«Скандалы, интриги, автобусы» – вот и все отношение местных жителей к общественному транспорту, заключенное в одну известную, лаконичную и слегка переиначенную фразу. Все еще прекрасно помнят транспортный коллапс, обрушившийся на город в прошлом году и обездвиживший его почти на добрую половину. Да и сейчас ситуация особых положительных изменений не терпит – на остановках ждать приходится долго, ехать едва дыша в переполненном пространстве, а электронная система билетирования и подавно действует по остаточному принципу. В связи с этим в городе Семей состоялось собрание предприятий автобусных перевозок области Абай с участием представителя объединения юридических лиц «Союз автотранспортников РК» Сабита АМАНБАЕВА.
Впрочем, на этой встрече рассматривались проблемы перевозчиков, а не жителей областного центра.
Общественный транспорт в городе Семей уже давно стал настоящим кошмаром среднестатистического жителя – то автобусы никак не появляются на маршруте, то расположение этих самых маршрутов непродуманно и устроено неудобным образом, а доехать из одной точки города в другую не назовешь иначе, как испытание для самых стрессоустойчивых личностей. И никакого очевидно выхода из ситуации не видно даже на горизонте.
На днях стало известно о том, что по поручению акима области Абай Нурлана Уранхаева до конца года автопарки города закупят 30 новых автобусов, а еще столько же перевозчики намерены закупить в начале следующего года. Предполагается, что данная мера позволит увеличить частоту движения маршрутных автобусов и частично решить проблемы общественного транспорта. Это верное решение особого воодушевления на фоне уже сложившихся обстоятельств ни у кого не вызывает. Жива еще в памяти ситуация с новыми «зелеными», которые успели совсем немного поработать на маршрутах
Поэтому собрание предприятий автобусных перевозок области Абай с участием представителя объединения юридических лиц «Союз автотранспортников РК» пришлось весьма кстати. Но поможет ли это выделить основные проблемы и расставить нужные акценты должным образом доподлинно неизвестно, ведь для этого требуется взаимная инициатива всех присутствующих на собрании.
– Союз автотранспортников Республики Казахстан объединяет 15 ассоциаций регионов. Мы активно сотрудничаем, выполняя это по заданию Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Участвуем в работе по внесению изменений в законодательство и делаем многое другое, в ходе чего осуществляется правовая защита интересов работников отрасли. Конечно, область Абай была создана совсем недавно, и до этого времени не было возможности уделить этому региону отдельное внимание. На данный момент сложилась ситуация, в связи с которой необходима системная работа по организации пассажирских перевозок, – таким вступлением начал собрание генеральный директор ОЮЛ «Союз автотранспортников РК» Сабит Аманбаев.
Главная задача такого сотрудничества – тесное взаимодействие с местными исполнительными органами, обеспечение беспроблемной организации пассажирских перевозок и решение насущных проблем, скопившихся на протяжении долгого времени. Все это должно осуществляться, в первую очередь, в интересах местных жителей.
Было отмечено, что субсидирование социально значимых городских автобусных маршрутов является законодательным обязательством местных исполнительных органов. Только в 2021 году местными исполнительными органами на субсидирование маршрутов в регионах было выделено порядка 93 млрд тенге, что на 75% больше по сравнению с 2020 годом. Также Комитетом транспорта Республики Казахстан была создана рабочая группа по актуализации методики расчета тарифов и правил субсидирования, в состав которой вошли представители самого комитета, местные исполнительные органы, НПП «Атамекен» и отраслевые ассоциации перевозчиков.
На данный момент актуальным вопросом остается и электронное билетирование. Если во многих крупных городах и областных центрах нашей страны оно действует на протяжении долгого времени, то у нас стало слабым вздохом современных технологий, проработав совсем короткий срок. Автобусы ТОО «Таксомоторный парк» оснащены мобильными терминалами, стационарными валидаторами и QRкодами. Однако другие автобусы, обслуживаемые ТОО «АвтоТрансСемей» и ТОО «Семавтопарк», не подключены к системе электронного билетирования.
