Общественный транспорт и состояние дорог – одни из самых наболевших проблем для горожан. Последние несколько лет выдались особенно тяжелыми для тех, кто привык передвигаться на автобусах. Это и забастовки водителей, и долгое ожидание транспорта, и отсутствие автобусов, когда в морозы и в зной, а горожане вынуждены добираться до работы в экстремальных условиях. Как будет решена проблема с общественным транспортом, возможности увеличения количества автобусов на маршрутах в час пик, электронном билетировании рассказали представители отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог на пресс-конференции.
В ходе встречи стало известно, что акимат Семея объявил конкурс на маршруты, которые раньше обслуживало ТОО «Semey Bus». Об этом рассказала заведующая сектором пассажирского транспорта Назым Жанболатовой.
– На сегодняшний день в городе работают два перевозчика – ТОО «Таксомоторный парк», временно до конкурса обслуживающий 24 маршрута и ТОО «Семавтопарк». 11 октября 2021 года состоялся конкурс по маршрутам №4, 5 и 8. Победителем определено ТОО «Семавтопарк». Согласно утвержденным правилам, в течение десяти дней дается время на заключение договора, выдачу свидетельства. Ежедневно на маршрутную линию должны выходить 266 автобусов на 39 маршрутов. 15 октября на линию вышли 212 автобусов, регулярность – 79,6 %. По договору регулярность должна составлять не менее 70%. Проблемы с приложением «Infobus» исправлены, GPS-трекеры на автобусы установлены. Раньше возникали проблемы с видимостью автобусов в приложении, когда «Семавтопарк» устанавливал трекеры. Теперь, благодаря приложению можно планировать свои поездки, – сказала Назым Жанболатова.
15 октября был объявлен конкурс на организацию и обслуживание 24 маршрутов, ранее обслуживаемых ТОО «Semey Bus». Итоги конкурса подведут 15 ноября. Специалист ответила и на вопрос об электронном билетировании.
– Что касается валидаторов, то договор о системе электронного билетирования был заключен в январе 2020 года между отделом ПТ и АД и ТОО «Smart concept» на правах меморандума. Каждый перевозчик, который обслуживает маршруты, отдельно заключал договоры с этой организацией. Сейчас валидаторы есть только в автобусах ТОО «Таксомоторный парк», они исправно работают. ТОО «Семавтопарк» является временным перевозчиком. По трем маршрутам №4, 5, 8 после конкурса перевозчик заключит договор с оператором электронного билетирования, сам будет выбирать себе оператора. На сегодняшний день валидаторы есть только на13 маршрутах ТОО «Таксомоторный парк», в числе которых 1, 3, 16, 18, 24, 26, 28, – сообщила Назым Жанболатова.
Что касается графика работы общественного транспорта, госслужащие отметили, что у каждого маршрута свои графики, мониторинг ведет Центр управления пассажирскими перевозками. В конце месяца отражается процент регулярности каждого маршрута, который должен быть не менее 70%. В случае, если регулярность того или иного маршрута составила меньше положенного, то перевозчику направляется уведомление и возможно расторжение договора. Однако данная мера эффективна только в отношении предприятия, которое выиграло конкурсные процедуры. Как мы знаем, сейчас многие маршруты обслуживает перевозчик, который решил помочь городу после прекращения деятельности ТОО «Semey Bus».
Поступил вопрос, почему многие автобусы в приложении видны в вечернее время, но с конечной остановки они не доезжают даже до центра и сходят по дороге. Выходит, что по факту на линии всего пара единиц автобусов, которые люди могут очень долго ждать на остановке поздно вечером, а альтернативы и конкуренции как таковой нет. Не хочешь ждать — вызывай такси или иди пешком, другой возможности добраться до нужной остановки в городе нет. Как разъяснила Назым Жанболатова, все дело в графиках движения. Допустим, на линии на одном маршруте 13 единиц транспорта. Одни вышли в шесть, другие — 6.15 и так далее, согласно графикам выходит, что и с линии они сойдут в том же порядке, отображаясь в мобильном приложении, а поздно вечером на линии остается только пара дежурных автобуса. Все, кто сошел с линии, делают это либо по объективным причинам, например из-за поломки, либо согласно графикам. Это обосновано и тем, что, по словам представителей ведомства, после восьми часов на остановках очень мало пассажиров.
Горожан очень интересует, будет ли в дальнейшем изменяться маршрутная сеть, ведь после глобального изменения схемы маршрутов добираться в некоторые районы на одном автобусе без пересадок стало проблематично либо же в определенных районах не хватает автобусов и уехать всем желающим на общественном транспорте не представляется возможным.
Маршрутная сеть утверждена постановлением акимата г. Семей, и является нормативно-правовым актом и для изменения маршрутной сети необходимо вновь провести исследование, такое как было в 2017 году. Чтобы открыть новый маршрут должны исследоваться дорожная инфраструктура и пассажиропоток — это главные составляющие. А добавляют маршруты, как правило, в те районы, где появились новые социальные объекты, как новые дома, больницы, школы, благодаря чему пассажиропоток увеличивается. В Семее это микрорайон Карагайлы и больница скорой медицинской помощи в районе Красного Кордона. В таких случаях появляется возможность открытия нового маршрута, либо добавление автобусов на существующем маршруте. Были проблемы в поселке Восточный на 20, 56 маршрутах. Не хватало единиц транспорта, но на сегодняшний день ситуация исправлена.
— Просто когда ты стоишь на остановке даже десять минут, тебе кажется что время идет очень медленно и ты прождал почти полчаса. Но, как правило, звонки с жалобами поступают в наш отдел. Поэтому мы с коллегами знаем, что если стало меньше звонков, значит на маршруте автобусов достаточно. Сейчас нет такого количества обращений, как было раньше. Мы каждую жалобу отрабатываем с перевозчиком. У нас день начинается с мониторинга выхода автобусов на линию. Все проблемные работы стараемся решить сразу в течение дня с ЦУПП и перевозчиками, — подытожила Назым Жанболатова.
Кроме вопроса пассажирских перевозок, на пресс-конференции говорилось и о ремонте дорог. Отрадно, что в этом вопросе намечены положительные сдвиги. В нынешнем году в Семее массово ремонтируют дороги. На эти нужды была заложена сумма в три миллиарда тенге. Почти все работы завершены. В эту сумму входит и обустройство правых поворотов на улицах с большим транспортным потоком. Исполняющий обязанности руководителя отдела ПТ и АД Ерлан Уалиев сообщил, что средний ремонт завершен на 27 улицах Семея.
– На ремонт 195 улиц города выделено более трех миллиардов тенге. Из них на средний ремонт выделено более двух миллиардов тенге. Завершен средний ремонт на 27 улицах города. Оставшийся объем будет завершен до 30 октября, – сообщил Ерлан Уалиев.
На устройство 12 правых поворотов было выделено 97 млн тенге. В настоящий момент работы находятся на этапе завершения. На текущий ремонт 45 улиц города и дорог местного значения общей квадратурой более 38 тысяч квадратных метров было выделено 187 млн тенге. Эти работы уже выполнены.
По словам Ерлана Уалиева, на 2022 год запланирован ремонт на 221 улице города на общую сумму более пяти миллиардов тенге, более трех миллиардов из этих средств направят на средний ремонт дорог. На устройство 20 правых поворотов выделят 200 млн тенге, на расширение улицы Усть-Каменогорская от ул. Чайжунусова до шестой линии протяженностью в два километра направят сумму 1 млрд 122 млн тенге. Текущий ремонт в 2022 году проведут на 87 улицах города.
Виктория ДОНКОВЦЕВА