Восточного Казахстана, в состав которого ранее входила область Абай. Приводим краткую информацию об этих событиях.
В 25 километрах от Тобольска, при селении Абалак, на высоком правом берегу Иртыша расположен Абалацкий монастырь, в Тобольском районе Тюменской области. Обитель эта привлекает множество богомольцев со всей Сибири своей замечательной святыней. Здесь находится благоговейно почитаемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Написана она в 1637 году при третьем тобольском архипастыре, благочестивом епископе Нектарии. Живописцем был протодьякон кафедрального Тобольского собора Матфей. Написание иконы произошло при следующих обстоятельствах.
В Абалацком погосте, близ Тобольска, в первой половине XVII века жила благочестивая вдова, которую звали Мария. 10 июля 1636 года эта женщина во сне увидела в своей хижине образ Богородицы «Знамение» с изображениями по сторонам Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской. Этот образ, святые являлись женщине несколько раз и убеждали, что необходимо построить новый храм и написать для него уникальную икону. Но женщина не решалась рассказать кому-либо о своем видении, и когда последовало сразу несколько видений Богородицы и святых, женщина рассказала обо всем архиепископу и жителям. Началось строительство храма. Человек, который занялся написанием иконы, излечился от тяжелого недуга, благодаря этому образу люди выздоравливали.
— Летом 1665 года Тобольск и его окрестности постигло тяжелое бедствие: продолжительное время здесь шел проливной дождь, и водой затопило хлеба, овощи и травы. Растительность вся погибла, и народ пришел в отчаяние. Тогда тобольский архиепископ Корнилий распорядился 8 июля принести из Абалака чудотворную икону Богоматери «Знамение» в Тобольск. После торжественной встречи образа архиепископом с градоначальником и множеством горожан и совершенного перед иконой молебна образ внесен был в собор, где тотчас же началась литургия. Не успело еще богослужение окончиться, как к удивлению и радости всех небо прояснилось, проглянули сквозь облака лучи солнца, и дождь прекратился. В память об этой милостивой помощи Богоматери архиепископ Корнилий установил ежегодно 8 июля переносить образ «Знамение» из Абалака в Тобольск и оставлять его здесь до 23 числа этого месяца, — говорится на сайте собора.
Абалацкая икона Божией Матери служила предметом особенного благоговения не
только в Сибири, но и в губерниях, соседних с Сибирью: на поклонение ей приезжали издалека, и великие чудеса совершались по вере прибегающих к ней. Очень часто и саму святую икону носили в различные сибирские города: Тюмень, Тару, Верхотурье и др. Поэтому случалось, что паломники, совершив немалый путь, не могли поклониться ей в Абалаке и были вынуждены с великим огорчением возвращаться назад.
Чтобы прекратить эти неурядицы известному иконописцы протодиакону Матфию, написавшему в свое время чудотворный образ Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери, было поручено снять с чудотворной иконы копию, меньшей величины, но совершенно одинаковую по письму и краскам. Именно этот список стали носить по окрестным городам и весям Тобольского края.
Очень скоро чудесными исцелениями и прочими чудотворениями прославился список с чудотворной иконы. Почти сто лет он находился в Сибири, и лишь в начале XVIII века был перемещен в пределы нынешнего Казахстана. И среди всех списков с чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы наиболее известным стал этот Семипалатинский список иконы Божией Матери.
В 1720 году для основания Усть-Каменогорской крепости из Тобольска на судах вышел воинский отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева. Будучи человеком верующим и сознавая, какие опасности могут его подстерегать в дальнейшем пути, Лихарев, добравшись до Абалацкого монастыря под Тобольском, просил местное духовенство отслужить на его кораблях напутственный молебен пред чтимым образом Абалацкой Божией Матери. Для этого на его суда внесли список с чудотворного образа, который обычно носили по окрестным селениям. Благочестивое желание офицера было исполнено.
Икону внесли на корабль. «Началось молебствие… Начальник отряда и его подчиненные горячо и усердно молились… Наступило время чтения Евангелия… Но лишь священник произнес начало Евангельского чтения, положенного на молебном пении в честь Пресвятой Богородицы: во дни оны, воставши Марiамь и иде въ горняя (Лк. 1, 39.)… как все суда Лихарева снялись с якорей и совершенно без всякой помощи команды поплыли вверх по Иртышу, отличающемуся очень быстрым течением…
Все бывшие на судах были поражены столь явно совершившимся чудом!… Они с глубокой верою и горячею молитвою в душе и на устах предались воли Небесной Путеводительницы, которая и довела их чудесно до Семипалатинской крепости, находившейся от Абалака в 1288 верстах и была лишь за два года до рассказываемого события построена. Около этой крепости судно, на котором находилась Святая Икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды, бывшей у Лихарева, сдвинуть его и тянуть вперед, не трогалось с места.
