И снова об одной из злободневных тем Семея – транспортных перевозках. Водители автобусов вновь бастуют, и в этот раз к ним прислушались. Но не все так просто. Разберем проблему с разных сторон.
Воскресным вечером в социальных сетях и мессенджерах пустили рассылку, не на шутку всполошившую семейчан. Ведь надавили на самое больное – пассажирский транспорт. Эта избитая проблема в Семее продолжается годами и не решается. Помимо малочисленности транспорта на линии из-за дефицита водителей, автобусы сбиваются с графика на протяжении всего рабочего дня и завершают его намного раньше официальных 21.30 часов. Объясняется это низкой заработной платой и неоплачиваемой переработкой.
«Всем пассажирам принять к сведению! Завтра с утра водители предприятия «Семавтопарк» планируют забастовку. Выход автобусов, по нашим данным, может сократиться примерно на 80%. В связи с этим просим вас планировать выезд заранее и принять меры для того, чтобы ваши дети благополучно добрались до учебных заведений! Ситуация на остановках города может быть сложной!» – гласит рассылка.
Журналисты обратились к городскому акимату с просьбой прокомментировать ситуацию.
– По информации перевозчика, с водителями была проведена беседа. Выход техники планируется в штатном режиме. Также во избежание данного факта 06.02.2023 года утром начальником отдела транспорта акимата города Семей, также директором данного предприятия будут приняты меры по устранению проблемы с заработной платой в кратчайшие сроки. Обстановка находится на контроле акимата города, – заверили в пресс-службе акимата Семея.
Однако забастовка водителей ТОО «Семавтопарк» все же прошла. Водители не поверили начальству, решив, что обещание не будет выполнено, как это случилось в январе. Сотрудники автопарка собрались в 5.30 утра на базе предприятия и отказались выезжать на маршрут, пока им не предоставят договор о поднятии зарплаты на 40%.
– На предыдущем собрании он нам говорил, что поднятие заработной платы будет с января. Говорил, что до 1300 тенге в час поднимет зарплату, но этого не было. Мы получили квитки, там указана прежняя зарплата, где за час работы мы получаем 1000 тенге. Мы на это не согласны. Мы требуем перерасчет за январь, требуем поднять зарплату сейчас, пусть час работы будет не 1000, а 1500 тенге, – потребовали водители автопарка.
Январское недоразумение директор ТОО «Семавтопарк» Григорий Пинчук объяснил тем, что он обещал своим сотрудникам не поднять зарплату, а рассмотреть вопрос, исходя из увеличения ставок субсидирования. По его словам, точно говорить об изменениях можно будет, когда деньги начнут поступать. А забастовку он назвал саботажем и заявил, что держать никого не будет. Ранее, пятого февраля около 29 водителей автопарка из 200 уже написали заявления об уходе. Напомним, что автопарк и без того переживает острый дефицит водителей. В понедельник вечером для журналистов провели брифинг, на котором руководитель «Семавтопарка» прокомментировал ситуацию.
– В воскресенье в 15.00 часов я с ними встретился. Мы достигли определенной договоренности. У нас также состоялся разговор с акимом города, с акимом области. После, ориентировочно в 17.30 мы в рабочую группу сообщили, что будет произведен перерасчет заработной платы с первого февраля текущего года. Предусматривалось поднятие заработной платы до 40%. Мы предложили им сегодня не срывать работу и выйти всем по графику. В 5.30 сегодня я был уже на территории парка, где группа лиц в пределах 17-20 человек просто бойкотировала и перекрывала выход автобусов. Я им сказал, что этот вопрос решен и до 10.00 часов утра у них будет дополнительное соглашение к их трудовым договорам. Но вы сами видели, что произошло, автобусы начали выходить только в 8.00. Часть из них просто не вышла на работу, были запланированы 148 единиц по нашим двум паркам (ТОО «Семавтопарк» и «АвтотрансСемей»), а вышло 115, – рассказал руководитель предприятия Григорий Пинчук.
Всего, по информации отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семей, на линию вышло 182 автобуса из 320.
Руководитель предприятия выразил недовольство «саботажем», заявив, что «все проблемы, которые существуют на сегодняшний день – решены», а дальнейшие действия водителей – незаконны.
– У нас уже готовы все допсоглашения. Зарплата увеличится до 40%. Любой водитель может подписать это дополнение к договору и получить его на руки. Я всегда за свои слова несу ответственность. У нас забастовки разрешены, но когда требования выдвигаются, дается определенное время на их решение. Для проведения забастовки в законодательстве прописан алгоритм действий. Я считаю, что люди, которые препятствовали выходу автобусов на линию, нанесли ущерб не только нашему предприятию, но и всему городу: люди не успели добраться до работы, школы. Поэтому будут приняты меры в соответствии с законами РК. Я считаю, что у нас в стране должен быть превыше всего закон. Мы не нарушаем его. Может быть, мы не могли платить ту зарплату с учетом того, что у нас разные парки, разный подвижной состав, разная кредитная нагрузка. Мы платили 90 млн, сейчас мы платим 60 млн ежемесячно. У нас были проблемы, мы вели переговоры с акимами области и города и прекрасно понимали, что нужно поднимать заработную плату. Но методы, которые были использованы водителями – недопустимы, – негодует Григорий Пинчук.