– Электронное билетирование – это прозрачность и культура обслуживания. Оно не должно ложиться бременем на перевозчиков, а должно оплачиваться и возмещаться государственным управлением. Я знаю по своему опыту, что необходимо создать ассоциацию и такие вопросы будут решаться более оперативно, – подчеркнул Сабит Аманбаев.
Когда настало время начать диалог, призванный открыто обсудить существующие проблемы, в зале на некоторое время повисла тишина. Возможно, дело в том, что недостатков в работе общественного транспорта больше, чем каких-либо достижений. Но все они имеют длительную историю, уходящую корнями в неразрешенные проблемы.
– Важно решать вопросы, касающиеся защиты предпринимателей, автоперевозчиков, а также действовать в интересах местных жителей. Мы со своей стороны проведем работу. Ведь главой государства была утверждена анти- коррупционная политика на 2022-2026 годы, в рамках которой мы и будем действовать – сделаем упор на улучшение социального, экономического состояния нашей страны и регионов, – отметил первый заместитель руководителя департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции Рустем Токбергенов.
Остальные заданные вопросы, в основном, касались организационного процесса перевозок. Так, например, была затронута тема нехватки водителей общественного транспорта. Напомним, что согласно договору по организации регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа, регулярность движения маршрутов должна быть не менее 70%. Однако добиться этого пока не получается – не хватает то автобусов, то водителей.
– У нас есть машины, которые можно задействовать на линии, но нет водительского состава. Эта проблема охватывает всю страну. На нехватку водителей влияет длительность процесса получения прав категории D. Этот процесс, в среднем, занимает около шести лет. И молодые люди выбирают занять себя другой деятельностью, например, выбрать предпринимательство или получить другую специальность, чем выжидать возможность получить права данной категории. Думаю, это один из основных факторов, который сказывается на проблеме нехватки водителей, – поделился представитель ТОО «Таксомоторный парк» Асхат Ерланов.
Само собой, длительность получения категории прав может быть недостатком, сказывающимся на процессе пассажирских перевозок. Однако очевидной причиной возникновения такой ситуации становится и недостаточная оплата труда водителей.
– Мы этот вопрос пытаемся решить на протяжении пяти лет. Но касательно него жесткую позицию заняло Министерство внутренних дел Республики Казахстан. Аргумент у них таков – в стране 349 тысяч водителей с правами категории D, при этом для пассажирских перевозок необходимо всего 27 тысяч водителей. И здесь возникает вопрос оплаты. Кадры есть – нет достойной зарплаты, а работа эта, стоит признать, является тяжелым трудом, – ответил генеральный директор ОЮЛ «Союз автотранспортников РК» Сабит Аманбаев.
Кроме того, местными представителями было отмечено, что хоть водителей общественного транспорта и не хватает, зато таксистов сейчас в избытке. И необходимо ввести дополнительные требования, чтобы их работа была официальной, а налоги взымались, как и с представителей бизнеса. Конечно, это верно и оправдано. Только ли справедливо указывать на другую отрасль пассажирских перевозок, не решив собственных проблем? Вопрос остается открытым, а такси на данный момент является практически спасением для всех, кто, спеша на работу или учебу, так и не дождался своего автобуса.
Конечно, система пассажирских перевозок в городе Семей потерпела крах, а произошло это очень давно. Однако все решаемо – нехватка водителей может решиться с предоставлением надлежащих условий, нехватка автобусов — их закупом, а действующие лишь отчасти электронное билетирование новыми правилами субсидирования. Но на все это нужно время и хочется верить, что достаточно краткое.
P.s. К слову, на момент публикации материала стало известно, что перевозчик ТОО «АвтоТрансСемей» с первого ноября на своих маршрутах под номерами 9, 20, 21, 25, 30 и 44 вводит электронное билетирование. Для оплаты через валидатор необходимо приобрести и пополнить карты. Стоимость проезда стандартная – 80 тенге по карте и 140 за наличный расчет, детский билет – 40 тенге по карточкам, 70 – за наличный расчет.
Софья ЯНЦЕН