Видя в этом волю Божию и второе чудо от святой иконы, Лихарев приказал благоговейно снести Святую Икону с судна и поставить ее в крепостном храме Святых Антония и Феодосия Печерских. Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и Лихарев, со своими людьми, отплыл дальше, а Святая Икона осталась в Семипалатинской крепости. Фактически корабли Лихарева пристали к тому же месту, где впоследствии возник Святоключевский православный монастырь.
Таким образом, по мнению духовенства, Матерь Божия взяла православных Прииртышья под свое особое покровительство. Впоследствии абалацкое духовенство требовало вернуть икону в Абалак, но семипалатинцы отказывали в этом, не желая расставаться с ликом Богоматери. Конфликт разрешил Тобольский митрополит Филофей, который повелел оставить икону навсегда в Семипалатинске, но, обязав семипалатинцев написать точную копию с нее и отправить в Абалак. Список должен был во всем походить на семипалатинский и видом и размером, что и было исполнено.
Так престарелый митрополит и известный всей России миссионер, закрепил законность пребывания чудотворного списка иконы Богородицы в крепости Семипалатинской. Не лишним было бы отметить, что этот указ владыки Филофея был одним из его последних постановлений, в том же 1720 году маститый старец-митрополит ушел на покой в Троицкий Тюменский монастырь.
С тех пор, чтимый список Абалацкой иконы Божией Матери находился в семипалатинской церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Прославленная столь явным чудом Божиим икона была окружена почитанием и благоговейно хранилась в крепостной церкви, однако, как выяснилось, ей необходимо было еще более прославиться и освятить собою саму местность, где икона изволила оставаться.
В одну из ночей 1740 года икона Божией Матери скрылась.
— По рассказам ее обрели в вечернее время, версты полторы далее крепости, стоящею около горного ключа, с зажженною перед нею свечою. Икона была снята и возвращена в церковь, а ключ получил название Святого, — говорится на сайте Воскресенского собора.
Существует и более пространное предание, которое приводит священник Димитрий Алексинский. Согласной этому рассказу икону нашел заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком не православным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек, пойдя к которому и нашел икону, стоящую около тополя с воженной свечей у подножья дерева и бьющим из-под корней тополя ключом воды. Узнав местность, путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту. Икона, по-прежнему, стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять ее с дерева, но не он сам, ни кто из сопровождавших его казаков не смогли этого сделать. Лишь когда священник обратился с просьбой снять икону к татарину, тот, помолившись и умыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Ключ стал местом паломничество многих православных людей. Неслучайно, наверное, что именно татарину, человеку не православной веры довелось обрести чудотворную икону, так как, возникший тут в последствии женский монастырь проводил большую миротворческую работу среди местного мусульманского населения.
И ежегодно 21 июля по новому стилю, накануне Прокопьева дня, когда Святая Православная Церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, из Семипалатинска на Святой Ключ совершался крестный ход в котором участвовало большое количество православных семипалатинцев. Крестный ход совершался из Знаменского собора, причем верующие с молитвенным благоговением несли с собой, в числе прочих икон, и чудотворную Семипалатинско-Абалацкую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас в этот день паломники также приезжают на святой ключ, чтобы принять участие в службе и исповедаться, а также совершаются паломнические поездки на автобусах от Воскресенского собора именно в этот день.
Первый во многом
В Семее находится здание первого казахстанского телеграфа, который в те времена позволял осуществлять оперативную связь. Чем не изюминка и повод открыть в этом здании казахстанский музей связи, показать, какие аппараты тогда были в республике, до чего дошел прогресс сейчас. А ведь в этом здании наверняка был и интересный самобытный дизайн, лепнина на потолке или что-то еще, что можно подчеркнуть как особый колорит. Что мы видим сейчас? Полуразрушенное здание в самом центре города, окруженное ресторанами и кафе всех мастей, а рядом с некогда памятником архитектуры – мусорные контейнеры, любовно составленные там, где фасад похуже и подальше от бизнес-объектов, чтобы привлекательный для клиентов вид не портили. В таких моментах и прослеживается «любовь» к родному городу и «уважение» к его истории, которую кто-то не помнит, а кто-то и не знает.