Тем временем, сотрудники автопарка жалуются, что им неоднократно обещали решить вопрос с повышением зарплаты, однако этого так и не произошло. Им при этом приходится работать в тяжелых условиях труда, перерабатывать, ездить на ломающихся автобусах и выполнять обязанности кондуктора за гроши.
– Мы заменяем кондукторов, которым оплачивают 8000 тенге в день. Нам за это доплачивают 150 тенге в день за ту же самую работу. Я за 15 дней работы получил 3000 тенге, кондуктору бы выплатили свыше 100 тысяч. Зарплата остается на уровне 2019 года. Директор нам сказал, что зарплату повышать не будет. Мы просили повышение зарплаты на 50% − 1500 тенге в час. Он сказал, ни до каких полутора тысяч он не может поднимать. Сегодня говорит, до 40%, но не конкретно, – делятся водители автобусов.
По словам водителей, их не устраивает график работы, количество рабочих часов, превышающих допустимую норму, что в итоге приводит к недосыпу и подвергает опасности горожан.
– Мы работаем с 5.00 утра до 21.00 вечера. В законодательстве прописано, что водитель городского общественного транспорта должен работать не более восьми часов, а мы работаем от 12 до 16 часов. Мы физически «не вывозим». Дежурка нас увозит в 23.00 часов. А мы ведь возим людей! Скажу честно, бывало такое, что я засыпал на работе. Стоишь, бывает в пробке, и люди будят, мол, «может, мы уже поедем?», смотрю – пробки уже нет. Это все потому, что нет сил. Возраст водителей от сорока лет. Молодых нет. А мы все больные: у всех давление, сахар. Мы по состоянию здоровья даже не можем работать по 16 часов, – говорят водители.
Речь о рассмотрении вопроса двухсменного графика пока не идет, учитывая, что на данный момент автопаркам не хватает еще минимум 30 сотрудников. Вся тяжесть проблемы возложена на плечи имеющихся водителей, что привело к тому, что часть подвижного состава ТОО «Семавтопарк» попросту не вышла на линию. Ситуацию также прокомментировал руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Медет Алтаев.
– В данный момент проблемой является острый дефицит водителей категории Д, из плановых 320 автобусов ежедневно на линию выходят не более 200. В ноябре у нас был брифинг, после которого были поставлены четкие задачи касательно на- бора личного состава, производился ряд работ. Общественный транспорт должен производить перевозку пассажиров в среднем с 06.00 до 21.30. Некоторые маршруты до 23.00. За последние три месяца перевозчикам был наложен штраф в размере 27 млн тенге за несооблюдение графика перевозок, – доложил Медет Алтаев.
По информации главы городского отдела ПТ и АД по поводу количества субсидий, в начале года с местного бюджета в отдел выдали 1,5 млрд, запрошено было 3 млрд. В отделе заверили, что по мере потребности, средства будут запрашиваться с бюджета области.
– Проблем с выплатами субсидий не было. Они посчитаны в 2019 году, с тех пор произошло увеличение расходов горючесмазочных материалов на 70-80%. В среднем фонд заработной платы составлял 167 тысяч тенге, это в среднем 830 тенге за один час. Мы им выплачивали 1300. Если водитель отрабатывал свои положенные 185 часов, он получал еще 30% премиальных. Это 1319 за час. И когда водители говорят, что они получают 1000 тенге, я считаю, что это в корне неправильно. Вы можете открыть любую ведомость и сделать простые расчеты – сколько часов человек отработал, столько и получил. Есть нерадивые, извините, водители, которые отрабатывают 50 часов в месяц и требуют высокую зарплату, я считаю, что это в корне неправильно. Кто работает – тот зарабатывает. Субсидирование с 1 января уже пересмотрели, работаем по новым тарифам. Единственное, мы еще не видим, какие цифры мы получим, но я думаю, мы гораздо больше получим. В этом году все автопарки, осуществляющие перевозку на соцзначимых маршрутах, облагаются 12% налога на добавленную стоимость. Это будет возврат денег в бюджет и сумма на субсидирование должна будет увеличиться. Мы в этом году должны внести 850 млн в «БРК-Лизинг» за автобусы, приобретенные в 2019 году, – сообщил руководитель ТОО «Семавтопарк».
Отметим, что у предприятий Григория Пинчука 200 графиков для маршрутов, «Семавтопарк» и «АвтотрансСемей», по словам руководителя, выпускают от 130 до 150 машин ежедневно. Фактически это 65-70%.
Зато у ТОО «Таксомоторный парк», по заверениям директора предприятия Аскара Зияданова, проблем не наблюдается.
– На сегодняшний день с первого января зарплата водителей и кондукторов повышена на 14%. В дальнейшем, безусловно, будет еще повышение. На сегодня заработная плата водителей автобусов особо большого класса – гармошек – составляет 2500 тенге за час, большого класса – две тысячи, малого класса – 1200. Водителям, которые работают на малых классах без кондукторов, в связи с внедрением электронного билетирования, ежедневно доплачивается три тысячи за работу кондуктора. От водителей никаких жалоб и нареканий не было, – заверил Аскар Зияданов.
Ситуация довольно непроста и неоднозначна. У каждого свои мотивы поступать так или иначе, и правда у каждого своя. Однако рост заработной платы на двух нашумевших предприятиях транспортной перевозки может привлечь новых кадров и облегчить ситуацию в разы.
Акбота КАБИМОЛЛАЕВА