Профессиональный русский театр в Семее появился в 1937 году, «выйдя из шинели» любительского Театра рабочей молодежи им. Мирзояна, ТРАМа, получив имя А.В. Луначарского. А в 1975 году ему было присвоено имя Федора Достоевского, и с ним коллектив не раз становится лауреатом международных, всесоюзных и республиканских фестивалей. Сегодня театр радует семейчан удивительными премьерами и играет на струнах души каждого любителя этого замечательного вида искусства. Беседа с Анастасией Малицкой, актрисой театра имени Достоевского раскрыла этот необыкновенный волшебный мир с новой стороны и помогла понять какой нелегкий труд быть режиссером, своего рода дирижером оркестра чувств, эмоций и разума.
Театр — самое замечательное искусство жизни. Это совместное искусство, объединяющее разных людей в одну сплоченную группу, в которой они гармонично работают вместе, чтобы изобразить определенную идею, концепцию или произведение искусства. Театр имеет дело с различными формами эмоций, и чаще всего ожидается, что он оставит след или вызовет чувства у публики. Разум играет большую роль в театре, ибо искусство находится в нашем воображении. Наш разум стимулирует множество различных типов сильных эмоций, таких как сила, гнев, радость и многое другое. Эти неосязаемые чувства, созданные нашим разумом.
Театр «не книга и не произведение, а энергия». Театр считается энергией, потому что это просчитанное действие от начала до конца. Театральная пьеса длится только в течение определенного периода времени. У него есть начало, середина и конец. Кроме того, у каждой театральной пьесы есть предопределенный финал. Подразумевается, что зрители чаще всего знают, что произойдет в конце пьесы, но искусство состоит в том, чтобы удерживать их внимание и интерес до самого конца. Кроме того, в отличие от других способов общения, в театре нельзя вернуться назад и увидеть определенную сцену. Театральное действие происходит в настоящем, имеет конец и становится частью нашего прошлого.
Театральный режиссер — настоящий «маэстро» в том смысле, что он должен собрать воедино сотни различных элементов, чтобы спектакль получился. Режиссеры привносят в постановку уникальное видение и координируют все, от исполнения, сценографии, блокировок, звукового производства, освещения и многого другого, чтобы объединить все вместе в единое видение.
— Если актер не доверяет режиссеру, если он ему не верит и сопротивляется, вряд ли получится что-нибудь хорошее. Когда ты растворяешься в режиссере, в творческом процессе, именно тогда происходит чудо, которое никак не измерить, не попробовать на вкус, его можно только чувствовать, — говорит Анастасия Малицкая.
У режиссера есть две основные обязанности: привнести единое видение в готовую постановку и вести других к его окончательной реализации. Чтобы удовлетворить эти требования, режиссер должен организовать реализацию своего видения. Режиссер должен принять решение об интерпретации пьесы, поработать с драматургом, художниками и техниками при планировании постановки; отбирать и репетировать актеров; и координировать все элементы в готовую продукцию.
Чтобы принять решение об интерпретации, режиссер должен проанализировать сценарий, чтобы выявить структуру и смысл пьесы. Без понимания режиссер не может сделать выбор. Он стремится узнать, о чем пьеса, и понять каждого персонажа с точки зрения как сценария, так и требований, которые персонаж предъявляет к актеру. Режиссер должен уметь представить атмосферу или настроение спектакля и знать, как их реализовать с точки зрения дизайна и театрального пространства. И, наконец, режиссер должен уметь видеть пьесу как в физическом, так и в словесном действии.
— Каждый режиссер должен быть немного диктатором. Потому что актеры, это такие люди, они иногда любят поспать подольше, они иногда приходят и тексты не знают, ленятся. Взять все это в свои руки — задача именно режиссера. Без дисциплины никуда. Хороший режиссер должен быть еще и психологом. Каждый приходит на работу со своим шлейфом. Кто-то только отвел ребенка в садик, кто-то поругался с супругом, кто-то похоронил родного человека и пришел на репетицию, и такое бывает, от этого никуда не денешься. А кто-то наоборот, пришел перевозбужденный, купил себе крутой спортивный велик, который так давно хотел. И вот, все эти разные люди на одной сцене, а режиссеру нужно всех очистить и организовать. Помимо этого, режиссер должен знать чего он хочет. Таких режиссеров я обожаю, с ними всегда легко работать, — делится актриса.
