Восточный Казахстан всегда славился своими талантами. Среди известных личностей Казахстана есть и спортсмены, и предприниматели, и артисты, и поэты, и композиторы – в общем, представители разных сфер и деятельности, которые внесли существенный вклад в развитие страны. Отмечая 30-летие Независимости Казахстана, мы говорим, что это стало нашим общим достоянием, в которое внес лепту каждый казахстанец. Жители Аягозского района не исключение. Эта благодатная земля стала родиной и известного композитора, родоначальника жанра симфонического кюя Еркегали Рахмадиева. Его труды – ценный вклад в духовное развития, а значит мы с уверенностью можем включить это имя в проект «Рухани жаңғыру: Мәңгілік ел алыптары», инициированный библиотекой Первого Президента.
Выдающийся казахский композитор, родоначальник жанра симфонического кюя – Еркегали Рахмадиев родился 1 августа 1932 года в Восточно-Казахстанской области, в местности Шубартау.
Интересный материал о композиторе вышел в 2005 году под пером корреспондентов Informburo, которые рассказывают о родовом предании семьи Рахмадиевых: «Предку Еркегали Рахмадиева в седьмом колене Орману привиделся во сне седоволосый старец, спросивший его: «Что бы ты хотел иметь в жизни – богатство, табуны жеребцов, отары овец или дар красноречия, талант к искусствам?». Говорят, Орман, не задумываясь, выбрал второе: «Ты лучше одари меня и весь мой род даром красноречия, талантами в искусстве». Так оно и случилось.
Признанным народным акыном и домбристом был отец композитора Рахмади Жакыпбаев, его состязание с Максутом Каирбековым до сих пор в памяти потомков. В 1934 году Рахмади-акын участвовал в Первом республиканском слете деятелей народного творчества, с которого привез призовые подарки – редкие по тем временам патефон с пластинками, мандолину и велосипед. Так что можно себе представить атмосферу семьи, в которой рос юный Еркеш. Музыкантом и острословом был и воспитывавшийся у Рахмади-акына его младший брат Айткали, с успехом выступавший в ярмарочных айтысах и состязаниях. Именно с его слов установлена дата рождения будущего композитора. «Это было, когда я возвращался с последней Каркаралинской ярмарки», – свидетельствовал дядя. (После 1930 года ярмарки больше не проводились – обнищала в коллективизацию степь).
Интересно, что девятый аул Чубартауского района Семипалатинской области, где 1 августа 1930 года родился Еркегали Рахмадиев, со временем стал называться «Мадиниет» – «Культура». Что ж, заслуги этой песенной земли перед национальной культурой неоспоримы. Ведь за несколько десятилетий до рождения Еркегали этот благодатный край подарил народу Татимбета Казангапова – классика кюев «шертпе», виртуозного домбриста, поэта, острослова».
О самом Еркегали Рахмадиеве написана не одна книга. Как рассказывают в Библиотеке Елбасы, здесь хранятся две книги с дарственными надписями Первому Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву от самого композитора. Одна из них – «Рахмадиев» принадлежит перу Майры Сулейменовой. В издание вошли воспоминания Рахмадиева как композитора, гражданина и любящего мужа. С высоты прожитых лет он дает оценку современности. Без излишнего пафоса, с юмором говорит о своей жизни. О том, как он, аульный мальчишка далеких сороковых, благодаря своему труду и усердию достиг вершин творчества и по праву заслужил славу. Кроме того, украшением книги стали архивные фотографии композитора в окружении семьи, педагогов, друзей и коллег.
Второе издание – «Тұлға», что означает «Личность», выпущено под авторством писателя Болата Бодаубая. Книга-роман состоит из интервью с Еркегали Рахмадиевым, которые автору удалось записать за последние четыре-пять лет тесного общения с деятелем. Это 385 страниц подробных рассказов, воспоминаний о жизни, работе, коллегах, сложных и в то же время, чрезвычайно интересных временах, встречах и знакомствах с уникальными людьми.
В своем интервью Болату Бодаубаю Еркегали Рахмадие в степлотой отзывается о своих земляках – чубартауцах.
