Эта девушка запомнится надолго и наверняка поначалу ее внешность обязательно обсудят, особенно старушки у подъезда, для которых нестандартный подход к красоте – то еще ноу-хау. Но если познакомиться поближе вы непременно влюбитесь в этого человека. Ярко-синие волосы, добрые глаза и привычка никогда не унывать, даже если сейчас непростой период в жизни. А еще море творчества, позитива, умение создавать настоящие шедевры своим талантом, умением вдохновлять, шить, рисовать и всегда «креативить». Зарина Кайсенова работает музыкальным руководителем в детском саду и прививает малышам любовь к музыке, сцене и умеет создавать праздник и невероятную атмосферу вокруг себя.
— Почему выбрали для себя такую профессию? Кем мечтали стать в детстве?
— Меня зовут Зарина Кайсенова, я музыкальный руководитель в детском саду. Кем быть в детстве никогда не задумывалась, мне было некогда, поскольку у меня три младших брата и две сестренки. Папа привел меня в музыкальную школу при СОШ №3, меня прослушали и зачислили в первый класс по специальности «Фортепиано». Вместо положенных семи лет, отучилась восемь, потому что ждала подругу, чтобы после 11 класса школы вместе поступить в СГПИ — нынешний университет Шакарима. Несколько раз порывалась бросить учебу в вузе, вообще было не очень интересно до того момента, пока нас не отправили на практику в детский сад. Там меня восхитили музыкальные занятия, ребятишки, добрая, одухотворенная, сказочная атмосфера. За короткое время занятия нужно было успеть и попеть, и потанцевать, и поиграть, и материал так преподнести, чтобы детям все понравилось и запомнилось. Была очень важна быстрая смена деятельности, потому что нужно было удерживать внимание детей. Меня восхитили эти занятия, особая атмосфера, творчество, ощущение праздника и креативность. Я осталась под впечатлением после этого дня и подумала, что мне подходит. Я могу так же интересно преподносить материал ребятишкам и вдохновлять их заниматься творчеством в дальнейшем. Выглядеть тоже хочется так, чтобы дети обращали внимание, наверное, поэтому – синие волосы, синий пиджак, укулеле в руках. Со стороны руководства никогда не было претензий к нестандартному внешнему виду. И нынешнему поколению маленьких граждан нашей республики хочется с детства показывать на своем примере – главное, что у тебя в голове, что ты можешь придумать и сделать, а не то, какого цвета твои волосы и как ты выглядишь.
— Какими достижениями вы сейчас гордитесь? Ваше жизненное кредо, основные ценности?
— Когда работаешь музыкантом в саду, жизнь как будто ставят на скорость х2. Нужно быть очень разносторонним и активным, играть, петь с детьми, уметь шить, рисовать, мастерить, и всегда быть интересным для своих воспитанников. Десять лет будет в следующем году как я затейник, сценарист и режиссер праздников, а время так быстро пролетает, что такие солидные цифры поначалу проходят незаметно. Утром – занятия, репетиции, конкурсы; вечером – подготовка к занятиям, поиск материала. Костюмы и реквизит порой готовятся ночами, когда семья спит. Иногда в период подготовки приходится делать костюмы на всю группу, потому что хочется сделать все качественно и быстро, а долго объяснять людям как костюмы и мероприятие в целом должно выглядеть, искать швею и платить ей, беспокоить родителей воспитанников не хочется. И самое главное, конечно, утренник – горжусь, когда виден результат работы всего детского сада, когда зажигаются маленькие звездочки, горят глаза у взрослых и детей – все это радует, цепляет и хочется еще и еще. Слова «Тот, кто работает с детьми, должен сохранить в себе веселость и экспрессию ребенка, который продолжает жить внутри каждого из нас» в полной мере отражают мое педагогическое кредо.
— В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости нашей республики. Как ровесник Независимости, какие достижения в своей деятельности можете отметить?
— Дети – наше будущее, развитию детей сейчас уделяется большое значение. За годы Независимости в дошкольном образовании заметен стремительный прогресс, о чем я могу судить за последние годы. Чтобы растить образованных, талантливых казахстанцев введена обязательная предшкольная подготовка, созданы условия для инклюзивного образования, разработана полноценная модель развития дошкольного воспитания, педагоги охвачены различными формами профессионального развития, сады достаточно оснащены.
