С 1 июня 2025 года в Казахстане стартует пилотный проект по внедрению единого ваучера на спортивные секции, творческие кружки и дополнительное образование для детей, передаёт Вести Семей. Инициатива охватит шесть регионов: Астану, Шымкент, Караганду, Кызылорду, Атырау и Актобе.
Проект разработан с целью исключения злоупотреблений и обеспечения прозрачного, справедливого распределения государственных средств. Ранее в системе допобразования были выявлены серьёзные нарушения: приписки детей для увеличения показателей, проведение занятий в непригодных помещениях — квартирах и подвалах, а также факты привлечения к преподаванию лиц с уголовным прошлым. Более 8 тысяч детей числились в списках, но фактически занятия не посещали.
Новая система ваучеров предполагает, что финансирование будет закреплено не за организацией, а непосредственно за ребёнком. Это позволит свободно менять секции или кружки, не теряя право на финансирование и не вставая в повторную очередь.
Форматы ваучеров:
-
Целевой ваучер — для посещения государственных учреждений, без очереди;
-
Универсальный ваучер — даёт возможность выбрать частную или негосударственную организацию. Очередность формируется по возрасту ребёнка и социальному статусу семьи.
Все учреждения, участвующие в системе, обязаны обеспечить безопасную и санитарно соответствующую инфраструктуру, наличие утверждённых образовательных программ и квалифицированных специалистов. Посещаемость будет фиксироваться ежедневно через цифровую платформу, что исключает возможность приписок и хищений.
Проект реализуется в сотрудничестве сразу нескольких министерств: культуры и информации (творчество), туризма и спорта (спорт), цифрового развития (техническое сопровождение), а также просвещения (дополнительное образование).
Главная цель — создать удобную и прозрачную систему, в которой каждый ребёнок сможет безопасно развиваться, а государственные средства будут использованы строго по назначению. По мнению разработчиков, единый ваучер повысит качество услуг и обеспечит равный доступ к возможностям внеурочной деятельности для всех детей, вне зависимости от их социального статуса.