В литературно-мемориальном музее Достоевского открылась выставка «Волшебство ручной работы», на которой было представлено около четырехсот произведений, созданных местными мастерами прикладного искусства.
Всю информацию о выставке представила сотрудник музея Алла Белякина, которая после содержательной вводной части, в которой говорилось об истории зарождения различных техник вязания, шитья, первых машинок и всего, что связано с рукодельем, провела экскурсию по залу.
Творчество Федора Михайловича Достоевского — это космос. В его книгах есть все и обо всем. В этот раз сотрудники музея рассказали о героинях-рукодельницах в романах классика. Например, в самом первом его романе «Бедные люди», главная героиня Варенька Доброселова зарабатывает себе на жизнь шитьем и в письмах своему почти любимому человеку Макару Девушкину она пишет, что заработала 30 рублей и это далось ей с большим трудом, что ему она шьет жилетку из чудесной ткани – желтой в яркий цветочек, при этом она ему хвалится, что смогла продать ковер, на котором она собственными руками сделала вышивку.
В романе «Преступление и наказание» в описании самой первой встречи Раскольникова и Мармеладова, последний рассказывает, что есть статский советник Иван Иванович Клопшток, который заказал полдюжины голландских рубах, а платить отказался, отговариваясь тем, что и ворот кривой и сшито неправильно.
Оттолкнувшись от этой темы, присутствующей в романах Федора Михайловича, сотрудники музея решили рассказать о рукоделии, о ручной работе. Выставка знакомит с историей и современностью рукоделия на протяжении XIX, XX и XXI веков. Впервые из фондов музея представлены многочисленные образцы вышивки — крестом, гладью, бисером, ришелье. Среди них есть вышитые полотна с изображением литературных и сказочных персонажей. Также здесь можно познакомиться с историей вязания крючком и спицами — салфетками и кофтами, великолепными панно и прозаическими носками, кашпо и ковриками. Выставка позволяет узнать историю множества аксессуаров, предназначенных для рукоделия, среди которых серебряный и железный наперстки, старинные пуговицы, мулине и крючки, тесьма и деревянные юрки, шкатулки для рукоделия и портняжные ленты для измерений.
Помимо этого, на выставке можно увидеть редкие швейные машинки 1895 и 1902 годов, вязальную машинку 1928 года и приборы для вязания 1980 и 1990-х годов, детский ткацкий станок, угольные и электрические утюги, детские швейные машины и многое другое.
Древнее искусство вышивания
Вышивка — одно из первых и древних искусств декоративно-прикладного творчества. Она появилась тогда, когда еще ниток, в таком виде, как они существуют сейчас, не было. В Китае вышивали женским и конским волосом, в Египте научились делать тонкую золотую нить, которой и расшивали одежду. Постепенно искусство вышивки расширяло свои границы и добралось до Европы. В Англии впервые стали вышивать в XIII веке портреты, а потом и персонажи сказок. До сих пор это направление осталось. В Германии придумали вышивать постельное белье. Там появились первые монограммы, ажурные вышивки. Во Франции научились вышивать обои из ткани и мебель. До сих пор французская гобеленовая вышивка одна из самых известных. В Германии впервые еще в XIV веке изобрели схемы для вышивки. Самая популярная вышивка это, как правило, вышивка крестом. Многие женщины обожают этот вид искусства, но мало кто знает, откуда она появилась. Во времена крестовых походов женщины, которые провожали своих любимых тамплиеров в дальние походы, в качестве оберега вышивали им на одежде сначала просто кресты. В процессе они поняли, что из крестиков можно составить любой узор. Таким образом, вышивка крестом, пройдя через века, дошла до наших дней, обогатившись множеством вариаций. Есть английская, датская, болгарская техника вышивки крестом. Образцы всех этих вариантов, можно было увидеть на выставке. Известно, что кардинал Ришелье увлекался вышивкой и даже изобрел новый ее сложный вид — сначала на ткани вырезался узор, а потом обрабатывался окантовкой. Кружева и жабо, украшавшие наряды кардинала, всегда были выполнены им самим.