«Я родилч в Шубартау, однако увидел я его только в январе 1982 года, спустя полвека вернувшись на малую родину. Я мало знал об этом месте, ведь родившись в 1930 году в 1932 году, когда начался голод, вместе со всем народом покинули эти места и мои родители. Разбрелся народ кто куда: переезжали в Абайский район, Аягоз, Семей, дальше туда, куда ехал поезд… Тогда в моем паспорте годом рождения написан был 1932 год, и в 1982 году мои земляки из Шубартау, пригласили меня в честь «50-летнего юбилея» в район. Тогда первым секретарем района был известный в своих кругах человек по имени Шаймагамбет Макашев. Очень достойный человек. Зная меня заочно как композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии пригласил в район. Мне понравились все его инициативы и проводимая работа. Местные жители в основном занимались животноводством, не бросили народный промысел, так вот Макашев нашел новые способы пастьбы скота, стал привлекать к этому делу молодежь, создал специальные бригады, создавал все условия для проживания здесь – строил дома, базы для скота, проводил электричество, даже обеспечивал газетами и журналами. Создавал условия для тех ребят, которые не смогли окончить школу. Здесь они могли полностью освоить уроки физики, химии и другие предметы и завершить обучение».
К слову, пример Шубартауского района стал показательным. Этот опыт распространился и по другим районам области. «Инициатива чубартауцев» распространилась на весь Советский союз, о чем с гордостью вспоминал и Еркегали Рахмадиев. Он вспоминал: « Часто о них писала газета «Комсомольская правда». Благодаря работе инициативной молодежи увеличилось поголовье скота. Только в одном Шубатрауском районе было в то время по 350-370 тысяч голов овец. Здесь были не длиннохвостые овцы, как в Жетысу, а овцы эдильбаевской породы. Длинноногие. В зимние время сами паслись, выкапывали траву из под снега. А кюрдюк достигал размеров большой чаши».
Вот так радовался достижениям своих земляков известный композитор. Между тем, его семья в тридцатые годы в поисках пропитания переезжает их Семипалатинского региона в Балхаш, где стала работать в колхозе «Жана тлеу». В пятый класс Еркегали определили в интернат в соседний колхоз «Улги». Староста класса, хороший ученик, уже тогда человек деятельный, он был в числе передовиков и в школьные каникулы, когда ребята помогали колхозникам на рыбном промысле. Начавшаяся вскоре война и вовсе приравняла их к взрослым. О чем говорит полученная Еркегали Рахмадиевым в 1947 году медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Между тем колхоз «Улги» – родина Мукана Тулебаева. Здесь на глазах, «на слуху» земляков начал создавать он свою оперу «Биржан и Сара» – первую национальную казахскую оперу. Свидетелем его работы стал и тринадцатилетний Еркеш. Как передают в материале «Мир музыки» корреспонденты Informburo, Еркегали Рахмадиев рассказывал как ранней весной 1944 года в аул пришло сообщение, что на родину для работы приезжает Мукан Тулебаев с поэтом Нигметом Баймухамедовым
«Срочно нужно было фортепьяно. На телеге, запряженной двумя быками, крепко привязав арканами, десять километров везли мы инструмент для великого композитора из соседнего Киричигана. Пианино поставили в одном из школьных классов. Велико было искушение прикоснуться к черно-белым клавишам, и я, как и другие ребята, иногда подбирал мелодии, не подозревая, что вся жизнь будет связана с этим инструментом, с музыкой…
В печальный 1948 год, год ранней смерти отца, определилась его судьба: в аул прибыла концертная бригада во главе с Нургисой Тлендиевым, отбиравшая одаренных детей для учебы в Алма-Ате.
– Красные носки, стоптанные тапочки, красная сетчатая майка, в руках сколоченный из досок чемодан, где лежали галифе и гимнастерка, подаренные демобилизовавшимся из армии братом… Таким я предстал перед экзаменационной комиссией, своими будущими педагогами в Алматинском музыкальном училище им. Чайковского. Вид мой был результатом послевоенной бедности, но так тогда жил весь народ, – вспоминал Ерке-ага.
Однако необычайно богато оказалось его поколение своими устремлениями, желанием учиться, быть полезным победившей в страшной войне, возрождающейся стране. Его первые педагоги Нургиса Тлендиев, Кали Жантлеуов, Хабидулла Тастанов поощряли в учениках усердие в учебе и любовь к музыке. Пройдет не так много времени, и его первые опусы одобрит сам Латиф Хамиди – соавтор Ахмета Жубанова в создании оперы «Абай», автор знаменитых на весь Советский Союз «Казахского вальса» и «Соловья», исполнявшихся неподражаемой Куляш Байсеитовой. Посмотрев его сочинения, учитель сказал: «Еркеш, из тебя выйдет композитор». В 1952 году Еркегали Рахмадиев сдает экзамены в консерваторию и по рекомендации Латифа Хамиди попадает в класс выдающегося композитора, основателя казахской профессиональной композиторской школы, народного артиста, лауреата Государственной премии, профессора Е. Г. Брусиловского. Музыка вошла в его жизнь, и сама жизнь отныне была неотделима от музыки.
