В настоящее время во многих странах цифровизация является стратегическим приоритетом развития. Исключением не стал и Казахстан. Цифровые технологии дали ряд преимуществ — упрощение доступа населения и бизнеса к государственным услугам, ускорение обмена информацией, появление новых возможностей для ведения дела, создание новых цифровых продуктов.
Фундаментом для цифровой трансформации экономики Казахстана стала госпрограмма «Информационный Казахстан-2020», утвержденная в 2013 году. Она способствовала развитию перехода к информационному обществу, совершенствованию государственного управления, созданию институтов «открытого и мобильного правительства», росту доступности информационной инфраструктуры не только для корпоративных структур, но и для граждан страны.
О том, что развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям говорилось и в Послании президента народу Казахстана еще в 2017 году. А с начала 2018 года в нашей республике началась реализация программы «Цифровой Казахстан», направленной на ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе.
Доступ к интернету является стратегически важным вопросом в цифровом развитии страны. Особенно актуально это стало в 2020 году, когда пандемия коронавируса заставила мир перейти в онлайн- режим.
Цифровизация наглядно выявила резервы для модернизации всех сторон и аспектов жизни общества: образование, здравоохранение, предпринимательская деятельность.
Единственным способом получения государственных услуг в этот период времени был портал «Электронного правительства», который на момент введения режима ЧП предоставлял в режиме онлайн 80% всех государственных услуг. В электронное правительство входит ряд других проектов, таких как «Е-Лицензирование», «Открытое правительство», «Открытые данные», «Открытые бюджеты», «Открытые НПА» и «Открытый диалог». Помимо официального сайта www.egov. kz, также есть чат-боты в мессенджерах Telegram, ВКонтакте и Facebook.
Были созданы секторы самообслуживания, которые были оснащены компьютерами и доступом в интернет. Это нововведение показало хорошие результаты и пользуется популярностью до сих пор.
Были предусмотрены налоговые льготы для операторов связи, которые приняли на себя обязательства по финансированию за счет высвобожденных средств проектов широкополосного доступа в Интернет. Для тысяч наших граждан, в особенности в отдаленных селах это означает качественный доступ к медицине, образованию, социальным услугам, возможность пользоваться теми же благами, что и жители крупных мегаполисов.
Потерпела преобразование в период пандемии и сфера образования. Важным показателем цифровизации этой сферы является оснащенность учреждений образования интернетом. В большинстве дошкольных организаций и школах на сегодняшний день имеется доступ во всемирную паутину.
В целях сокращения времени, бумажного документооборота, экономии средств, роста коэффициента эффективности примененных ресурсов, степени удовлетворения населения, исключения коррупционных рисков были автоматизированы государственные услуги. Это и предоставление индивидуального бесплатного обучения на дому для тех, кто по состоянию здоровья в течение длительного времени не может посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, и выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования, и выдача дубликатов документов об основном среднем, общем среднем образовании, и предоставление бесплатного и льготного питания отдельным категориям обучающихся и воспитанников в общеобразовательных школах, и прием документов и выдача направлений на предоставление отдыха детям из малообеспеченных семей в загородных и пришкольных лагерях.
Впрочем, сервисы покупки и продажи билетов, доставка еды, сервисы удаленного обслуживания, технологии обучения и игровая индустрия получили огромную популярность в период пандемии. Цифровые технологии наглядно продемонстрировали свою актуальность и критическую востребованность в период кризисных ситуаций, позволив продолжить нормальное функционирование основных систем жизнедеятельности общества.
В 2021 году, выступая с Посланием народу Казахстана, президент страны Касым- Жомарт Токаев отметил: «Цифровизация – это не следование модной тенденции, а ключевой инструмент достижения национальной конкурентоспособности. Прежде всего, предстоит устранить цифровое неравенство, обеспечить максимальный доступ к интернету и качественной связи всех граждан. Сегодня это такая же базовая потребность, как дороги и электричество».
Президент также обратил внимание на проблемы, с которыми сталкивались люди при получении госуслуг. Он поручил полностью оцифровать эти процессы. А для упрощения взаимодействия населения с электронными сервисами рекомендовано широко применять биометрию — на уровне государственных услуг и в частном бизнесе.
— Мы видим, с какими проблемами сталкиваются люди при назначении пенсий и пособий. Ворох бумаг, хождение по мукам. Необходимо полностью оцифровать эти процессы. «Бегать» должны «данные», а не люди. Нужно стремиться к отказу от использования бумаги в межведомственном взаимодействии и при общении с гражданами. Поручаю до конца года отменить наиболее востребованные справки и бумажные подтверждения, обеспечить цифровое подтверждение информации, — подчеркнул глава государства.
Далее Касым-Жомарт Токаев представил четыре шага по развитию цифровизации в Казахстане:
Во-первых, выстроить принципиально новую архитектуру цифрового правительства. Все IT-инициативы госсектора должны основываться исключительно на новой платформе казахстанского гостеха. Она исключит дублирование, неэффективные затраты и бюрократию. Кроме того, 100 процентов госуслуг станут доступны гражданам на смартфонах.
Во-вторых, необходим был запуск центра цифровой трансформации, в котором бизнес-процессы госорганов будут пересмотрены и переведены в цифровой формат.