В сентябре минувшего года в Семее было раскрыта глубочайшая драма обыденной жизни. «Милый друг» Ги де Мопассана под чутким руководством Олега Плаксина безусловно очаровал завсегдатаев театра Достоевского изящными манерами героев, шикарными костюмами, ощутимой атмосферой Парижа, интригующими сюжетными поворотами и харизмой Жоржа Дюруа.
— Вот этот режиссер знает все. Даже когда у нас была финальная примерка костюмов, он на ней присутствовал и даже знал где что как пришить, чтобы подчеркнуть достоинства актрисы. И когда мы все были одеты, начинался спектакль, была видна его любовь к этому делу, потому что он все проверил, каждую ниточку, — говорит Анастасия Малицкая.
В 2016 году состоялась особенная премьера в нашем театре. «Пигмалион» — самая знаменитая пьеса Бернарда Шоу о том, как может измениться жизнь людей благодаря полученному образованию, о духовном пробуждении людей, возможном при помощи искусства слова и творчества. Наши артисты воссоздали историю превращения цветочницы из низшего сословия Элизы Дулиттл. Режиссер постановки — актер, режиссер, художественный руководитель государственного русского драматического театра имени Достоевского, Андрей Глушков.
— Андрей Егорович Глушков, супруг мой, изначально актер, а потом уже режиссер. Поэтому он доверяет актерам и приветствует импровизацию, в «Пигмалионе» есть сцена, где моя героиня взаимодействовала с персонажем Александра Сухова, где режиссер специально оставляет пространство для того, чтобы мы импровизировали. Но не каждому режиссеру можно довериться и не каждый актер сумеет сымпровизировать, — отметила актриса.
Рача Махатаев — уважаемый, молодой и талантливый режиссера, окончивший Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Ж.Елебекова и Российский государственный институт сценических искусств. Первым его спектаклем стал «Ревизор» по Гоголю в Семее. Затем в драматическом театре в Усть-Каменогорске он поставил «Доходное место» по Островскому. Также спектакль «Кроткая» по Достоевскому в Барнауле, в Алтайском краевом театре драмы им. Василия Шукшина. «Завтра была война» спектакль, заставивший весь зал достать платки, также его спектакль.
— Когда мы погружались в этот спектакль, произошло кое-что очень интересное. Я по-моему впервые такое ощущала и наблюдала. Когда мы поставили его, Рача сказал, что ребята все придумали сами. И у нас действительно было такое ощущение, что все эти моменты, переходы, даже сцена в кинотеатре, когда дождь вдруг идет, мы придумали сами. Оно тут же, сейчас, когда зрители уже в зале, раз и родилось. Но когда время проходит и ты начинаешь думать, то понимаешь, что это все он сделал. Он так все это организовал, нас расслабил. Там же класс, а это сложно сыграть. Когда вы девять лет вместе учитесь, у вас есть между собой какие-то взаимоотношения. И он настолько нас растворил в друг друге, что получается, мы это сами сделали. Но если бы его не было, мы бы это не сделали, — делится Анастасия Малицкая.
Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева посвящена последнему предвоенному 1940 году. Тяжелому времени свирепых репрессий и личностному выбору молодежи тех лет. Главные герои повести — школьники, заканчивающие девятый класс, воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине. Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника, единственного оставшегося в живых. Все ребята из девятого «Б» осуществили свою мечту, стали героями на фронтах Второй мировой войны. Рачи Махатаев преобразил повесть, сделав ее еще чувственнее и актуальнее для нынешнего поколения Z.
Театральное искусство является одним из самых вдохновляющих факторов в жизни человека. Ибо это энергия, которая высвобождает самые внутренние желания, чувства и эмоции. Энергия, которая увлекает нас в путешествие воображения. Энергия, которая длится только в течение короткого периода времени, оставляя после себя совесть, которая стимулирует разум, противопоставляя реальность воображению.
Акбота КАБИМОЛЛАЕВА
Представители общественности города отметили, что часовой пояс UTC+5 учитывает не только природные, но и исторические и социальные особенности страны. Одним...
Читать далее ...