Нитки, пуговицы…
В конце XIX века во Франции появилась компания «DMC» которая первая стала выпускать специальные нитки для вышивки, которые не рвались, были шелковистыми на ощупь, легко распутывались. Кроме того, более толстую нить можно было расплести на несколько тонких. Так появились нитки мулине. Посетители выставки увидели не только нитки мулине, вышивки из них, но и схемы вышивки 19 века, в инструкциях которых рекомендовалось использовать нитки компании «DMC». Помимо этого, представлены нитки, производимые в советское время, ставшие сегодня редкостью.
Частью экспозиции стали пуговицы, которыми модно было расшивать одежду. Благодаря краеведам в экспозиции появилась кость, из которой вырубали пуговицы. Археологическая находка была обнаружена вблизи старого мусульманского кладбища. С пуговицами XIX-XX веков связаны интересные истории. Например, все знают, что женская и мужская одежда запахиваются с разных сторон. Соответственно располагаются и застежки. Такое р а с п о л о ж е н и е застежек появилось еще в XVIII веке. Дело в том, что мужчины одевались сами, а так как 90% людей правши, им было удобнее делать это справа. А женщин в то время одевали служанки, которые располагались к барышням и дамам лицом, и им, соответственно, опять же под правую руку было удобнее застегивать женщин слева направо.
В советское время все изделия имели стандарт и пуговицы не были исключением. Они были рассчитаны на вес в пять килограммов. Для сравнения скажем, что сегодня пуговицы выдерживают давление около 500 граммов.
В 1844 году в Нью-Йорке создавали новую форму для полицейских. Один из боссов полиции придумал, что у сотрудников должны быть медные пуговицы. По английский медь — «купер», но пишется как «копер» и так появился термин «коп».
В советское время девочек и дома, и в школе учили рукодельничать. Кто не помнит, как мы сами пришивали на школьную форму обязательные белые воротнички и манжеты? Выпускались и специальные детские швейные машинки. Нитки, которые наматывались на деревянные катушки, хранились в специальных коробочках. Журналы для рукоделия с выкройками и рисунками по технике вязания, выпускались большими тиражами. Все эти аксессуары нашли свое место на стеллажах выставки.
Крючком и спицами
Самым популярным является вязание крючком. Хотя это самый молодой способ вязания. Он сформировался всего лишь в начале XIX века. Оно изначально называлось «пастушье» вязание. В Европе девушки-пастушки пасли гусей и овец. И им приходилось часто отвлекаться от рукоделия по своим пастушьим делам. Например, чтобы присоединить к стаду отбившуюся овечку. Поэтому именно пастушки придумали вязание крючком, которое было легче использовать в полевых условиях — можно было быстро отложить вязание с уверенностью, что набранные петли не соскользнут, как это случается при вязании на спицах. На выставке посетители увидели большое количество изделий, связанных крючком.
Гораздо более древнюю историю имеет вязание на спицах, придуманное мужчинами из Египта. Сначала они вязали на пальцах, потом появились металлические спицы, позже деревянные, пластиковые, кольцевые и так далее. На фресках, высеченных на стенах пирамид, четко видны фигуры людей в вязанных одеждах, похожих на современные кардиганы. Вязание на спицах стало распространяться по всему миру. Например, в Испании в XV веке уже достигли такого высокого мастерства, что вязали на спицах перчатки, такой плотности, какой можно достичь сегодня на вязальной машинке. 20 петель на один дюйм или 18 петель на один сантиметр! Невероятно тугая мелкая вязка, плотная концентрация ниток.
Технический прогресс
Со временем изобретались специальные приспособления. В 1589 году молодой человек Уильям Ли очень сочувствовал своей невесте, которая зарабатывала вязанием. Чтобы облегчить труд девушки, жених придумал вязальный агрегат, с ножным приводом к прялке и панелью со множ е с т в о м крючков, на которые нужно было накидывать нить. В 1990 году во время создания первых кооперативов, на Семипалатинском метизно-фурнитурном заводе воссоздали вязальную машинку по образцу XVI века, немного усовершенствовав ее. Прибор, изготовленный на местном заводе был представлен на выставке.