— Каково быть ровесником независимости, какие чувства испытываете, зная, что взрослеете со своей страной?
— Я рада, что живу здесь и сейчас в молодой, независимой, развивающейся, свободной стране. Взрослея вместе с Казахстаном, у меня есть возможность раскрывать свой потенциал, петь, играть, творить и помогать в этом детям, на благо нашей Родины. Дети вырастают так быстро, уходят из садика в школу, на смену приводя своих братишек и сестренок. В школе такого веселья уже не будет, моя задача сделать этот короткий период дошкольного детства ярким, веселым, наполненным музыкой и волшебством.
— Можете рассказать о своей семье, детстве?
— Мои родители преподаватели по истории, папа ушел со школы в предпринимательство, а мама посвятила себя детям. Я не очень хорошо занималась в музыкальной школе, т.к. сложно играть на фортепьяно, учить ноты, когда рядом бегают и кричат дети. Поэтому приходилось выкручиваться — старалась запомнить партии с рук преподавателя и играла на слух, за что меня постоянно ругали. Дома мои тренировки заканчивались тем, что просто играли с младшими, подбирали и пели детские, современные песни, популярные мелодии. Впоследствии на работе это мне больше пригодилось, чем умение играть по нотам!
— Как появилась эта любовь к творчеству? Родители создавали подобную атмосферу?
— Родители создали дома творческую атмосферу. Папа играл на гитаре: все пока росли, засыпали под песни Высоцкого. Мама на ходу выдумывала игры из любого материала, сломанные игрушки не выкидывались – старались найти им применение в другой игре. Например, из старой швейной машинки она сделала башенный кран с подъемным механизмом для брата. Мама возила младших на всевозможные кружки и секции. В ТСК «Романтики» много лет занималась вся семья, даже родители ходили в хобби-группу. Вот и выросли мы – музыканты, дизайнеры, хореографы, художники. Родители когда учились и работали в школе, сами были в редколлегии и нас научили рисовать, клеить, лепить, шить. На дни рождения и юбилеи сочинялись песни, стихи, рисовались огромные плакаты и открытки во всю стену, иногда склеивали по восемь ватманов! Я рисовала в школе, институте, рисую дома и на работе, на бумаге, ткани, стенах… и людях. Брат без чертежей и схем все детство мастерил фигурки динозавров, животных, машин и кораблей из картона, бумаги и скотча. Сейчас он один из известных дизайнеров в стране, имеет грамоту от Елбасы. Средний брат недавно закончил институт, профессионально занимается спортивно-бальными танцами, тренер в одной из лучших танцевальных студий Нур-Султана. Младший брат – объединяет все наши способности: умеет танцевать, петь, играть на гитаре, рисует, разбирается в дизайне. Он студент Назарбаев Университета. Сестра, как и я, поступила на музыканта, танцевала в к-поп группе, окончила курсы шитья, имеет интернет-магазин шопперов, хорошо рисует, а я стараюсь поддерживать все ее начинания. Самая младшая учится на художника, классно рисует и мечтает о поступлении в вуз Нур-Султана.
— Скажите, насколько важна поддержка и помощь близких?
— Из-за разницы в возрасте в 13 и 15 лет, иногда считаю сестер своими детьми, хотя своих у меня двое.
Мои сыновья первые видят все сюрпризы, которые я готовлю к утренникам, помогают мне в примерке при шитье костюмов, иногда подкидывают идеи для праздников, которые будут интересны детям их возраста. Коллеги на работе так же помогают воплощать мои, порой сложные, но интересные идеи. Всегда с радостью поддерживают и ждут, что я придумаю на следующий праздник. Поддержка и понимание близких очень важны для творческих людей, когда горят сроки и начинается неделя утренников, вся семья мобилизует силы – помогают отрезать нитки, кроить, клеить, мастерить или берет часть домашних дел на свои плечи, чтобы разгрузить меня, за что я им очень благодарна!
Виктория ДОНКОВЦЕВА