Старшее поколение настаивает, что чтение книг развивает речь и помогает смотреть на жизнь совсем под другим углом. Молодое поколение этого не отрицает, но, кроме того, увлекается чтением графических романов – комиксов, манги и манхвы, которые развивают не только литературное мышление, но и визуальное восприятие написанных историй. Компромисс ли это или отдельный вид искусства, ставший увлечением миллионов?
Графический роман – это общее название, которым можно обозначить все разнообразие иллюстрированных историй, возникших на пересечении кино, литературы и изобразительного искусства. Это не только способ преподнести читателю историю, но и увлечь в идеально прописанный мир, вызывающий эмоции и эстетическое наслаждение.
Однако это увлечение среди молодежи нельзя назвать новым, ведь существует оно, как минимум, пару десятилетий. Но на данный момент комиксы отошли на второй план, а внимание перехватили японская манга и корейская манхва.
Манга – это японские комиксы и далеко не просто черно-белые картинки. Если толчком к созданию американских комиксов стала Великая депрессия, то стимулом для развития манги послужила Вторая мировая война — тогда манга была инструментом пропаганды. Такие комиксы были цветными и печатались на хорошей бумаге, а после манга выходила на дешевой бумаге, но стала отличаться от западных аналогов, в ней появились крупные планы, изображения звуков, смена кадров и акцент на глазах персонажей. Сейчас же это истории с особенным японским колоритом и читают их, в основном, в интернете. В какой-то мере манга, как и книги, помогает формировать своих читателей как личностей, она оказывает влияние на их характеры с помощью умных и хорошо продуманных историй о бизнесе, политике, исторических событиях, отношениях и жизни в целом с помощью историй, которые часто несут в себе духовные или философские идеи. В современности манга – это не просто подростковая забава, а полноценный культурный феномен. Например, продажи достигают 430 миллионов копий в год, персонажам посвящают компьютерные игры, а за экранизацию японских комиксов берется Голливуд.
Манхва же не так популярна. Это графические корейские произведения, в отличие от манги обычно цветные, это связано с меньшими оборотами, а значит и меньшей загруженностью художника. Но такие графические романы тоже пользуются популярностью.
— Мангу и манхву я начала читать в пятнадцать лет, когда только поступила в колледж. Это увлечения я переняла от своей знакомой. Придя к ней в гости, я взяла томик и решила прочитать. Мне понравилось, хотя было сложно настроиться – манга читается справа налево. Визуальная составляющая очень помогает восприятию истории. Кроме того, сейчас графически романы стали популярны среди российских и даже казахстанских авторов, я часто вижу подобное в книжных магазинах, — рассказала заядлая читательница Нина Суродина.
Например, в Казахстане в последние несколько лет компания «Khancomics» стала выпускать комиксы с национальными героями. В отличие от классических приемов американских комиксов, где посредственные герои обретают суперсилу по счастливой случайности, казахстанские герои почитают предков, обращаются к шаманам, растут духовно и, получив силу, используют ее на благо родины. Идеи и ценности национального комикса на данный момент примерно таковы, что если человек обижен и несет обиду внутри, то получив силу никогда не станет благородным и справедливым. Воспитание родителей и уважение культуры — вот главная опора героев.
Кроме того, с помощью комиксов наши соотечественники рассказывают и об истории Казахстана. Например, комикс М. Мусабекова «Золотой воин Томирис» рассказывает историю отважной царицы, о которой слагали легенды. Согласно графической истории, ее союзниками стали 12 таинственных воинов, облаченные в золотые доспехи.
Комикс «Степь» авторства Ж. Тасболатова переносит нас в 18 век, в тяжелый период войны с Джунгарским ханством. Главный герой, совсем еще молодой парень Жанболат, теряет близких, и в итоге остается лишь с мамой и дедушкой. Несмотря на голод и ужасы войны сердце героя стремится к новообретенной любви, от чего меняется вся его жизнь.
Конечно, графические романы никогда не заменят книги, а книги не станут обретать форму истории в картинках, но наблюдать за тем, каким разным может быть искусство, всегда увлекательно и дает простор для творчества и фантазии.
Софья ЯНЦЕН