Вопрос сохранения исторических зданий, которые еще можно привести в порядок, и графских развалин, что говорят о былой славе, регулярно поднимается на разных совещаниях, но реальных перемен пока нет. А ведь такие здания – уникальный культурный код, который в странах привлекательных для туристов оберегают как зеницу ока, а если таких нет – искусственно создают, придумывают красивую легенду, которую вам может подтвердить любой местный, потому что никто уже толком не помнит, было это на самом деле или нет. А рядом будут продаваться магнитики, фигурки с его изображением, праздничные и памятные открытки, стопка фотографий и какой-нибудь интересный аттракцион, возможность дополнительно сфотографироваться еще с чем-нибудь за отдельные деньги, естественно. Что же делаем мы? – удивляемся, когда в город приезжает очередная съемочная группа снимать исторический фильм, потому что таких домов, какие есть в историческом центре, ни в одном городе Казахстана нет. А ведь это и есть наш уникальный колорит, который при грамотной доработке, трансформации может и радовать глаз, и вызывать гордость.
На одном из совещаний по туризму много лет назад говорились что нужно гордиться тем что мы имеем — уникальными музеями с богатейшими фондами, интересными улочками, богатой историей. И все что сейчас нужно сделать – разработать специальные маршруты для туристов, которые передвигаются самостоятельно по городу, без гидов и сделать так, чтобы любой житель при встрече с ним мог подсказать как правильно пройти, куда лучше сходить, желательно не только на русском или казахском, но и на английском языке. Прошло много лет, а планы так и остались планами. От грандиозных или не очень планов до их воплощения в жизнь появилась ощутимая пропасть. А ведь пеший туризм сейчас очень популярен, многие блогеры в последние годы приезжали в Семей, чтобы снять интересные видео о путешествии в наш город. К этому необходимо подготовиться уже сейчас, когда город получил статус областного центра, чтобы действительно заинтересовать приехавших людей, а не отложить эти важные свершения в долгий ящик.
Два берега одной реки
Семей стоит на двух берегах реки Иртыш. Говорит ли это о том, что местные жители пользуются своим преимуществом и в городе есть пляж? Пока с натяжкой. Мы не можем похвастаться таким обширным пляжем как жители Павлодара, хотя и место для этого вроде есть, главное сделать интересный проект, вложить в него хорошее финансирование и заботиться о том, что появилось, вовремя убирать и вывозить мусор, чистить дно реки, подойти к созданию и оформлению пляжа креативно, с интересной задумкой. Не только привезти грузовики с песком и поставить зонтики и лежаки, но и все продумать, выполнить в едином интересном стиле, уникально, интересно стилизовать места для торговли и кафе, чтобы все смотрелось гармонично. Оснастить пляж удобными раздевалками и другой необходимой инфраструктурой, поставить пост спасателей. Есть города и курортные зоны, в которых нет таких благодатных природных условий, поэтому водоемы создаются искусственно – большой бассейн или несколько на территории интересного тематического парка с развлечениями. Там люди могут посетить контактный зоопарк, интересные сады, покататься с детьми на паровозике из одного пункта в другой, посидеть в уютом кафе или арендовать беседку, как в этнопарке в Усть-Каменогорске, сделать интересные видео и фото, послушать экскурсовода, посетить выставку или мастер-класс для детей и взрослых в зависимости от интересов, закупить сувениры. И все это — в одном месте, в пределах досягаемости, чтобы можно было доехать на общественном транспорте. В Семее же все как-правило интересные зоны отдыха и бассейны под открытым небом или далеко за городом, или парки и скверы закатаны в бетон и тротуарную плитку, есть только пару цветников, которые пропалываются через раз, стихийная торговля вечерами и прокат машинок для детей. На этом как правило все развлечения заканчиваются.
В интересную туристическую зону можно превратить, к примеру, остров Бейбитшилик. Казалось бы, условия есть, даже есть возможность погулять по парковой зоне, биологическому центру и покормить животных. Освоить всю территорию острова и создать особую зону отдыха – задача, которое требует продуманных деталей.
Согласитесь, ведь в интересных парках, зонах отдыха, нуждается и район Новостройки, и район железнодорожного вокзала, и многочисленные поселки, входящие в административную единицу города. Там же нужны различные развлекательные и образовательные центры для детей, чтобы не ехать большими семьями в центр города после работы или в выходные, поскольку все мы помним про проблемы с общественным транспортом. Дети – наше будущее и от того насколько они воспитаны, образованы, в комфортных условиях обучаются и проводят свой досуг зависит наше дальнейшее благополучие.