Часто в рукоделии используются швейные машинки — изобретение XV века. В первой половине XIX века далеко не молодой инженер, который ремонтировал швейные машинки, был удручен тем, что они часто ломались, а чинить их было трудно, легче было на металлолом сдать. Рассердившийся мастер решил сделать свою новую швейную машинку. А фамилия инженера была Зингер. Он ввел лапку, прижимающую ткань, ножную педаль, впервые расположил иглу вертикально. А еще мастер первым придумал продавать свое изделие в рассрочку. Машинки Зингера обрели бешенную популярность, а в купе с возможностью купить ее в рассрочку завоевали весь рынок. Зингеровская швейная машинка была лучшим предметом в хорошем приданном невесты. В Семее сохранилось здание той эпохи (напротив центрального ЦОНа) в котором располагалось представительство компании «Зингер». Также в компании впервые придумали право продавать свой бренд. Купец Попов, имевший сеть магазинов, приобрел это право и реализовывал машинки на протяжении 25 лет. Как сейчас бы назвали это соглашение «дистрибьюторским». В 1895 году компания «Зингер» сделала своему партнеру подарок – выпустила машинку, которая называлась «Юбилейная» с портретами Попова и его жены. Их сразу же прозвали в народе «поповками».
Завод, выпускавший машинки «Подольск», популярные в советское время, тоже вырос из компании «Зингер». С 1902 года в России стали выпускать машинки «Зингер» в городе Подольске. После революции, не смотря на протесты и деловые предложения головной компании отдать предприятие в аренду, завод был национализирован. И только в 1994 компания «Зингер» вернула себе права на подольские машинки.
Вязальные машинки представлены редкими экземплярами. Например, круговая вязальная машинка, которую выпускали на Ленинградском заводе. Во время Второй мировой войны советские женщина вязали на них подшлемники.
Авторские изделия тонкой работы
На выставке показаны работы современных местных мастеров. Людмила Евдокова — мастерица на все руки, использует для создания своих удивительных картин различные материалы: рыбьи кости, семена растений, речную гальку. Помимо этого, она мастерит поделки из ваты, соленого теста. Она — автор коллекции кукол.
Надежда Маркова, бывший сотрудник музея Достоевского, представила коллекцию кукол, связанных крючком.
Национальные мотивы в современной интерпретации — это всегда свежий взгляд на традиционное искусство. Мастера Бакытжан Шапенова и Айдар Елубаев, член Союза этнодизайнеров Казахстана, участник многочисленных выставок, автор изделий из дерева. Оба педагоги из школы №19 передают секреты народных ремесел детям. Бакытжан стала победительницей конкурса, который проводился в прошлом году в Астане. Участвовало 200 мастериц со всей страны. Бакытжан была единственной, которая сшила лоскутное корпе длиной 500 метров. Рекорд внесен в книгу рекордов Казахстана. Помимо этого, она — автор кукол в национальных нарядах.
Салтанат Атабаева — автор мягких елочных игрушек. Оригинальная идея родилась у Салтанат, когда подрастающие детки начали ходить и изучать окружающий мир. Чтобы обезопасить малышей от осколков стеклянных елочных украшений, мама стала шить игрушки сама из безопасных материалов. Невероятно красиво, современно, стильно. Салтанат сказала, что когда создает такие игрушки, чувствует себя волшебницей.
Екатерина Гуляева, не просто работает крючком, она создала из ниток алфавиты казахского и русского языков. Это приятная возможность развивать детей, играя с ними в мягкие игрушки, прививая первоначальные навыки и знания чтения.
— Когда я осваивала технику ирландского кружева, я много читала об этом. Почему технике было присвоено это название? Потому что именно в Ирландии в середине XIX века придумали вязать по отдельности элементы, в основном цветы, и потом соединять воедино вязанной сеточкой. Целые семьи вязали отдельные фрагменты партиями и сдавали в монастыри, где из них составляли цельные большие изделия. Это было настолько красиво, изящно, что знатные дамы заказывали даже подвенечные платья и фату. Это была тончайшая ручная работа, — рассказывает Екатерина.
Краеведческое общество «Прииртышье», членом которого является Екатерина Гуляева, поддержало коллегу и создало проект «Веселая азбука». Было связано несколько комплектов букв, которые были переданы в дар музею Достоевского и в среднюю школу села Карагайлы Бескарагайского района. Далее краеведы планируют подарить наборы мягкого алфавита в интернаты для детей с особыми потребностями и в детский дом.
Айман ШАРИПХАНОВА,
Фото Николая МОВЧАНА