Ежегодно в нашей стране отмечается День Конституции. Основной закон независимого суверенного Казахстана занимает особое место в жизни нашего государства и общества. Являясь главным правовым документом, Конституция, в то же время, одно из достижений демократического, правового, социального и светского государства, которым провозгласил себя Казахстан.
Законы Республики Казахстан ставят на первое место человека, который обладает правами, свободами и обязанностями. Права и возможности человека стали основным и главным приоритетом, на который опирается страна в своем развитии, а все действия человека, как следствие, опираются на его права. Знания своих прав и обязанностей – задача, которая стоит перед каждым гражданином республики. В демократическом государстве права и свободы человека закреплены и гарантированы Основным Законом, который гласит, что они принадлежат каждому от рождения.
Развитие Конституции, внесение в нее поправок было связано с возможностью внедрения изменений в избирательную систему, ликвидацию или образование новых государственных органов, изменение их полномочий, преобразования их наименований, изменения административно-территориального устройства Казахской ССР, внесения редакционных поправок в отдельные статьи. В истории нашей республики было принято несколько Конституций.
Конституция Казахской АССР 1926 года
Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР 18 февраля 1926 года. Это было уже после образования СССР и с учетом Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925 года, так как Казахстан, непосредственно, входил в союз стран.
Этот закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Благодаря ему были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права.
Конституция Казахской ССР 1937 года
Конституция Казахской ССР состояла из 11 глав и 125 статей. Она была принята на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года. В ней было прописано: «Вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права».
В Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по экономической и политической линиям, неизменяемость территории без согласия КазССР, вопросы ведения республики, согласно которым были сформированы высшие республиканские и местные органы государственной власти, контроля за исполнением законодательства, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан, взимания налогов. То есть, уже здесь говорится о независимости и суверенности будущего Казахстана как государства.
В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан. К ним относятся право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам. Вдобавок, в ней была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей — на их языке. Напомним, что и сейчас все возможные встречи так же проводятся на государственном языке. Правительство посчитало это правильным решением, которое будет наиболее удобно для населения.
Конституция Казахской ССР 1978 года
Конституция Казахской ССР состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей. Она была принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года. В ней отмечалось, что вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
В законе были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора.
В начале 1990 годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет министров был преобразован в Кабинет министров. Здесь министры заслушивали отчеты членов Правительства Республики Казахстан и руководителей местных исполнительных органов, образовывали и упраздняли консультативно-совещательные органы, а также выполняли другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью правительства.
Конституция Республики Казахстан 1993 года
Первая Конституция независимого Казахстана структурно состояла из преамбулы, четырех разделов, 21 главы и 131 статьи. Она была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года.
В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти. Такая ситуация не способствовала стабилизации политической и социальной ситуации в стране, а также закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни.
Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном независимости – народный суверенитет, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание президента главой государства, органов суда — верховного, конституционного и высшего арбитражного.
Конституция Республики Казахстан 1995 года
Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились три раза – в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.
Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему – переход к пропорциональной избирательной системе, укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства, Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.
В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны. В июне этого года в действующую Конституцию внесли 56 поправок в 33 статьи. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что нововведения, за которые сегодня голосует народ, предполагают положительные изменения в общественной жизни страны.
– Меняется парадигма взаимоотношений между государством и обществом, на передний план выходят права человека. Это крайне важно. В Конституции статус омбудсмена по правам человека обретает новый статус, новое звучание. Омбудсмен может обращаться в Конституционный суд, а этот орган тоже новый для нас. Итоги референдума по поправкам в Основной закон Казахстана являются поворотным моментом в истории страны и позволят приступить к построению нового государства. В условиях беспрецедентной геостратегической неопределенности и необходимости решения сложных задач, стоящих перед нашей страной, мы должны быть сильны своим единством и солидарностью. Вместе мы сделаем реальностью Новый Казахстан, в котором социальная справедливость будет главной ценностью и несущей конструкцией нового общественного договора, – сказал в своем обращении к народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев.
В своем обращении глава государства также подчеркнул, что деятельность государственных служащих должна стать максимально открытой и действительно подотчетной гражданам. Ведь государственная служба – это ответственность перед народом, а «не место для личного обогащения».
Президент также затронул темы по изменению работы Парламента Республики Казахстан, проведению курултая и созданию Конституционного суда. Он отметил, что нам предстоит кардинально трансформировать систему общественных и личных ценностей.
В референдуме приняли участие 7 985 769 человек, или 68,05% от общего числа граждан с правом голоса. Стоит отметить, что 77,18% из них проголосовали за внесение поправок в Конституцию. Основными изменениями являются переход от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом, запрет на высокие государственные должности родственникам президента, отмена смертной казни, формирование смешанной избирательной системы, исключение положения об особой роли и привилегиях первого президента. Также больше внимания уделено правам граждан Казахстана. Они смогут самостоятельно обращаться в Конституционный суд, избирать депутатов.
По своей юридической природе и форме Конституция действительно является основополагающим нормативным правовым актом, Основным законом государства, что и проявляется в ее особых юридических свойствах. Конечно же, Конституция – это не общественный акт, а государственный юридический документ, но с другой стороны, ведь никто и не отрицает, что по своей сущности и социальному назначению Конституция является также не только правовым, но и политическим актом, и, следовательно, Основным законом не только государства, но и общества.
Замира МУРСАЛИМОВА