В Казахстане предмет «самопознание» был внедрен в школьную программу в 2010 году. Тогда было отмечено, что дисциплина изучает важнейшие нравственные понятия для человека. 1 февраля, началась декада «Самопознание миссия во имя детей» и это отличная возможность понять, какие знания получают школьники, насколько важно было внедрение данного предмета и как строится урок.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил 2022 год Годом детей и поставил общенациональную задачу «Гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения».
Самопознание – основа и залог гармоничного развития человека, которое формирует чувство благодарности как величайшую ценность. Я посетила урок самопознания у учеников среднего звена в 11 школе. Занятия начались со своеобразной техники расслабления, которая помогла школьниками переключиться с общеобразовательных предметов и снять напряжение. Затем последовала тема урока «Смелость и решительность». Ученики прочитали подготовленное домашнее задание, рассказав о героических поступках, которые их вдохновили. За время урока была рассмотрена тема занятия, ученики дружно выполняли самостоятельную и групповую работу, потом представили свои проекты у доски, особое внимание было уделено выводам из проведенной работы, а завершающим этапом урока стало хоровое пение. При этом школьники активно участвовали в процессе, охотно отвечали, сотрудничали друг с другом, не стеснялись задавать уточняющие вопросы. Было видно, что им интересна тема урока, а рассказанные истории о подвигах казахстанцев, которые, рискуя своей жизнью, спасали других людей, выполняя свой профессиональный долг или оказали помощь, став свидетелями какой-то ситуации, не могли не растрогать и при этом каждый этап работы завершался определенным выводом и подведением итогов. Все этапы были логически обоснованы, дети знали какой блок урока примерно последует один за другим: когда нужно отдохнуть, послушать музыку, а когда – активно включиться в обсуждение или провести самостоятельную работу. В этом нет ничего удивительного, ведь данный предмет сопровождает школьников с поступления в учебное заведение и до завершения учебы, проводится один раз в неделю и в определенном возрасте направлен на решение конкретных задач.
— Структура всегда одинакова, мы всегда начинаем урок с позитивного настроя и этот позитивный настрой стараемся сохранить на протяжении всего урока. Потом важна концентрация, мы объявляем тему и на основе определенных ценностей проводим дальнейший урок. Проверяем домашнее задание, работа ведется в специальных тетрадях по самопознанию. Затем идет цитата урока. Она нужна, чтобы ученик сосредоточился и запомнил мудрые мысли, которые передаются из поколения в поколение. Эти знания очень важны, таким образом закладываются основы мировоззрения ребенка и очень важно, чтобы они строились на таких важных качествах и понятиях как семейные ценности, поддержка, доверие. Далее идет работа с учебником, читаем. Это очень важный этап. Ученик концентрируется, слышит свой голос или то, как читают одноклассники, получают ответы на вопросы, которые возникали в процессе урока. Далее мы занимаемся творческой деятельностью. Это может быть групповая работа, как сегодня. Все зависит от задания: написание стихов, рисование или что-то еще, затем группа представляет свою работу, — рассказала учитель предмета «самопознание» ГУ СОШ №11 Елена Дерябина.
Потом дается домашнее задание, а завершением урока служит музыкальная минутка. По словам педагога, хоровое пение позволяет детям сосредоточиться, почувствовать ритм, дыхание, улучшает настроение и дает ощущение поддержки коллектива, дарит ощущение, что ты не один, помогает преодолеть стеснение. Заключительным этапом занятия является завершающая минутка, она помогает понять основную мысль урока, подводится определенный итог работы.
Сам кабинет отличается от предметных. Парты выставлены полукругом, основной фокус на учителе, который свободно передвигается по классу и помогает, если того требует задание. На интерактивной доске представлены слайды различные материалы, видео и даже новостные сюжеты. Кроме этого, в кабинете оборудована специальная творческая зона, в которой на отдельном столике лежат канцелярские принадлежности, здесь может проводиться внеклассная или групповая работа.
Большое внимание уделяется подготовке педагогов. Учителя проходят специальные курсы и получают сертификат Национального института гармоничного развития человека г. Алматы. 27 учителей 11 школы прошли курсы по предмету «самопознание», аналогичные курсы проходят и заместители директоров.
