Вести Семей
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
PDF
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
Вести Семей
PDF
результаты не найдены
Посмотреть все результаты

Ручная работа: искусство, уникальность, творчество

11.07.2024
Ручная работа: искусство, уникальность, творчество
FacebookWhatsappTelegram

В литературно-мемориальном музее Достоевского открылась выставка «Волшебство ручной работы», на которой было представлено около четырехсот произведений, созданных местными мастерами прикладного искусства.

Всю информацию о выставке представила со­трудник музея Алла Белякина, которая после содер­жательной вводной части, в которой говорилось об истории зарождения различных техник вязания, ши­тья, первых машинок и всего, что связано с рукоде­льем, провела экскурсию по залу.

Творчество Федора Михайловича Достоевского — это космос. В его книгах есть все и обо всем. В этот раз сотрудники музея рассказали о героинях-руко­дельницах в романах классика. Например, в самом первом его романе «Бедные люди», главная героиня Варенька Доброселова зарабатывает себе на жизнь шитьем и в письмах своему почти любимому чело­веку Макару Девушкину она пишет, что заработала 30 рублей и это далось ей с большим трудом, что ему она шьет жилетку из чудесной ткани – желтой в яркий цветочек, при этом она ему хвалится, что смогла продать ковер, на котором она собственны­ми руками сделала вышивку.

В романе «Преступление и наказание» в опи­сании самой первой встречи Раскольникова и Мармеладова, последний рассказывает, что есть статский советник Иван Иванович Клопшток, кото­рый заказал полдюжины голландских рубах, а пла­тить отказался, отговариваясь тем, что и ворот кри­вой и сшито неправильно.

Оттолкнувшись от этой темы, присутствующей в романах Федора Михайловича, сотрудники му­зея решили рассказать о рукоделии, о ручной ра­боте. Выставка знакомит с историей и современно­стью рукоделия на протяжении XIX, XX и XXI веков. Впервые из фондов музея представлены многочис­ленные образцы вышивки — крестом, гладью, бисе­ром, ришелье. Среди них есть вышитые полотна с изображением литературных и сказочных персона­жей. Также здесь можно познакомиться с истори­ей вязания крючком и спицами — салфетками и кофтами, великолепными панно и прозаически­ми носками, кашпо и ковриками. Выставка по­зволяет узнать историю множества аксессуа­ров, предназначенных для рукоделия, среди которых серебряный и железный наперстки, старинные пуговицы, мулине и крючки, тесь­ма и деревянные юрки, шкатулки для рукоде­лия и портняжные ленты для измерений.

Помимо этого, на выставке можно увидеть редкие швейные машинки 1895 и 1902 годов, вязальную машинку 1928 года и приборы для вязания 1980 и 1990-х годов, детский ткацкий станок, угольные и электрические утюги, дет­ские швейные машины и многое другое.

Ручная работа: искусство, уникальность, творчество

Древнее искусство вышивания

Вышивка — одно из первых и древних искусств декоративно-прикладного творчества. Она появи­лась тогда, когда еще ниток, в таком виде, как они су­ществуют сейчас, не было. В Китае вышивали жен­ским и конским волосом, в Египте научились делать тонкую золотую нить, которой и расшивали одежду. Постепенно искусство вышивки расширяло свои гра­ницы и добралось до Европы. В Англии впервые ста­ли вышивать в XIII веке портреты, а потом и персо­нажи сказок. До сих пор это направление осталось. В Германии придумали вышивать постельное бе­лье. Там появились первые монограммы, ажурные вышивки. Во Франции научились вышивать обои из ткани и мебель. До сих пор французская гобелено­вая вышивка одна из самых известных. В Германии впервые еще в XIV веке изобрели схемы для вышив­ки. Самая популярная вышивка это, как правило, вы­шивка крестом. Многие женщины обожают этот вид искусства, но мало кто знает, откуда она появилась. Во времена крестовых походов женщины, которые провожали своих любимых тамплиеров в дальние походы, в качестве оберега вышивали им на оде­жде сначала просто кресты. В процессе они поняли, что из крестиков можно составить любой узор. Таким образом, вышивка крестом, пройдя через века, до­шла до наших дней, обогатившись множеством ва­риаций. Есть английская, датская, болгарская техни­ка вышивки крестом. Образцы всех этих вариантов, можно было увидеть на выставке. Известно, что кар­динал Ришелье увлекался вышивкой и даже изо­брел новый ее сложный вид — сначала на ткани вы­резался узор, а потом обрабатывался окантовкой. Кружева и жабо, украшавшие наряды кардинала, всегда были выполнены им самим.