Главное сейчас — сделать город удобным прежде всего для всех его жителей. Знаете, что подскажет туристу горожанин который влюблен в свой город и доволен жизнью в нем? – самые лучшие места для отдыха, кафе и рестораны с самым лучшим обслуживанием и кухней, развлекательные центры, бассейны и фитнес-залы, а это хороший плюс для бизнеса и для бюджета города в целом. Что скажет человек, который вынужден несколько раз в день втискиваться в переполненный транспорт и осваивать только маршрут «работа-дом»: слишком далеко, слишком дорого или слишком сложно? – что сюда лучше вообще не приезжать и вероятнее всего именно так и поступит турист или блогер, предварительно записав на видео жалобы жителей и опубликовав их на своей платформе.
Родина не только для людей
Уникальность нашего города еще и в том, что он является родиной казахстанского футбола. Много ярких и талантливых представителей этого вида спорта играли за «Ярыш», «Елимай», «Алтай», а затем и за известные казахстанские и зарубежные команды. Город долгие годы был футбольным и между просмотром телевизора и игрой в мяч подростки выбирали последнее, а это и сила духа, и интерес к массовому спорту, который может перейти в профессиональный, и командный дух. На стадионе «Спартак» есть даже музей казахстанского футбола. И это тоже первый музей, посвященный футболу республики, если верить публикациям о нем.
А «Спартак» — один из старейших стадионов Казахстана, который сохранил свой изначальный облик. Именно в нем в 1976 году было установлено первое в республике электронное табло, а каждый матч был событием для жизни города, что билеты было сложно достать. Каждую игру обсуждали, приходили болеть за любимую команду целыми семьями и даже эту атмосферу мы не сохранили. Складывается впечатление, что город тем и славится, что отметив юбилей или значимость какой-то даты, упускает свои главные достояния. Так, отметив 100-летие казахстанского футбола мы лишились и своей футбольной команды, и возможности детям развивать таланты в этом направлении. Ведь без профессиональной городской команды перспектив у молодежного футбола не так много – нет возможности практиковаться на необходимом уровне, нет финансирования и ощутимой поддержки, все остается на воле случая и энтузиазме, средствах родителей и меценатов. И это наблюдается сейчас во многих видах спорта, которым требуется поддержка, заинтересованность, профессиональные удобные площадки и соревнования высокого уровня. Чтобы привить интерес, привлечь к спорту ребенка и заинтересовать, матчи нужно смотреть на трибунах, ощущать весь накал страстей и поддержку спортсменов, переживания при неудачах. Все эти эмоции захватывают и не идут ни в какое сравнение с тем, что можно просто посмотреть по телевизору и выключить в любой момент.
А ведь массовый спорт и поддержание хорошей физической формы сейчас в приоритете для страны. Если в новой области получится возродить футбол, вывести его в Премьер-лигу, мы можем вновь получить славу уникального города, который может также легко возрождать все, что когда-то было растеряно, отдано на волю случая и брошено без должного внимания и финансирования.
Новый статус для города как возможность показать себя, проявить характер и свою креативность, научиться вновь работать не по шаблону, а по зову сердца, поддержать то что интересно, возродить то, что прославляло и приносило хороший доход. Понятно, что на начинания необходимы время, средства, но самое главное — видеть конечный результат и не соглашаться на меньшее, отбросить соблазн сделать все как-нибудь «на коленке», а действительно с толком подойти к такой интересной сфере как туризм, взять за образцы лучшие возможности, которые работают в туристически развитых странах и актуальных сейчас направлениях.
Каждый город уникален по-своему и эту уникальность очень выгодно подчеркивать, приумножать, вдохновляться ею. Каждый любит родной город по-своему и с трепетом вспоминает места, которые были дороги именно для него, как бы далеко от родины он сейчас не находился. С обретением Семеем нового статуса, многие известные семейчане приехали в город, чтобы поздравить жителей, организовали различные туры, мероприятия, инициативы. Очень важно, чтобы каждый житель нашел здесь близкие для себя направления для отдыха или интересного времяпрепровождения. Самое главное – чтобы они были хорошего качества, радовали и давали понять, что отдых в Семее теперь ничуть не хуже, чем в ведущих городах республики.
Виктория ДОНКОВЦЕВА