Как воспитывать будущее поколение в парадигме «Адал азамат»? Своим мнением на этот счет поделилась Асем Нускенова, заместитель руководителя управления образования области Абай.
– Как, по вашему мнению, можно воспитывать молодое поколение «Адал азамат»?
– Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на третьем заседании Национального Курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» отметил основные ценности: независимость и патриотизм; единство и солидарность; справедливость и ответственность; закон и порядок; трудолюбие и профессиональная квалификация; созидание и новаторство. Эти ценности стали основой республиканской программы «Біртұтас тәрбие» – «Единой воспитательной программы», которая отражает политику страны, основанную на общечеловеческих и национальных ценностях. Программа «Біртұтас тәрбие» была внедрена в 2023-2024 учебном году во всех организациях образования области Абай. Воспитание честного поколения, которое мы могли бы назвать «Адал азамат», возможно только при комплексном подходе при активном участии всех взрослых людей, в окружении которых растет ребенок.
– Воспитание, безусловно, начинается в семье. Но, к сожалению, не все родители знают, как правильно воспитывать своих детей. Как показывает практика, родители не всегда справляются со своими обязанностями. Какую работу проводят учреждения образования, чтобы помочь папам и мамам?
– Вы правы – наибольшее влияние на воспитание детей оказывают родители и другие близкие родственники, на втором месте – это общественная среда (в том числе и виртуальная), круг общения, сверстники, друзья и лишь потом уже учителя, воспитатели, тренеры, наставники. Нравственно-этические основы мировоззрения закладываются в семье, и здесь большую роль играет личный пример родителей и близких. В любой семье родные должны прививать нравственные устои, трудолюбие, честность, бережное отношение к любой собственности. Воспитание – это общение, а общение – процесс двусторонний. Если мы внимательнее приглядимся к тому, что реально происходит в семье, то мы заметим, что дети в какой-то степени воспитывают нас. Они меняют наши взгляды, заставляют делать ради них такое, что мы никогда не сделали бы ради себя, приучают смотреть на мир и их глазами. В достижении этой цели свою роль играют организации образования, именно в школах и колледжах области по программе «Біртұтас тәрбие» открыты Центры педагогической поддержки родителей. Центры педагогической поддержки родителей открыты в прошлом году в 301 образовательном учреждении, а в этом году начали работу в 33 колледжах. Программы Центров направлены на воспитание и развитие детей, координацию работы групп и клуба «Школа мудрости». Работа клуба «Школа мудрости» координируется совместно с проектом областного Совета ветеранов «Өнеге, тәлім, өсиет» и «Школой бабушек и дедушек».
Для активного привлечения родителей продолжается и областной проект «Институт родителей в формировании учения «Толық адам». В рамках проекта в различных общественных мероприятиях приняли участие более 51 тысячи мам и пап, бабушек и дедушек, опекунов.
– Асем Хасеновна, расскажите, пожалуйста, подробнее о программе «Біртұтас тәрбие».
– В рамках данной программы в 302 школах области реализовано восемь социальных проектов, охвативших около 45 тысяч учащихся. Среди них: «Адал ұрпақ», «Жеткіншектің жеті жарғысы», «Еңбегі адал жас өрен», «Үнем – қоғам қуаты», «Экологиялық мәдениет», «Қоғамға қызмет», «Өр талапты, озық ойлы ұлан», «Зиянды әдеттен аулақ бол». В 2024-2025 учебном году воспитательная работа в образовательных учреждениях будет организована в обновленном формате в соответствии с основными положениями программы «Біртұтас тәрбие».
– Большое влияние в воспитании детей имеют и веками сложившиеся национальные традиции. Национальная педагогика, опирающаяся на общечеловеческие принципы добра и милосердия, чести и справедливости, патриотизма и верности, всегда была направлена на правильное гармоничное воспитание личности. Знаю, что в учреждениях образования проводятся мероприятия, основанные на национальной педагогике.
– Родители, бабушки и дедушки, все окружающие вносили свой вклад в воспитание – своими словами, поступками или их отсутствием. Национальная педагогика – это кладезь народной мудрости, где каждое слово в пословице – выверено и точно, где каждый ритуал продуман и имеет значение, где каждая примета – не суеверие, а результат опыта. И тогда и сейчас главной целью воспитания является вырастить поколение, впитавшее общечеловеческие и национальные ценности. Не случайно всем полюбился еще один проект «Ұлттық сезім», основная цель которого воспитание патриотичного и государственно ориентированного поколения. Все участники проекта и педагоги и учащиеся школ и студенты колледжей области каждую пятницу носят национальную одежду, пропагандируют традиции и участвуют в различных челленджах, направленных на пропаганду национального бренда. В течение года учащиеся приняли участие в таких республиканских челленджах как «Құй күмбірі», «Жасыл мекен», «Игра в шахматы», «Асык ату» и многих других. В рамках проекта в образовательных учреждениях проведено 1904 мероприятия.