— Не так давно я прошла эти курсы, хотя сама не веду этот предмет. Но в наши функциональные обязанности входит реализация учебного процесса через ценности самопознания. Мы в учебно-воспитательном плане через учебную, воспитательную работу, через интеграцию всей деятельности проводим и внедряем данные моменты. Поэтому заместители директоров также посещают уроки, знают структуру, понимают, что и как учитель должен донести до детей. Чтобы взрастить эти нравственные качества личности, — рассказала заместитель директора СОШ №11по научно-методической работе Рина Темирбаева.
Очень важна психологическая составляющая. В определенном возрасте внимание направлено на определенные приоритеты, важные этапы, ценности. В старших классах основной фокус направлен на мировоззрение, поиск себя, своего призвания. Человек уже ищет свой путь и понимает для чего он живет, ищет свои внутренние ресурсы, которые потом будет использовать при поступлении в профильные учебные заведения. Приоритетным является как творческое развитие, так и выбор дальнейшего жизненного пути.
— В младшем звене основной фокус направлен на такие ценности как семья, любовь, дружба. Это самое главное. В среднем звене дети очень хотят дружить общаться, школьникам не хватает этого общения. Очень много энергии, которую нужно правильно направить. Лучше, если эта энергия будет направлена на творчество, саморазвитие. Воспитательный процесс подразумевает воспитание души. Если мы занимаемся только физическим развитием, то человек становится сильным, занимаемся интеллектуальным развитием – человек становится умным, но мы не должны забывать о духовности, которая как стержень нанизывает на себя физическое тело, потом идет интеллектуальное развитие и самым высоким считается духовно-нравственное развитие. Именно предмет «самопознание» позволяет ребенку заглянуть внутрь себя и понять что же он есть на этом свете, для чего он пришел и чем планирует заниматься. В основе процесса лежит научный подход, понимание очень важных психологических процессов, потому что без данной работы мы не сможем понять психологию ребенка, то, как помочь ему справиться с определенными трудностями, пройти очень важный жизненный этап, — рассказала Елена Дерябина.
Ученик 4 класса Роман Тимчинко рассказал, что благодаря уроку «самопознание» узнает много ценного о своей семье, получает очень важные знания, значение определенных понятий и слов, к примеру, значение пословиц, как принято называть тех или иных членов семьи. А выполняя домашнее задание, также пополняет свою копилку знаний об очень важных понятиях и ценностях. Именно выполняя задание дома ученик узнал, что в семье есть определенные традиции, реликвии, которые передаются из поколения в поколение, подготовил информацию о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Ученица того же класса Кристина Обрядова рассказала, что уроки самопознания знакомят с очень важными ценностями. Ученики начинают ценить такие качества, как доброта, любовь, учатся работать в команде, ценить дружбу и стремиться, чтобы класс был дружный..
— На этом уроке мы учимся не бояться, преодолевать свои страхи, признавать их и работать в этом направлении, чтобы преодолеть страх, стеснение, понимать, по каким принципам мы выбираем друзей и на какие моменты нужно обращать внимание в этом вопросе, уважать старших, не обижать младших, любить свою семью, почитать семейные ценности, — рассказала ученица четвертого класса Анастасия Девятова.
С первого февраля во всех школах проводится декада «Самопознание — миссия во имя детей». В рамках этих мероприятий ученики 11 школы Семея участвовали в различных конкурсах, учащиеся младшего звена делали поделки, рисовали, проводится конкурс чтецов, различные тематические мероприятия. К примеру, педагоги подготовили подарки детям которые нуждаются в особой опеке и вручили их с наилучшими пожеланиями и добрыми напутствиями. Итогом этой работы станут специальные видеоролики, публикуемые в соцсетях для учеников и их родителей. Еще один вид работы – написание эссе, сочинений, стихотворений на тему «Хрустальный родник духовности». Проводится и поздравительный челлендж, когда дети одного класса готовят свои поздравления, добрые слова, стихотворение или песню другому классу. Учителя отмечают, что все это ученики делают от чистого сердца и каждая параллель участвует в декаде самопознания. Такая работа проводится во всех школах республики. А завершающим аккордом декады станет республиканский классный час «Жизнь во имя любви».
Виктория ДОНКОВЦЕВА