Нитки, пуговицы…

В конце XIX века во Франции появилась компа­ния «DMC» которая первая стала выпускать специ­альные нитки для вышивки, которые не рвались, были шелковистыми на ощупь, легко распутыва­лись. Кроме того, более толстую нить можно было расплести на несколько тонких. Так появились нит­ки мулине. Посетители выставки увидели не только нитки мулине, вышивки из них, но и схемы вышивки 19 века, в инструкциях которых рекомендовалось использовать нитки компании «DMC». Помимо это­го, представлены нитки, производимые в советское время, ставшие сегодня редкостью.

Частью экспозиции стали пуговицы, которыми модно было расшивать одежду. Благодаря краеве­дам в экспозиции появилась кость, из которой вы­рубали пуговицы. Археологическая находка была обнаружена вблизи старого мусульманского клад­бища. С пуговицами XIX-XX веков связаны инте­ресные истории. Например, все знают, что женская и мужская одежда запахиваются с разных сторон. Соответственно располагаются и застежки. Такое р а с п о л о ж е н и е застежек появи­лось еще в XVIII веке. Дело в том, что мужчины одевались сами, а так как 90% людей правши, им было удобнее делать это справа. А женщин в то время одевали служанки, ко­торые располагались к барышням и дамам лицом, и им, соответственно, опять же под правую руку было удобнее застегивать женщин слева направо.

В советское время все изделия имели стандарт и пуговицы не были исключением. Они были рас­считаны на вес в пять килограммов. Для сравнения скажем, что сегодня пуговицы выдерживают давле­ние около 500 граммов.

В 1844 году в Нью-Йорке создавали новую фор­му для полицейских. Один из боссов полиции при­думал, что у сотрудников должны быть медные пу­говицы. По английский медь — «купер», но пишется как «копер» и так появился термин «коп».

В советское время девочек и дома, и в школе учили рукодельничать. Кто не помнит, как мы сами пришивали на школьную форму обязательные бе­лые воротнички и манжеты? Выпускались и специ­альные детские швейные машинки. Нитки, которые наматывались на деревянные катушки, хранились в специальных коробочках. Журналы для рукоде­лия с выкройками и рисунками по технике вязания, выпускались большими тиражами. Все эти аксес­суары нашли свое место на стеллажах выставки.

Крючком и спицами

Самым популярным является вязание крюч­ком. Хотя это самый молодой способ вязания. Он сформировался всего лишь в начале XIX века. Оно изначально называлось «пастушье» вязание. В Европе девушки-пастушки пасли гусей и овец. И им приходилось часто отвлекаться от рукоделия по своим пастушьим делам. Например, чтобы при­соединить к стаду отбившуюся овечку. Поэтому именно пастушки придумали вязание крючком, которое было легче использовать в полевых ус­ловиях — можно было быстро отложить вязание с уверенностью, что набранные петли не сосколь­знут, как это случается при вязании на спицах. На выставке посетители увидели большое количе­ство изделий, связанных крючком.

Гораздо более древнюю исто­рию имеет вязание на спицах, при­думанное мужчинами из Египта. Сначала они вязали на пальцах, потом появились металлические спицы, позже деревянные, пла­стиковые, кольцевые и так далее. На фресках, высеченных на сте­нах пирамид, четко видны фигу­ры людей в вязанных одеждах, похожих на современные кар­диганы. Вязание на спицах ста­ло распространяться по всему миру. Например, в Испании в XV веке уже достигли такого высо­кого мастерства, что вязали на спицах перчатки, такой плотно­сти, какой можно достичь сегод­ня на вязальной машинке. 20 пе­тель на один дюйм или 18 петель на один сантиметр! Невероятно тугая мелкая вязка, плотная кон­центрация ниток.

Технический прогресс

Со временем изобретались специальные приспособления. В 1589 году молодой человек Уильям Ли очень сочувствовал своей невесте, которая зарабаты­вала вязанием. Чтобы облегчить труд девушки, жених придумал вя­зальный агрегат, с ножным при­водом к прялке и панелью со мно­ж е с т в о м крючков, на которые нужно было накидывать нить. В 1990 году во время создания первых кооперативов, на Семипалатинском ме­тизно-фурнитурном заводе воссоздали вязаль­ную машинку по образцу XVI века, немного усо­вершенствовав ее. Прибор, изготовленный на местном заводе был представлен на выставке.

