Новая национальная государственность Казахской ССР начала складываться в рамках еще юридически существующего Союза ССР, правовой основой которой стала провозглашенная в 1990 году 25 октября Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.
В этом документе было записано: «Казахская ССР есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе». На территории Казахской ССР «устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР» (ст.5), «земля, и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы…» являются исключительной собственностью Республики (ст.9).
Тем не менее, было ясно, что рамки Союза уже не устраивают республики, и они фактически провозглашают себя независимыми государствами. Провозглашение Казахстана независимым государством, взявшим курс на построение рыночной экономики и демократического, правового государства, вызвало необходимость качественного обновления конституционных основ жизни общества и государства. Многочисленные поправки, вносившиеся в конституцию 1978 года, спасти положение дел не могли. Именно поэтому с 1990 года в республике началась работа над проектами конституции, которая осложнялась болезнями роста, когда отживший свой век старый уклад противоборствовал, и порой небезуспешно противостоял росткам новых общественных отношений.
Первого декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана. Им стал Н.А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. В этот день он подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. Логическим продолжением процесса суверенизации республики явился конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. Это был первый конституционный закон принятый Парламентом Республики Казахстан, в котором нашли воплощение главные направления формирования суверенного государства, структурной и функциональной организации системы власти.
Конституционными новеллами стали такие общепризнанные элементы государственного строительства как формирование гражданского общества и создание правового государства. Впервые на таком конституционно-правовом уровне Республика Казахстан провозглашалась как независимое, демократическое и правовое государство, которое обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутренней и внешней политикой ( ст.1).
С провозглашением государственной независимости Казахстана в этот период произошло установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово-кредитной, налоговой и таможенной служб. 4 июня 1992 года были утверждены Государственный Флаг, Герб, Гимн. 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. 29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов.
С принятием первой Конституции в январе 1993 года начался очередной этап независимого Казахстана, который завершился в марте 1995 года. В этот период значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности. Новый конституционный строй Республики Казахстан складывался в достаточно сложных условиях политической нестабильности, обусловленной противоречиями переходного периода.
Принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года путем всенародного голосования Конституция РК свидетельствовала о расширении политических и гражданских прав и свобод граждан Казахстана, установлении института непосредственной демократии. Новая Конституция Республики Казахстан наряду с закреплением государственного суверенитета и укреплением базы для создания социального правового государства заложила идеи конституционализма.
В Казахстанской и советской практике впервые был признан приоритет прав и свобод человека, и было утверждено, что народ Казахстана является неотъемлемой частью всемирной ассоциации.
Согласно Конституции РК, государственным языком республики был объявлен казахский язык, русский язык – языком межнационального общения. А восьмого мая 1997 года в постановлении Конституционного Совета РК было обозначено: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Государство со своей стороны гарантировало сохранить отрасли свободного применения межнационального языка, и его свободного развития. Были запрещены ограничение прав и свободы граждан.
В основном Законе земля Республики Казахстана едина, она не разделима и она не подлежит чужим вмешательствам. На днях указом Президента РК земли сельскохозяйственного назначения Казахстана теперь запрещено продавать и сдавать в аренду иностранным физическим и юридическим лицам, а также юридическим лицам с участием иностранного капитала. Было объявлено, что единственным источником государственной власти является народ Казахстана. Государственная власть исполняется на основе Конституции и законов республики. Конституция Республики Казахстан имеет верховную силу закона. За выполнение Конституции несет ответственность президент Республики.
Надо признать, что становление и развитие Казахстана как независимого государства происходило в различных социально-экономических условиях. На первом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказывалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.
На втором этапе наблюдалась тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требовал глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе. Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе. Этот процесс должен развиваться постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. В построении нового Казахстана мы старались идти поступательно, адаптируя и модифицируя существующие институты, а также создавая новые с учётом национальных особенностей. Как показала практика, такой подход к строительству государства был обоснованным и дал положительные результаты. Казахстан добился определенных результатов в либерализации политической жизни. Последовательно происходит развитие демократических институтов, политического плюрализма и демократии.
На сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности, сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Республика незаметно приблизилась уже к своему тридцатилетию. В стране осуществляются масштабные реформы.
Сегодня Казахстан, как равноправный член мирового сообщества, находится на пути становления демократичного, цивилизованного развития. Верю, что наш народ, пройдя через многовековой тяжелый путь, преодолевая трудности, испытания все-таки построит правовое государство и наш голубой флаг, гармонирующий с голубым небом, будет реять всегда на высоте!
Майгуль Матаева, доктор юридических наук, профессор КазГЮИУ