Его сочинения – оперы «Камар-сулу», «Степное зарево», «Алпамыс», симфонические кюи «Дайрабай», «Кудаша-думан», симфонические поэмы «Амангельды», «Толгау», кантанта «Аястан» и хоровая поэма «Вечер на Балхаше» получили большое признание не только в Казахстане, но и далеко за рубежом.
Еркегали Рахмадиев – народный артист СССР и Казахстана, лауреат Государственной премии КазССР, профессор, восемь лет возглавлял государственную консерваторию, 27 лет бессменно руководил Союзом композиторов Казахстана, являлся секретарем Союза композиторов СССР, министром культуры Республики Казахстан.
Под руководством Е.Р.Рахмадиева новый импульс для развития получила оперная студия, был установлен первый в республике орган. По инициативе Е.Рахмадиева в Казахской государственной консерватории им. Курмангазы был открыт специальный класс кыл-кобыза, преподавать в котором пригласили известных народных музыкантов. За этот период консерватория стала известна за пределами страны, вела активное сотрудничество в различными музыкальными организациями.
В восьмидесятые годы прошлого столетия Еркегали Рахмадиев создал ораторию-реквием памяти Г. Мусрепова (1987), Концерт для скрипки с оркестром (1985), Шесть романсов на стихи М. Макатаева (1983), семь романсов на стихи Абая (1985), музыку к кинофильму «Дорогой жизни» (1985), музыкальную комедию «Майра» (либр. Г. Мусрепова, 1985). О последнем остались у композитора особые воспоминания. Ведь он крепко дружил с Габитом Мусреповым. Когда в 1984 году Семипалатинский музыкальный театр заказал Габиту Мусрепову музыкальную драму о певице Майре – «Кайран-Майра», музыку к ней писал Еркегали Рахмадиев. Шли репетиции, готовилась премьера, но 31 декабря 1985 года Мусрепова не стало, и 6 марта на премьеру композитор поехал один…
« Когда в 1961 году скончался Мухтар Омарович Ауэзов, это была большая трагедия для всех. Тысячи людей, пришедших проститься с Ауэзовым, потрясли меня. И я впервые написал поэму-реквием памяти Мухтара Омархановича, в его музее есть эти ноты. Когда умер Габит Махмудович, это было еще и личное тяжелое переживание. В течение полугода мое горе не находило выхода, а потом на стихи Сырбая Мауленова я написал семичастную ораторию-реквием памяти Габита Махмудовича. Она исполнялась много раз, ее поставил Анатолий Васильевич Молодов со своей капеллой. Но дело не в том, будет ли она еще исполняться. Главное, я ее написал для своего друга» — говорил Еркегали Рахмадиев.
В 1986 году он сделал вторую редакцию оперы «Камар-сулу». Произведения Рахмадиева пользуются неизменным интересом у многочисленной публики. Они вышли далеко за пределы Казахстана и звучат во многих странах Европы, Азии, Америки.
Еркегали Рахмадиева называют классиком, последним представителем «могучей кучки» казахских композиторов, столь ярко проявившихся в музыкальном искусстве последней трети прошлого века – Куддус Кужамьяров, Газиза Жубанова, Сыдык Мухамеджанов, Еркегали Рахмадиев. В 2010 году за достижения в социально-гуманитарном развитии Казахстана, активную общественную деятельность, особый вклад в развитие культуры Елбасы Нурсултан Назарбаев присудил Еркегали Рахмадиеву звание «Қазақстанның еңбек еpi». К слову, последние годы жизни композитор жил и работал в столице Казахстана, куда приехал по приглашению Первого Президента.
Выдающийся композитор современности ушел из жизни в 2013 году, ему было 83 года. До последнего вздоха он щедро делился своим талантом, опытом, знаниями с окружавшими его людьми. Трудовой стаж великого композитора составил 72 года. С супругой Кларой Рахмадиевой они прожили 55 лет, воспитали троих детей, девять внуков. В историю Казахстана Еркегали Рахмадиев вошел как яркий самородок, высочайший профессионал и патриот своей страны, певец воспевающий красоту, мудрость и духовную щедрость своего народа.
Марина ФАЛЬБЕРГ