Пожалуй, можно сказать, что личность великого Абая объединяет всех казахстанцев, вдохновляя на созидание и успех. Однако великий казахский просветитель оказал непосредственное влияние на всю тюркскую культуру, поэтому и в соседних странах его знают и почитают. Не так давно в Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась выставка «Абай. Наследие братских народов», представленная нашим местным Государственным историко-культурным и литературно-мемориальным музеем-заповедником Абая «Жидебай-Борили».
Стоит отметить, что в прошлом месяце в Узбекистане прошли Дни Абая, в рамках которых и прошла уникальная выставка, представленная казахстанским государственным историко-культурным и литературно-мемориальным музеем-заповедником Абая «Жидебай-Борили». К слову, одной из целей проведения таких дней стало дальнейшее перспективное укрепление культурно-гуманитарных связей между Узбекистаном и Казахстаном.
Кроме того, в это же время состоялся и визит президента нашей страны Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан – в ходе поездки он также присутствовал и на открытии выставки, посвященной жизни и творчеству Абая, которая была представлена в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, находящейся в Ташкенте.
Также в церемонии открытия выставки приняли участие министр туризма и культурного наследия Узбекистана Азиз Абдухакимов, бывший министр культуры и спорта Казахстана Даурен Абаев, посол Казахстана в Узбекистане Бейбут Атамкулов и посол Узбекистана в Казахстане Саидикрам Ниязходжаев. Участником столь важного события стал и директор музея Абая Турдыкул Шанбай, а также директор галереи изобразительного искусства Камола Акилова.
– Дни Абая в Узбекистане проходили комплексно – проходила и конференция, и семинары. Мероприятий в программе было много. Главной мыслью, пожалуй, стало то, что история Узбекистана и Казахстана на протяжении долгих лет переплетена, поэтому говорить о ней нужно в целом. Скорее всего, ожидается продуктивное сотрудничество. Наш музей уникален, так как у нас сразу несколько направлений – это жизнь и творчество Абая, а также Мухтара Ауэзова и Шакарима Кудайбердиева. Конечно, это огромный культурный пласт. Теперь мы подписали меморандум с Государственным музеем литературы имени Алишера Навои, – рассказал директор государственного историко-культурного и литературно-мемориального музея-заповедника Абая «Жидебай-Борили» Турдыкул Шанбай.
Выставка была устроена наиболее оптимальным образом, ведь перевозить на длинные расстояния и вновь встраивать в экспозицию культурные ценности – дело сложное и требующее продумывания каждой мелочи и детали.
– Мы постарались показать и личность, и быт, и творчество Абая. Выставочный зал оказался довольно большим – больше четырехсот квадратов. Мы привезли три фигуры Абая с сыновьями, экспонаты, которые сдал сам Абай в краеведческий музей. Также мы приняли решение показать виды старого города Семей, чтобы усилить эффект и привнести особую атмосферу для всех гостей выставки. Это первая выставка нашего музея, которая проходила в Узбекистане, – отметила заместитель директора музея по научной работе Мейрамгуль Кайрамбаева.
Конечно, Дни Абая в Узбекистане были открыты не самой выставкой, а возложением цветов к памятнику великого казахского просветителя. Интересно, что памятник находится на одноименной улице Абая, а расположен он прямо перед зданием посольства Казахстана. В целом, и само здание посольства весьма увлекательно – оно выполнено в голубых тонах, а его покрытие переливается на солнце яркими бликами, играющими на белой части стен.
– Выставка была открыта очень эмоционально. Изначально в зал вышел человек, облаченный в костюм Абая, и следом еще один – в образе поэта и мыслителя Навои. Как известно, Абай почитал его и даже посвятил несколько строк ему и другим тюркским мыслителям, прося их наставить его, – поделилась Мейрамгуль Кайрамбаева.
Здесь стоит сделать особую ремарку – Алишер Навои – поэт и мыслитель, совершивший великий прорыв во всей тюркской литературе. Немаловажно, что он также признан классиком и для казахской литературы. Абай считал его своим учителем, неоднократно обращался к его трудам и, возможно, даже черпал из них вдохновение.
На этом интересные моменты на открытии выставки не закончились. Перед гостями предстали акын и бакшы, которые соревновались друг с другом в импровизированных песнях. Если кто такие акыны мы знаем, то бакшы – это также певец-импровизатор, без которого редко раньше обходились какие-либо праздники или мероприятия.
Выставка вызвала неподдельный интерес у всех гостей, которые переходили от одного стенда к другому, от ближайшего экспоната к следующему. Кроме того, были представлены некоторые вещи и документы, которые подтверждали поразительный склад личности Абая.
– На выставку шли – и шли с интересом. Даже наши коллеги, музейные работники, проявляли особый интерес. Например, популярностью пользовались документы, выставленные в экспозиции. Многие не знают этого, но об Абае написал американский путешественник и журналист Джордж Кеннан и у нас на выставке был перевод этой книги на русский язык 1890 года издания, хотя на английском книга вышла намного раньше, – рассказала Мейрамгуль Кайрамбаева.
Действительно увлекательно, что тогда еще в Семипалатинске Джордж Кеннан изучал произведения классиков русской и западноевропейской литературы, философии, знакомится с передовыми людьми, сосланными сюда царским правительством. Об этом он оставил воспоминания в своей книге «Сибирь и ссылка», опубликованной в Петербурге в 1906 году. Про Абая он писал, что тот посещает библиотеку, «серьезно изучает английских философов и читает Милля, Бокля и Дрэпера», а также значет, чем отличается дедукция от индукции.
Можно смело сказать о том, что творчество Абая – оригинально и самобытно, просветитель – на уровне всех своих мыслей истинно национальный поэт и философ. Мы видим в нем художника, правдиво и ярко рисующего быт и нравы своего времени, а благодаря международному сотрудничеству таким его увидит и весь мир.
Софья ЯНЦЕН