– Как ведется подготовка педагогов в плане обучения методикам воспитания в рамках «Единой воспитательной программы»?
– Да, педагогов тоже учат, как работать с детьми и родителями. Есть наработанные методические рекомендации. В области проведено 123 разъяснительных семинара с участием около 12 000 преподавателей. По координации работы центров педагогической поддержки родителей прошли курсы 342 педагога. Приступили к работе 120 педагогов, прошедших обучение на специальных вебинарах. В рамках работы центра в образовательных учреждениях области назначено 602 координатора деятельности клуба «Школа мудрости». Внедрение «Единой воспитательной программы» в учебно-воспитательный процесс на особом контроле управления образования. Даются методические рекомендации по совершенствованию программы, такие как мониторинг, выявление достижений, сбор и обработка данных.
– Одной из главных задач, стоящих сегодня перед обществом, является профилактика правонарушений среди детей и подростков, недопущение роста преступности среди несовершеннолетних. Какова роль образовательных учреждений в этом процессе?
– В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их законных интересов в областном центре и в районах действуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, объединяющие представителей отдела полиции, отдела занятости, отдела образования, здравоохранения и других.
Каждый квартал заседания комиссий проводятся в соответствии с планом. С начала года проведено 906 мероприятий. Совместно с департаментом полиции области утвержден план действий по предупреждению суицида, насилия (буллинга) среди несовершеннолетних. Вопросами профилактики правонарушений, суицидального поведения, буллинга, духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в школах области занимаются 349 педагогов–психологов, 92 социальных педагога, 291 заместитель директора по воспитательной работе, которые используют широкий спектр форм и методов работы с учащимися. Областная ассоциация педагогов-психологов провела 19 заседаний, выездных консультаций по районам области. С целью воспитания честности, человечности, разъяснения учащимся значения друга была проведена акция «Дос болайық» – это 949 мероприятий. С начала года на заседании районных и городских комиссий рассмотрено 83 материала. Дети «группы риска» посещают кружки по интересам и спортивные секции. В течение летнего периода совместно с участковыми инспекторами и секретарями комиссий по делам несовершеннолетних проводятся оперативно-профилактические мероприятий и информационные акции «Дети в ночном городе», «Подросток». В организациях образования области Абай по вопросу профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и по вопросу профилактики детской безнадзорности и беспризорности проводится целенаправленная работа.
– Организация досуга детей – одно из важных направлений воспитания. Сколько в области учреждений внешкольного образования?
– Для обеспечения организованного досуга детей и подростков в области функционируют 24 организации дополнительного образования с охватом 19 087 учащихся, из них 4776 детей из сельской местности. В школах области 35 257 детей участвуют в 1853 кружках, 36 241 учащийся – в 1955 спортивных секциях. Школьники являются членами военно-патриотического движения «Жас сарбаз». В 37 школах области открыто 74 класса с охватом 1413 учащихся. В организациях образования области функционируют 260 военно-патриотических клубов с охватом 7247 обучающихся. Учреждения культуры и искусства, а также внешкольного образования не только воспитывают в подрастающем поколении положительные качества, но и помогают оторвать детей от Интернета. Для не занятых полезным досугом школьников, порой социальные сети, виртуальные игры – это их единственное развлечение, увлечение, общение… Это их жизнь. И статус в соцсетях, лайки, популярность имеют большее значение, чем наставления самых близких людей. Ученные еще толком не изучили влияние такого чрезмерного времяпровождения на неокрепшую детскую психику. Однако то, что оно уже сейчас очень сильное, бесспорно. Мы настоятельно рекомендуем ограничивать время пользования гаджетами и что особенно важно, проверять, какую информацию получает ребенок. Есть сайты, которые в погоне за хайпом, предлагают детям опасные игры. Все мы хорошо понимаем и высоко ценим роль влияния искусства, литературы на формирование у детей общечеловеческих морально-этических качеств. Поэтому стараемся сделать походы детей в театры, музеи, библиотеки, концертные залы, филармонии, Дворцы культуры регулярными. Между управлением образования и драматическим театром имени Абая заключен меморандум о взаимном сотрудничестве. В театре ставятся спектакли по популяризации общечеловеческих и национальных ценностей подрастающему поколению. Были охвачены образовательные учреждения города Семей, а через гастрольные туры театра охвачены учащиеся Аягозского, Абайского, Кокпектинского, Жарминского, Бескарагайского районов. Театральные сезоны продолжаются и в других регионах в рамках программы единого воспитания.
– Спасибо за интервью.
Айман ШАРИПХАНОВА