Электрическая энергия имеет большое значение в жизни и деятельности человека. Сегодня нет ни одной отрасли промышленности или сферы деятельности, где не использовалась бы электроэнергия. Подключение к сетям электроснабжения особенно актуально для бизнес-структур. Как в таком случае организовать электроснабжение? Как оформить все необходимые документы и договор?
Для получения ответов на эти и другие вопросы мы связались с Демином Николаем Александровичем, и.о. руководителя РГУ «Территориального департамента Комитета государственного энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан по области Абай».
Николай Александрович, известно, что в законодательство Республики Казахстан внесены изменения, касающиеся процедуры подключения к сетям электроснабжения. Не могли бы вы кратко рассказать об этих изменениях?
Отношения, возникающие на оптовом и розничном рынках между энергопроизводящими, энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями электроэнергии, регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики и Правилами пользования электроэнергией.
В рамках государственной политики по коренному улучшению предпринимательской деятельности и для повышения позиции Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума в законодательство ежегодно вносятся поправки, позволяющие сокращать число процедур подключения к сетям электроснабжения.
В связи с этим Министерство энергетики внесло изменения и дополнения в Правила пользования электрической энергией. Согласно новым нормам, количество документов, необходимых для заключения договоров электроснабжения с потребителями, сократилось с девяти до семи. То есть потребитель теперь представляет семь документов в энергоснабжающую организацию для заключения договора.
Кроме того, энергопередающая или энергопроизводящая организация после получения заявления от потребителя в произвольной форме выдает технические условия на подключение вновь вводимых или реконструируемых электроустановок: в течение пяти рабочих дней для технически несложных объектов и в течение десяти рабочих дней для технически сложных объектов.
А есть ли изменения в порядке и сроках подключения потребителей к электроэнергии?
Да, порядок и сроки подачи напряжения на электроустановки потребителей также были изменены. Строительно-монтажная организация направляет энергоснабжающей организации уведомление о выполнении технических условий и готовности подавать напряжение, а также заявление об акцепте договора электроснабжения по установленной форме.
Энергопередающая организация проверяет внешнее подключение и соответствие выполненных работ техническим условиям: для технически несложных объектов — в течение трёх рабочих дней, для технически сложных — в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления.
Какие меры принимаются, если в ходе проверки выявлены несоответствия требованиям технических условий?
В случае выявления недостатков внешнего подключения энергоснабжающая организация в течение двух рабочих дней выдает акт о выявленных недостатках. После устранения этих недостатков строительно-монтажная организация или потребитель направляет повторное уведомление о выполнении технических условий и готовности подачи напряжения.
Энергоснабжающая организация рассматривает повторное уведомление в течение одного рабочего дня, подключает электроустановки потребителя и письменно уведомляет о результатах. Если после повторной проверки замечания не устранены, следующая проверка проводится через месяц.
Необходимо ли получать новые технические условия при смене собственника объекта?
Ранее выданные технические условия при смене собственника переоформлять не требуется. Новый собственник в течение десяти рабочих дней с момента регистрации права собственности направляет заявление об акцепте договора электроснабжения. Энергоснабжающая организация в течение двух рабочих дней выдает акт об ограничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и направляет документы выбранной новым собственником энергоснабжающей организации для заключения договора. Предыдущий собственник производит окончательный расчет за потреблённую электроэнергию по показаниям приборов учёта в день смены собственника объекта.
А при каких обстоятельствах может прекращаться подача электроэнергии?
Энергоснабжающая организация может частично или полностью прекращать подачу электроэнергии при неоплате или неполной оплате за электрическую энергию в сроки, установленные в договоре, а также при нарушении режима потребления.
В частности, подача может быть прекращена в случаях, если потребитель сам подключил приемники электрической энергии к сети без учета коммерческих приборов учета, снизил показатели качества электроэнергии до уровня, нарушающего работу электроустановок энергоснабжающей организации и других потребителей, или не допускает представителей организации и органа надзора к средствам коммерческого учета и электроустановкам в рабочее время. В этих случаях подача электроэнергии может быть прекращена без предварительного уведомления.
Куда могут обратиться жители города и области в случае нарушения процедур подключения к сетям электроснабжения?
При возникновении вопросов, связанных с подключением к электрическим сетям, можно обратиться в РГУ «Территориальный департамент Комитета государственного энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан по области Абай» по телефонам: 8 (7222) 56-50-24, 8 (7222) 56-50-25, либо через информационную систему «Е-Өтініш».






