В этом году мы празднуем тридцатилетие Независимости Республики Казахстан. За это время наша страна значительно улучшила социально-экономические показатели и перешла на новый уровень экономики. Вместе со страной за эти годы развивалось и не одно предприятие. Например, семейское ТОО «Роза», знаменитое своими войлочными валенками и другими изделиями. Мы поинтересовались у учредителя предприятия Хариса Сайфутдинова, как он развивал свое производство.
Мы решили рассказать о ТОО «Роза» не случайно. Создано предприятие в первый год независимости и вместе с ним пережило взлеты и падения, несколько экономических кризисов страны и успешный выпуск на зарубежные рынки. А ведь начиналось все с одного заброшенное здания.
— В 1991 году мы выкупили комбинат, он полностью был банкротом, не было не окон не дверей, сейчас уже прошло 30 лет и многое изменилось, — рассказывает Харис Сайфутдинов.- Многие считают, что валенки уже не актуальны, они ушли в прошлое, но наша продукция уникальна! Такой продукции в Казахстане нет, такую обувь как наши унты, сапожки и так далее никто не шьет. Сейчас комбинат полностью изменился уже по внутреннему выпуску. Если раньше выпускали только валенки, то сейчас у нас в наличии все виды войлока, включая обувной и технический для оборонной промышленности Российской Федерации, для казахстанских предприятий, как «Қазақстан темір жолы», газовая и нефтяная промышленность, цементные и мукомольные комбинаты.
Стоит отметить, что выпуск валенок по сравнению с временами Советского союза резко сократился за счет того, что потребность в валенках упала, появилась обувь из зарубежного рынка, предпочтительно кожаная и искусственная. Как говорит руководитель ТОО «Роза», объемы восьмидесятых годов 20 века — 1200 пар сейчас можно отработать за 10-15 дней, а дальше год не работать.
— Максимальный объем продаж на сегодня 10-15 тысяч, а больше не сможем продать, потому и комбинат после модернизации стал выпускать по 8-12 тысяч пар. Но это вполне достаточно, если учесть, что у нас открыты дороги осваивать рынок с другой продукцией. Ну, а во-первых, швейное производство дает хороший войлок, который мы используем в виде сырья, у нас полностью модернизирован цех. Нам не нужно столько людей как на обувных фабриках, у нас сшивается основная форма обуви, а дальше на литьевой машине заливается подошва, это в считанные секунды происходит. Она очень экономичная, не надо клея, если заливается, то это уже навсегда, — говорит Харис Сайфутдинов.
По его словам сейчас в цехе уже проведена модернизация, новые технологии успешно внедряются в производсва, впрочем, как и во все другие сферы казахстанской жизни. Это позволило с одной стороны улучшить производство, а с другой привело к сокращению штата.
— Количество людей резко сократилось в связи с модернизацией, вот в цехе по войлоку раньше работали 32 человека, на 16-18 листов максимально стиралось в день, сейчас один человек стирает 20-30 листов войлока и тратит намного меньше сил, так как машины стоят немецкие, индуские, аналогов которым нет в Казахстане. Впрочем, у нас есть и аппаратура собственного производства. Например, в цехе по вулканизации раньше была машина, служившая более 60 лет, конечно, она пришла в негодность, и в связи с тем, что такое оборудования сейчас никто не выпускает, мы сами разработали машину для вулканизации, сами изготовили ее. Она отличается своей простотой в управлении и вулканизации.
За эти годы комбинат претерпел значительные изменения — старое оборудование демонтировано, изобретено и установлено свое собственное оборудование, спроектированное местными специалистами – изобретателями. Самое интересное, их производительность раз в 20 выше чем при Советском союзе, что можно назвать очень большим показателем.
— Сейчас по всему комбинату идет перестройка. Скорее всего в этом году закончим реконструкцию котельной, уже кочегары нам будут не нужны, будет только оператор, который будет следить за процессом, потому что все будет работать на электричестве. Это внесет и значительный вклад на сохранение экологии города — на улице уголь уже не будет лежать, он будет брикетированный или в мешках, будет аккуратно складываться на котлы-автоматы. Все упростилось и современнее стало, — говорит учредитель ТОО «Роза».
Рассказывая о предприятии Харис Сайфутдинов не раз подчеркивал, что основой для открытия такого комбината стала прежде всего политическая стабильность и получение независимости Казахстана, который в эти годы благодаря мудрой политике Первого Президента Нурсултана Назарбаева, уверенно шел в будущее.
— С Казахстаном мы ровесники. Независимость — это суверенитет государства, своя территория, свои символы. После развала Советского союза, здесь не было валюты, делали какие-то талоны, печати ставили — вот с чего начиналась Родина, а сейчас все появилось, просто некоторые люди не хотят работать, а если бы работали, каждый мог бы добиться успеха, — говорит он. – Например, мы стали призерами — заняли первое место на премии «Алтын Сапа». Государство на таком высоком уровне впервые оценило наш труд. Мы в своем виде деятельности заняли первое место по Казахстану!
По словам руководителя ТОО «Роза», государство всегда готово поддержать перспективных предпринимателей, главное — иметь на это основание. Например, семейское предприятие получило кредит под шесть процентов, что считает большой помощью.
— Отмечу, что сейчас и по тендерам прошли глобальные изменения, благодаря чему не перекупщики начали выигрывать, а настоящие производители, среди которых и проводятся конкурсы. Это большая помощь и поддержка для производителей.
Сам Харис Сайфутдинов большее время отдает своему детищу, а еще занимается садоводством и рыбалкой. Но любимое его хобби все же разработка, проектирование и изготовка нового оборудования для своего предприятия. Гордится ли он своей работой?
— Да, потому что для меня изготовленное, запущенное оборудование самая большая радость жизни! – говорит руководитель ТОО «Роза».
Вот так, за годы независимости в Республике Казахстан создавалось это предприятие. Пройдя все этапы становления и модернизации сегодня ТОО «Роза» успешно идет вперед, завоевывая своей продукцией высокого качества все новых потребителей.
Джохангир КУСМАНОВ