Для первой премьеры нового сезона в русском драматическом театре имени Ф. М. Достоевского была выбрана пьеса по повести Ги де Мопассана «Милый друг». Роман был написан в середине 1880-х годов. Наблюдая за некоторыми своими современниками-приспособленцами, писатель Ги де Мопассан создал образ бессовестного авантюриста, мечтающего об успешной карьере и при этом не обладающего никакими особенными талантами. Накануне премьеры журналисты нашей газеты посетили генеральную репетицию постановки и поговорили с режиссером.
Премьера назначена на 24-25 сентября. Над спектаклем работал уже полюбившийся семейчанам режиссер театра «Современник» (Москва) Олег Плаксин, хорошо известный нашим театралам. Среди его работ на сцене Семея поставлено более 20 постановок, в том числе «Дядюшкин сон», «Безымянная звезда», «Вероника» по произведению П. Коэльо, «Чайка» А. Чехова и другие.
— Олег Алексеевич, как проходила работа над спектаклем в нашем городе?
— Мы работаем с театром уже много лет. Нам хорошо вместе работать, у нас есть взаимопонимание. Произведение выбиралось совместно, учитывая мои интересы, пожелания руководства театра, зрительский интерес. Мы пытались найти наиболее подходящее произведение, которое сейчас было бы востребовано зрителями. В итоге сошлись на этом названии. Я давно хотел его поставить, поскольку это произведение меня интересует.
— Говорят, что именно Мопассан более правдиво говорит о любви?
— Мировая литература настолько богата и многообразна. Многие говорят правдиво и о любви, и о взаимоотношениях, тот же самый Чехов, если мы возьмем к примеру «Чайку». Насколько богат Островский, который разбирается во всех взаимоотношениях, Шекспир и другие авторы. Из тех же самых французов можно отметить Бальзака, Гюго, Золя, который ближе всего к Мопассану по времени. Мопассана можно сравнить в некотором смысле с Чеховым. Это близкая эпоха, практически одно время и эта же утонченность письма.
— Образ главного героя — это образ современного мужчины или определенного вида мужчин? Ведь эпохи на сцене перекликаются?
— Театр всегда должен быть современен. Какое бы мы произведение ни брали из греческой трагедии или из средних веков, или из современной драматургии, прозы, оно должно быть созвучно сегодняшнему зрителю, иначе театра нет. Он связан с сегодняшним днем. Проблемы вечны и человеческие отношения тоже. Есть определенные типы людей и они повторяющиеся. Типаж Дюруа близок к некоторым персонажам Островского, которых мы видим в произведении «Банкрот» (например, Подхалюзин).
Это один и тот же типаж хлестаковых, которые, переступая через общепризнанные человеческие принципы, идут по головам к достижению какой-то своей корыстной цели. Конечно же, нам хотелось показать сегодняшнего Дюруа. Этот типаж никуда не исчез, хоть роман и написан почти 150 лет назад. В ту или иную эпоху он менял свои обличия и нам вместе с труппой хотелось показать, какой он сегодня.
— У артистов очень интересные костюмы, они приближены больше к эпохе написания произведения?
— Мы пытались создать сочетание эпох, а не точное копирование. Нам было важно, чтобы образы были приближены к сегодняшнему дню и узнаваемы в характерах сегодняшним зрителям, это была одна из наших основных задач, поэтому эти элементы есть, конечно же, и в костюмах.
Кто знаком с романом, помнит, что «Милый друг» — это актуальная на все времена история амбициозного, но бедного молодого человека. Он жаждет богатства, карьеры, успеха и готов использовать для достижения поставленных целей свое обаяние, удачу и, конечно же, женщин. Молодой человек приезжает в Париж чтобы достичь вершин славы и богатства. В итоге ему предлагают стать журналистом и писать статьи для газеты «Французская жизнь». Уже сегодня на сцене театра премьера спектакля, которую ожидают как зрители, так и труппа театра имени Ф.М. Достоевского.
Виктория ДОНКОВЦЕВА