В-третьих, он поручал создать платформу взаимодействия национальных компаний с IT-сообществом. Важно помнить, что цифровые потребности и запросы квазигосударственного сектора должны максимально обеспечиваться силами отечественных компаний.
В-четвертых, требуется расширять и обновлять линии передачи данных, сопрягая их с международными коридорами. Предстоит создать современные центры обработки данных, которые могут обслуживать соседние страны.
В рамках исполнения поручений президента, в 2021 году был утвержден Национальный проект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций», срок реализации которого рассчитан 2021-2025 годы. Он состоит из 10 направлений и 211 мероприятий. Цель разработки проекта — становление Казахстана современной страной с эффективным государственным управлением за счет цифровой трансформации, безопасное использование инфраструктуры в цифровую эпоху, увеличивающийся вклад науки в социально-экономическое развитие страны.
Если взять ту же систему образования, то после поручений президента в рамках Послания, есть определенные сдвиги. Например, сегодня цифровизация казахстанского образования включает онлайн- очередь в детсад, в школу, колледжи и высшие учебные заведения. Есть «Online Mektep» — это очень популярная альтернатива обучения, внедренная в 2020 году. К слову, учителя уже вошли во вкус эпохи цифровизации и используют ее в процессе обучения. О плюсах этих цифровых технологий поделилась преподаватель начальных классов школы № 12 Екатерина Петрик.
По ее словам, дистанционное обучение – это возможность ученику самостоятельно планировать время и учиться тогда, когда он наиболее работоспособен.
— Я считаю, что это очень важно. Платформа «Online Mektep», например, была создана для организации дистанционного обучения и позволяет взаимодействовать учителю и ученику на расстоянии, — говорит учительница.
«Online Mektep» включает в себя возможность просмотра видеоурока с помощью средств самой платформы. После его просмотра можно закрепить знания на практике и получить соответствующий полученным знаниям бал, и все это в рамках функционала платформы.
-Также существует цифровая образовательная платформа «Bilimland», которая дает возможность для самостоятельного усвоения знаний учащимися. На данной платформе есть Виртуальная лаборатория, Лабораторные методы и спектроскопия, Общая химия, Неорганическая химия, Органическая химия и т.д. «Bilimland.kz» – полезный информационный сайт, где можно найти информацию по всем предметам, также имеются видеоролики для просмотра как на уроках, так и при выполнении домашних заданий по различным темам, — рассказала Екатерина Павловна.
Если говорить о пользе технологий в экономике, то в ноябре 2020 года Касым- Жомарт Токаев дал поручение главе Нацбанка РК о разработке национальной платежной системы до 2025 года. Согласно видению регулятора, национальная платежная инфраструктура будет структурирована вокруг двух основных компонентов – системы мгновенных платежей и межбанковской системы платежных карточек. Цифровой тенге должен стать ключевым элементом будущей финансовой системы, считает президент.
В рамках исполнения поручений главы государства, в 2023 году запланировано внедрение платежей в цифровом тенге с участием государства, а именно социальные платежи и государственные закупки. Цифровой тенге – это третья форма национальной валюты, наряду с наличными деньгами, монетами и банкнотами, а также безналичными деньгами на банковских счетах. При внедрении, он будет считаться таким же законным платежным средством, а его цена будет равна курсу тенге и его легко можно будет обменять на наличные или безналичные средства. Самое очевидное преимущество новой валюты — возможность проводить безналичные расчеты без подключения к интернету.
В целом, в настоящее время Правительство реализует 62 новые «цифровые» инициативы, которые призваны улучшить и облегчить жизнь казахстанцев, начиная с момента рождения.
Очень упрощена сегодня подача заявления на регистрацию брака. Это можно сделать через мобильное приложение. Если вы решили создать семью, то теперь не нужно ехать в ЗАГС, собирать документы, стоять в длинных очередях. Чтобы закрепить свои отношения, достаточно просто зайти в банковское приложение, пройти в раздел госуслуг и отправить соответствующую заявку.
Также с начала года на egov.kz стала доступна услуга регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной госрегистрации. Для оформления достаточно авторизоваться на портале и заполнить соответствующую заявку.
Еще одна цифровая услуга, доступная казахстанцам с нового года, позволяет быстро и без особых усилий зарегистрировать ТОО. Для этого потребуется лишь смартфон и банковское мобильное приложение, где необходимо выбрать услугу «Регистрация ТОО».
С 1 марта запущена услуга по получению в режиме онлайн отсрочки или освобождения от призыва на службу в армию на основе цифровых данных граждан, имеющихся в информационных системах. Данный сервис освобождает граждан от необходимости собирать подтверждающие документы и посещать военкомат.
Сегодня упор делается не на автоматизацию госуслуг, а на автоматизацию жизненных ситуаций — до 80 процентов, из них 50 процентов станут проактивны к 2025 году. Сокращение времени оказания услуг будет возможно за счет реинжиниринга бизнес-процессов. Запланирована 100-процентная доступность госуслуг на смартфонах.
Вот так процесс цифровизации позволяет повысить производительность и пропускную способность государственных серверов, сократить излишнее бюрократические справки, сделать процесс получения электронных государственных услуг максимально простым и удобным.
Татьяна ДЕРЯБИНА