Руководитель департамент по защите прав потребителей области Абай Асхат Сагидолдин поделился результатами деятельности новообразованного летом ведомства за полгода и сообщил о планах на 2023 год. По его словам, жители региона чаще всего жалуются на частных предпринимателей.
С момента создания департамента поступило 77 обращений потребителей. Из них 12 обращений в письменной форме, 45 обращений по телефону «горячей линии», 20 обращений были услышаны на личном приеме руководителя департамента. Глава ведомства подвел итоги работы за 2022 год.
– Поступило исков на сумму более 1,8 млн тенге, из них возвращено 727, 5 тысяч. Наибольшее количество жалоб поступило на представителей частного бизнеса по розничной торговле. Всего насчитывается 25 жалоб на частников. В результате возвращено 215 тысяч тенге. Чаще всего покупатели жалуются на некачественный товар, неверно указанную цену на ценниках и просроченные товары, – сообщает руководитель департамента Асхат Сагидолдин.
Часто нарушаются права потребителей по обмену и возврату непродовольственных товаров, по проданным товарам ненадлежащего качества. Немало жалоб поступает и на частников, предоставляющих бытовые услуги. – Поступило 21 обращение в сфере предоставления бытовых услуг. В том числе услуги по производству и продаже мебели, предоставление ремонтных услуг, продажа дверей и окон. Также были обращения по предоставлению парикмахерских и маникюрных услуг. В результате возвращена 331 тысяча тенге, – добавляет Асхат Сагидолдин.
Для повышения правовой грамотности и своевременного информирования, также для установления обратной связи с потребителями, департаментом созданы аккаунты в социальных сетях Facebook и Instagram.
На сегодняшний день разработан законопроект по внесению изменений в Закон РК «О защите прав потребителей», который сейчас находится на стадии рассмотрения. Согласно правкам, сроки рассмотрения потребительских споров будут втрое быстрее: законопроектом предлагается сократить сроки путем исключения ненужных многоступенчатых барьеров разрешения частноправового спора в гражданском суде. Будет введена гражданско-правовая ответственность в виде штрафа на субъекты предпринимательства судом по иску и в пользу общественного института потребителей в том случае, если нарушение прав потребителя не устранено на досудебном этапе. Гражданско-правовая ответственность позволит заинтересовать предпринимателей к разрешению конфликта именно на досудебном этапе, либо медиативным способом. Также гражданско-правовая ответственность в виде штрафа в пользу общественного института позволит им защищать права потребителей в суде, не взимая оплаты с потребителя, то есть, бесплатно.
По информации ведомства, в области будет создан институт омбудсмена. Это независимое должностное лицо, которое занимается защитой прав человека с двух позиций: справедливости и законности. Омбудсмен будет заниматься досудебным урегулированием по возникшим вопросам прав потребителя с предпринимателем, принимать активное участие в разработке отраслевых проектов правовых актов государственных органов-разработчиков, если они затрагивают интересы или могут ущемить права потребителей, а также просвещать и повышать правовую грамотность граждан по вопросам прав потребителей.
– То есть, государственные органы, при подготовке нормативно-правовых актов, обязательно должны будут согласовать с омбудсменом не нарушаются ли права потребителей. Только после его согласия документ подписывается. Он также будет заниматься рейдами, встречами, информированием. Если спор возникает, допустим, потребитель имеет претензии к продавцу, можно обращаться к омбудсмену, он будет иметь права решать досудебные споры. Также он может обращаться в суд по защите прав потребителей, – пояснил руководитель департамента по защите прав потребителей области Абай.
По результатам социологического опроса, проведенного в 2021 году, 20 тысяч респондентов, а это 55% из всех опрошенных, выразили положительные отклики по созданию института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.
В целях улучшения системы защиты прав потребителей, будет создана также Национальная ассоциация потребителей. В ассоциацию войдут все общественные организации, которые на текущий момент работают в Казахстане в области защиты прав потребителей. Национальная ассоциация будет иметь широкую сеть представительств в регионах страны. Общественные объединения в сфере защиты прав потребителей будут включены в состав совещательных органов при министерствах и акиматах регионов.
Обратиться с жалобой жители могут по адресу: г.Семей, ул. Бауыржана Момышулы, 19 а, кабинеты №22 и №23 (Департамент защиты прав потребителей), либо в общество защиты прав потребителей «Қорғаушы» по адресу: г.Семей, ул.Чехова, 35, ТД «Нур», 2 этаж, 10 кабинет. Потребители свое обращение либо жалобу могут также направить по телеграмм-боту Комитета защиты прав потребителей МТИ РК.
Существует информационная система защиты прав потребителей «Е-тутынушы», что является аналогом централизованной электронной жалобной книги. Здесь любой гражданин будет иметь возможность по принципу «одного окна» пожаловаться на недобросовестных предпринимателей.
Обе стороны без проблем смогут отслеживать все процессы рассмотрения жалоб потребителей. Если продавец нарушит сроки рассмотрения жалоб покупателей, то информация об этом может быть направлена в государственный орган.
Акбота КАБИМОЛЛАЕВА