Ежегодно в Казахстане отмечается Национальный день домбры. Этот уникальный казахский инструмент для своего народа наделен особым сакральным смыслом. Именно она сопровождала его на протяжении веков, передавая лучшие традиции, настроение и характер народа. Сегодня мы не забываем чтить домбру не только как ценный музыкальный инструмент, но и как наследие предков.
Кто не знает сказание — жыр «Ақсақ құлан» о хромом кулане и сыне Чингисхана Джучи, который погиб на охоте за степным животным. Никто из приближенных не посмел рассказать отцу о смерти сына, ведь за такую весть по древнему обычаю полагалась смерть. И тогда мудрый жырау и храбрый батыр Кетбуга выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя во дворец Чингисхана, упал на колени перед его троном. Ничего не произнес Кетбуга, а начал играть кюй. Вместо него говорила домбра. Рассказала она как юный Джучи повстречал стадо пасшихся куланов, как охотился, как настиг своими стрелами кобылиц и малолетних жеребят. Рассказал домбра, как хромой вожак стада развернулся и бросился на преследующего его царевича и сбросил его на землю. Так погиб ханский сын… Кетбуга закончил играть на домбре, не произнеся ни слова, но Чингисхан понял все: домбра передала и топот скачущих коней, и тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, и силу и мудрость вожака – хромого кулана, берегущего свой косяк. Долго молчал хан, и наконец промолвил: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но, так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!» Так благодаря домбре, вопреки страшному обычаю, не пострадал никто из людей, а сам инструмент был залит горячим свинцом. С тех пор на плоской стороне домбры и появилось отверстие…
Не зря такой ценный жанр устной литературы как жыр «Ақсақ құлан» сохранился в веках. Именно он передает нам ценность национального инструмента, который с 2018 года указом президента даже имеет собственный день в календаре – первое воскресенье июля. В этот день по-особому отмечают сами домбристы. Например, Государственная филармония имени А. Кашаубаева в этот день провела концерт под открытым небом, выбрав для этого самый живописный уголок в районе Карагайлы у культурно-спортивного комплекса. Здесь прозвучали самые популярные произведения для домбры. Около семнадцати произведений исполнил коллектив и на сцене театра Абая.
— Национальный день домбры – особый праздник для всех казахстанцев. Через этот инструмент казахи передавали радость, утешение, свои страдания. День домбры закреплен указом главы государства в целях развития нашего искусства, что нас очень радует. Одной из наших главных целей является возрождение национального кода. Также мы хотим передать наши произведения будущим поколениям, — рассказал директор филармонии имени А. Кашаубаева Айбек Бекбосын Информационному центру г. Семей.
Несколькими мероприятиями отмечена эта дата сотрудниками Централизованной библиотечной системы г.Семей. При поддержке отдела культуры и развития языков г.Семей прошел урок музыки «Чарующие звуки домбры» в рамках 30-летия Независимости РК. В ходе мероприятия библиотекарь ЦБС рассказала о традиции хранить домбру в почетном месте, о том, что кюйши были почетными гостями, который ценили в народе. По решению ЮНЕСКО домбра и кюи внесены в список нематериального наследия человечества. Также отметила, что кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета и Сугура, Казангапа и Дины являются уникальными образцами казахского музыкального искусства. Далее участники узнали об истории и легенде, связанной с появлением домбры, являющейся одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами. Члены кружка пели песни караоке, слушали произведение композитора Секена Турысбекова. А в ходе вечера «Домбра — древнее наследие наших предков» в рамках «Рухани жаңғыру» по реализации спецпроекта «Тысяча лет степного фольклора и музыки» гости вечера Дара Мухтар, Батыр Аскарулы, Анель Абылбаева исполнили кюй на домбре, а Көзнұр Бейсенбай исполнила традиционную казахскую песню. Также было продемонстрировано видеозапись кюев в исполнении домбрового оркестра учащихся школы села Айкыз Аягозского района. Здесь же участники узнали о домбре, музыкальной культуре казахского народа, легендах, связанных с историей домбры, поближе познакомились с жанром казахской музыки — кюй. В рамках этого же спецпроекта была организована и музыкальная гостиная под названием «Сокровище казахов – домбра» . Участники мероприятия были ознакомлены с указом Первого Президента РК об учреждении Национального дня домбры и основными направлениями проекта «Тысяча лет степного фольклора и музыки». А гость мероприятия, учитель музыки Оркен Турымов исполнил кюй «Ақсақ құлан». В продолжение мероприятия в исполнении учащегося музыкальной школы Ержана Манапова прозвучал кюй «Ақку», под звуки которого ученица четвертого класса Альмира Кусаинова прочитала стихи.
Как отмечают в библиотеке, историю казахского народа всегда сопровождала домбра с самого ее появления, с ней связано и зарождение, становление, развитием новых форм музыкальной культуры в Казахстане. Через звуки струн и мелодии кюев из поколения в поколение передаются наши культурные ценности и традиции. Об этом говорилось и на литературно-музыкальном вечере «Святая моя домбра», посвященном 30-летию Независимости РК. Он проходил в юрте Серали Кусманова, созданной по специальному проекту. В мероприятии приняли участие представители молодого поколения, внесшие вклад в литературу и культуру города Семей, это поэты Бауыржан Игилик, Манарбек Сатыбалдин, Айбек Женисказин, которые исполнили казахские песни на домбре. Серали Кусманов известен тем, что проводил сольные вечера в семи странах. В этот вечер за ним наблюдали через социальные сети библиотеки его почитатели. Он рассказал о инструментах казахского народа и народов мира, отметил напевные мотивы, которые может производить домбра, например, звуки степи, горных водопадов, снежной бури и весеннего птичьего щебета. В этот вечер в его исполнении прозвучали народные песни и домбровые кюи известных казахских композиторов.
Домбра – это не просто музыкальный инструмент, это – душа казахского народа. Недаром, в казахском языке есть поговорка «что истинным казахом является не сам казах, а его домбра». Именно она умеет говорить о том, каков человек и окружающий его мир, каково мироощущение, менталитет и самобытность, каков неациональный код казахского народа. Знал об этом даже Чинзисхан много веков назад, когда домбра жырши Кетбуги повествовала ему о смерти сына Джучи. И лилась грустная история из струн, которую извлекали умелые пальцы музыканта, рассказывая о случившемся в Великой степи…
Нурай БАЙТОРИНА
Представители общественности города отметили, что часовой пояс UTC+5 учитывает не только природные, но и исторические и социальные особенности страны. Одним...
Читать далее ...