Часто в рукоделии используются швейные машинки — изобретение XV века. В первой поло­вине XIX века далеко не молодой инженер, ко­торый ремонтировал швейные машинки, был удручен тем, что они часто ломались, а чинить их было трудно, легче было на металлолом сдать. Рассердившийся мастер решил сделать свою новую швейную машинку. А фамилия инженера была Зингер. Он ввел лапку, прижимающую ткань, ножную педаль, впервые расположил иглу верти­кально. А еще мастер первым придумал прода­вать свое изделие в рассрочку. Машинки Зингера обрели бешенную популярность, а в купе с воз­можностью купить ее в рассрочку завоевали весь рынок. Зингеровская швейная машинка была луч­шим предметом в хорошем приданном невесты. В Семее сохранилось здание той эпохи (напро­тив центрального ЦОНа) в котором располагалось представительство компании «Зингер». Также в компании впервые придумали право продавать свой бренд. Купец Попов, имевший сеть магази­нов, приобрел это право и реализовывал машин­ки на протяжении 25 лет. Как сейчас бы назвали это соглашение «дистрибьюторским». В 1895 году компания «Зингер» сделала своему партнеру по­дарок – выпустила машинку, которая называлась «Юбилейная» с портретами Попова и его жены. Их сразу же прозвали в народе «поповками».

Завод, выпускавший машинки «Подольск», по­пулярные в советское время, тоже вырос из ком­пании «Зингер». С 1902 года в России стали вы­пускать машинки «Зингер» в городе Подольске. После революции, не смотря на протесты и де­ловые предложения головной компании отдать предприятие в аренду, завод был национализиро­ван. И только в 1994 компания «Зингер» вернула себе права на подольские машинки.

Вязальные машинки представлены редкими экземплярами. Например, круговая вязальная ма­шинка, которую выпускали на Ленинградском за­воде. Во время Второй мировой войны советские женщина вязали на них подшлемники.

Авторские изделия тонкой работы

На выставке показаны работы современных местных мастеров. Людмила Евдокова — масте­рица на все руки, использует для создания сво­их удивительных картин различные материалы: рыбьи кости, семена растений, речную гальку. Помимо этого, она мастерит поделки из ваты, со­леного теста. Она — автор коллекции кукол.

Надежда Маркова, бывший сотрудник музея Достоевского, представила коллекцию кукол, свя­занных крючком.

Национальные мотивы в современной интер­претации — это всегда свежий взгляд на традици­онное искусство. Мастера Бакытжан Шапенова и Айдар Елубаев, член Союза этнодизайнеров Казахстана, участник многочисленных выста­вок, автор изделий из дерева. Оба педагоги из школы №19 передают секреты народных реме­сел детям. Бакытжан стала победительницей конкурса, который проводился в прошлом году в Астане. Участвовало 200 мастериц со всей стра­ны. Бакытжан была единственной, которая сшила лоскутное корпе длиной 500 метров. Рекорд вне­сен в книгу рекордов Казахстана. Помимо этого, она — автор кукол в национальных нарядах.

Салтанат Атабаева — автор мягких елоч­ных игрушек. Оригинальная идея родилась у Салтанат, когда подрастающие детки начали хо­дить и изучать окружающий мир. Чтобы обезопа­сить малышей от осколков стеклянных елочных украшений, мама стала шить игрушки сама из без­опасных материалов. Невероятно красиво, совре­менно, стильно. Салтанат сказала, что когда соз­дает такие игрушки, чувствует себя волшебницей.

Екатерина Гуляева, не просто работает крюч­ком, она создала из ниток алфавиты казахского и русского языков. Это приятная возможность раз­вивать детей, играя с ними в мягкие игрушки, при­вивая первоначальные навыки и знания чтения.

— Когда я осваивала технику ирландского кру­жева, я много читала об этом. Почему технике было присвоено это название? Потому что имен­но в Ирландии в середине XIX века придума­ли вязать по отдельности элементы, в основном цветы, и потом соединять воедино вязанной се­точкой. Целые семьи вязали отдельные фрагмен­ты партиями и сдавали в монастыри, где из них составляли цельные большие изделия. Это было настолько красиво, изящно, что знатные дамы за­казывали даже подвенечные платья и фату. Это была тончайшая ручная работа, — рассказывает Екатерина.

