Что произошло
В парламент поступают обращения от граждан и неправительственных организаций, в которых говорится о возможном противоречии закона о запрете «пропаганды» ЛГБТ международным договорам, подписанным Казахстаном, сообщил сенатор Сергей Ершов.
Детали
«К нам в палату поступают обращения как от граждан, так и от различных неправительственных организаций, в том числе международных, в которых приводится позиция, что рассматриваемая норма противоречит принятым Казахстаном международным обязательствам в области прав человека», – сказал Ершов на заседании сената во время обсуждения поправок.
Что сказали в минкультуры
Вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов заверил, что при обсуждении поправок изначально соблюдался принцип соответствия Конституции и международным обязательствам Казахстана.
«Красной линией на каждом этапе проходил принцип фундаментальности прав человека и соответствия данных поправок Конституции и международным обязательствам Республики Казахстан», – подчеркнул он.
По его словам, обсуждение нормы началось ещё в июне 2024 года, когда была размещена соответствующая петиция. В рабочую группу были включены все неправительственные организации, которые занимаются этим вопросом, а также правозащитные организации, рассказал вице-министр культуры.
Он также отметил, что разъяснения проводились на международных площадках. Обсуждение проходило в рамках рабочей группы минюста с Евросоюзом и на площадках гражданского форума.
«В июне месяце на защите универсального периодического отчета в европейском офисе ООН экспертам разъяснялись те или иные нормы данного закона», – рассказал Евгений Кочетов.
Говоря о возможном принятии поправок, вице-министр отметил необходимость дальнейших разъяснений по правоприменению.
«Даже если мы будем с онлайн-платформами, с онлайн-кинотеатрами обсуждать введение и правоприменение этих норм, на каждом этапе будут присутствовать и неправительственные организации, и правозащитники», – добавил он.
Что сказали в минюсте
Вице-министр юстиции Ботагоз Жакселекова отметила, что Казахстан является участником ключевых международных договоров, включая Международный пакт о гражданских и политических правах.
«Международное право позволяет ограничивать право на высказывание мнения. Это статья 19, пункт 3, Международного пакта о гражданских и политических правах», – пояснила она.
При этом, по её словам, такие ограничения возможны только при наличии закона и в целях защиты общественных интересов. Основанием должно быть закрепление этого ограничения в законе и исходя из защиты интересов государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья. Она отдельно подчеркнула, что сама принадлежность к ЛГБТ не является нарушением закона.
«Это касается исключительно публичной пропаганды. В этом смысле норма соответствует ратифицированным Республикой Казахстан международным договорам», – резюмировала она.
ЧТО ГОВОРЯТ ПРАВОЗАЩИТНИКИ
Правозащитник Евгений Жовтис отметил в беседе с корреспондентом BES.media, что сексуальная ориентация – врождённая черта, и её нельзя изменить пропагандой, поэтому запрет бессмыслен и нарушает Конституцию, которая запрещает дискриминацию по любому основанию. Вместо этого стоит учить детей толерантности к разнообразию. В то же время он подчеркнул неопределённость термина «пропаганда» и предупредил, что подобные законы могут привести к дискриминационным практикам, если не опираться на науку и права человека.
Международные организации выражают серьёзную обеспокоенность тем, что принятие этих поправок может усилить социальную стигматизацию и повысить риски насилия и изоляции, с которыми уже сталкиваются ЛГБТ-люди в Казахстане.
Такие факты уже фиксируются ещё до принятия поправок. Например, в ноябре полиция Астаны вместе с гомофобными активистами менее чем за сутки задержала трёх человек, принимавших участие в мероприятиях, которые связаны с защитой прав ЛГБТ-сообщества.
Между тем руководитель Алматинского областного филиала ОСДП Нурым Нурлыбеков оказался в центре публичного скандала из-за агрессивных комментариев в сети, где он заявил, что «расстрелял бы» представителей ЛГБТ-сообщества. Каких-либо серьёзных юридических последствий для него это не имело: в партии ограничились разъяснительной беседой, а полиция оставила без рассмотрения заявление шымкентской активистки Назиры Жургенбаевой, поданное в отношении партийца-гомофоба.
КОНТЕКСТ
12 ноября депутаты мажилиса приняли поправки в закон по вопросам архивного дела во втором чтении. Среди изменений – запрет на «пропаганду ЛГБТ» в соцсетях, СМИ, рекламе и других медиа.
По словам мажилисмена Елнура Бейсенбаева, дети и подростки в Казахстане ежедневно сталкиваются в интернете с информацией, способной негативно повлиять на их представления о семье, нравственности и будущем.
«Защита сознания подрастающего поколения от противоправного контента – это вопрос их безопасности и психического здоровья. Данная тема неоднократно поднималась депутатами. Мажилисмены Едил Жанбыршин, Ринат Зайыт, Самат Мусабаев и Ардак Назаров публично огласили свои депутатские запросы по запрету пропаганды ЛГБТ. Также в прошлом году петиция «Мы против открытой и скрытой пропаганды ЛГБТ в РК!» собрала необходимые 50 тысяч подписей для официального рассмотрения. Именно поэтому инициативная группа из 18 депутатов предложила поправки, ограничивающие распространение информации, пропагандирующей педофилию и нетрадиционную ориентацию», – объяснил Бейсенбаев.
Наказание за пропаганду ЛГБТ и педофилии хотят включить в статью 456 КоАП «Нарушение порядка объявления выходных данных».
За первое нарушение предлагают штраф в размере 20 МРП, или 78 640 тенге, второе нарушение в течение года – 40 МРП, или 157 280 тенге, или административный арест до 10 суток.
Почему это важно
Речь идёт не просто о регулировании контента, а о фактическом расширении цензуры. Под формулировку «пропаганда» может попасть что угодно – от художественных фильмов и сериалов до образовательных и документальных материалов. При этом чётких критериев, где заканчивается искусство и начинается запрещённое, власти так и не представили.
В результате пострадают не только авторы и индустрия культуры, но и зрители: казахстанцы могут лишиться доступа к мировым фильмам и сериалам или будут смотреть их в урезанном, искажённом виде. Кроме того, такие нормы создают риск дискриминации и усиления стигматизации ЛГБТ-людей, что уже сейчас приводит к агрессии и преследованиям – ещё до вступления закона в силу.






