Учитель русского языка и литературы СОШ № 3 Мейрамгуль Жанаспаева очень чуткий педагог и новатор в своем деле. На ее счету активное участие и победы в различных международных и республиканских проектах, гранты для школы в рамках международного проекта «Корни травы», она является обладателем национальной премии «Учитель Казахстана 2020», номинации на международную премию «Учитель Мира». Накануне праздника мы узнали у талантливого педагога, как правильно мотивировать учеников, чтобы достигать поставленных результатов и какими секретами она готова поделиться с коллегами, родителями и студентами педагогических специальностей, мечтающими стать хорошими учителями.
— Ваш трудовой стаж порядка 30 лет. Что глобально изменилось в системе образования за этот срок?
— Мой трудовой стаж начался в девяностые годы. Это было трудное время для всей страны, которое отразилось и в образовании. В школах ощущалась нехватка кадров. Я начинала свою деятельность в сельской школе, где особенно остро стояла проблема с кадрами: учителям биологии приходилось преподавать казахский язык и т.д. И это были не единичные случаи. Сейчас и сельские, и городские школы имеют одинаковые возможности: оснащены кабинетами новой модификации, имеют большой фонд школьных библиотек. Идет сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, обучающимися. Государством ведется огромная работа по обеспечению высокого статуса профессии педагога и по модернизации педагогического образования.
— Какие новшества позволяют воспитывать креативных, самодостаточных детей?
— Учебные программы нового типа ориентированы на результат. Меняется формат урока, предполагающий активное вовлечение учащихся в образовательный процесс. Даже цель урока мы проговариваем совместно с учениками. Это способствует формированию функциональной грамотности. Большое внимание на уроках мы уделяем развитию критического мышления, формируем понимание необходимости самообучения на протяжении всей жизни.
— Что важно в отношениях с учеником?
— В отношениях с учеником важна честность. Только тогда ученик будет доверять учителю.
— Как правильно научить ребенка достижению результатов?
— Очень большое внимание уделяется формированию навыков саморегуляции у учащихся. Не надо сравнивать достижения ребенка с другими детьми. Сравнивать надо его собственные достижения: как было в прошлый раз и что получилось сегодня. Это отличная мотивация для улучшения результатов. Пусть крошечный шаг вперед, но это твой шаг к успеху!
— Расскажите об участии школы в различных проектах, как пришли к этому? Что позволяет получать хорошие результаты?
— Идейным вдохновителем проектной деятельности в нашей школе стала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Сагидоллаевна Оспанова. С ее приходом проектная работа встала на научную основу и приобрела системность. Благодаря командной работе, кропотливому анализу деятельности школы, мы смогли ориентироваться на заказы общества и времени, т.е. держим руку на пульсе времени, и это приносит хорошие плоды!
— Как удалось стать лучшей экошколой республики?
— Это заслуга всего школьного сообщества. К проекту были подключены и родители, и учащиеся, и учителя. Это особая атмосфера понимания важности экологического вопроса в нашем регионе, а локально – в каждом доме, дворе. Мы продолжаем просветительскую и волонтерскую деятельность по проблеме раздельного сбора ТБО. Что очень актуально для нашего города!
— Как вы считаете, что изменилось с введением нового статуса педагога?
— Впервые в истории Казахстана в законы РК «Об образовании» и «О статусе педагога» внесено единое понятие «педагог». Расширены профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного использования информационных ресурсов, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок. С началом учебного года уменьшилась недельная учебная нагрузка с 18 часов до 16. Кроме того, установлен запрет на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок.
— Поделитесь, как молодому педагогу завоевать авторитет в классе? Стать хорошим учителем?
— Надо быть искренним. Дети сразу чувствуют фальшь и наигранность. Искренне интересоваться увлечениями детей, знать, в каких условиях они живут. Находить время для душевного разговора. Педагог должен быть интересен для своих учеников. Поэтому важно самому развиваться и обучаться всю жизнь.
— А как максимально эффективно ребенку подготовиться к экзамену? ЕНТ?
— Главное сохранять эмоциональное равновесие, чтоб не выгореть раньше времени. Готовиться надо систематически, а не в последние дни перед экзаменом. Уже в сентябре учащиеся имеют возможность посещать дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ, итоговой аттестации.
— Насколько важно участие родителей в процессе обучения? До какого возраста эта поддержка необходима?
— Поддержка родителей необходима всегда, в любом возрасте. И дело вовсе не в хороших оценках. Общие дела, участие в школьных проектах, мероприятиях укрепляют семью, формируются семейные ценности. А это очень важно! Ведь главное, чтоб ребенок вырос хорошим Человеком. А хороший родитель всегда будет рядом, и его постоянная поддержка поможет ребенку найти свой путь в жизни!
— Расскажите о том, какие мероприятия и форумы сейчас проводятся дл я педагогов?
Недавно Фонд развития общественно-значимых инициатив пригласил лауреатов Национальной премии 2019, 2020 года в Алматы на церемонию награждения Лауреатов Национальной премии «Учитель Казахстана — 2021», где чествовали лучших учителей страны. На церемонии были подведены итоги проекта «Учитель будущего». Проект «Учитель будущего», инициированный Фондом развития общественно-значимых инициатив, представил новый вектор развития и поддержки будущих педагогических кадров: были отобраны лучшие студенты десяти сильнейших вузов страны по педагогическим программам. Наставниками сформированных команд стали финалисты Национальной премии «Учитель Казахстана». Десять конкурсантов, успешно преодолевших все этапы конкурса, ждёт стажировка в Alem Eco School. Рада сообщить, что студентка четвертого курса НАО «Университет имени Шакарима города Семей» Раушан Серикбаева вошла в десятку лучших студентов страны и номинирована на участие в отборочном туре Глобального студенческого приза в рамках Глобальной премии мира для учителей. Хочу сказать, что любые профессиональные встречи, будь то конкурс, коучинг, семинар или конференция – это уникальная возможность самореализоваться, познакомиться с интересными людьми, получить нужную информацию, обменяться опытом.
— Что можете пожелать своим коллегам в праздник?
— Желаю всем коллегам, прежде всего здоровья, оставайтесь жизнерадостными! Счастливый учитель — счастливый ученик! Работайте над своим развитием, пусть у каждого вырастут крылышки за спиной, как у учителя из известной притчи Шалвы Амонашвили.
Беседовала Виктория Донковцева