Краеведческое общество «Прииртышье», чле­ном которого является Екатерина Гуляева, поддер­жало коллегу и создало проект «Веселая азбука». Было связано несколько комплектов букв, кото­рые были переданы в дар музею Достоевского и в среднюю школу села Карагайлы Бескарагайского района. Далее краеведы планируют подарить на­боры мягкого алфавита в интернаты для детей с особыми потребностями и в детский дом.

Ручная работа: искусство, уникальность, творчество

Айман ШАРИПХАНОВА,

Фото Николая МОВЧАНА

В статье: Духовное наследиекультуратворчество

Связанные новости

Ответы на вопросы, часто задаваемые населением через информационную систему «е-Otinish»

03.07.2025
Ответы на вопросы, часто задаваемые населением через информационную систему «е-Otinish»

Как зарегистрироваться на прием акимов? Согласно пункту 1 статьи 90 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, руководители государственных органов, органов местного...

Читать далее ...

Прошла экологическая акция «Бесқарағайдың інжу-маржанын сақтайық» — на берегу озера Шипалы навели порядок

03.07.2025
Прошла экологическая акция «Бесқарағайдың інжу-маржанын сақтайық» — на берегу озера Шипалы навели порядок

В Бескарагайском районе прошла экологическая акция под названием «Бесқарағайдың інжу-маржанын сақтайық», главной целью которой стало очищение береговой линии озера Шипалы...

Читать далее ...

В области Абай прошла выставка, посвященная Национальному дню домбры

03.07.2025
В области Абай прошла выставка, посвященная Национальному дню домбры

В областном историко-краеведческом музее г. Семей состоялось мероприятие, посвященное Национальному дню домбры: была организована выставка «Ұлы дала үнісің сен, домбра!»...

Читать далее ...

В Семее продолжается интенсивный ремонт дорог

02.07.2025
В Семее продолжается интенсивный ремонт дорог

Вести Семей – В областном центре дорожные работы идут быстрыми темпами. В этом году в Семее планируется отремонтировать 52 улицы...

Читать далее ...

Где заканчивается доверие и начинается мошенничество

30.06.2025
Где заканчивается доверие и начинается мошенничество

В современном мире вопросы экономической безопасности все чаще становятся не только темой для профессионалов, но и сферой, в которой важно...

Читать далее ...

Бесплатный сыр теперь в онлайн формате

30.06.2025
Бесплатный сыр теперь в онлайн формате

В рамках реализуемой по поручению главы государства концепции «Закон и Порядок» в области Абай прошел форум «Цифровые триггеры XXI века»....

Читать далее ...

Новости

Ответы на вопросы, часто задаваемые населением через информационную систему «е-Otinish»

1 час назад

Прошла экологическая акция «Бесқарағайдың інжу-маржанын сақтайық» — на берегу озера Шипалы навели порядок

1 час назад

В области Абай прошла выставка, посвященная Национальному дню домбры

1 час назад

В Семее продолжается интенсивный ремонт дорог

1 день назад

Где заканчивается доверие и начинается мошенничество

3 дня назад

Бесплатный сыр теперь в онлайн формате

3 дня назад

От идеи к действию: как развивается женское лидерство

3 дня назад

В Мақаншы акиму области представили концепцию Генерального плана развития Алаколя

3 дня назад

Аким области посетил село Жанай

3 дня назад

В селе Таскескен проходит фестиваль «Ауыл – ел бесігі»

3 дня назад
Читать далее ...

Директор:
Риза Асанқызы Молдашева

Редактор:

Шынар Рысакова

Корреспонденты:

Акерке Турсунова

Рената Тахирова

 

Адрес редакции:

F18A5H3, г. Семей, улица К. Мухамедханова, 12.

Контакты:

Приемная директора — 523657;  редактор — 520734;  отдел рекламы и подписки — 560803; факс — 520475.

 

 

e-mail:
info@semeytany.kz


Свидетельство о перерегистрации на учет Министерством культуры и информации Республики Казахстан №13658-Г, 31.05.2013г.


Яндекс.Метрика

© ТОО«Газеты Семей таңы  – Вести Семей»

результаты не найдены
Посмотреть все результаты
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог

© «Семей таңы газеттері – Вести Семей» ЖШС