Хорошо тем, кто живет в шаговой доступности от всех необходимых точек перемещения за день – работы, магазина, школы или детского сада, и тем, у кого есть собственный автомобиль. Большая же часть горожан вынуждена добираться до нужного места на общественном транспорте. И если раньше поездка на автобусе была не только дешевой, удобной и относительно быстрой, то сейчас превратилась в настоящую игру на выживание – не замерзни на остановке, протиснись в салон. Как давно это продолжается? И закончится ли в ближайшее время? Или теперь некомфортный общественный транспорт стал привычной деталью в жизни города.
Проблема общественного транспорта в городе Семей на слуху уже не первый и даже не второй год. Летом прошлого года семейчане не одну неделю переживали за судьбу автобусов и следили за тем, как разрешится громкая история с транспортным коллапсом. Ведь добираться на работу и учебу в переполненном общественном транспорте или на чрезмерно дорогих такси стало настоящим испытанием, с которым пришлось справляться почти каждому.
Даже сейчас, стоя на остановке, не так сложно разговориться с человеком, приведенным в состояние небольшого недоумения и возмущения. Так, например, ожидать автобус мне пришлось на остановке Глинки, а рядом стояла женщина, плотно укутанная в шубу и платок.
— Долго ждете? Вроде бы сейчас транспорт быстро ходит, – спросила я.
— Когда как. Иногда приходит сразу, иногда ждешь по сорок минут. Потом еще не разберешься, как рассчитываться, сколько копеек доставать из кармана или карточку из кошелька. Все толкаются, а автобусы будто бы их год не мыли, — возмущается Татьяна Федосенко, чье имя я уточняю чуть попозже и сообщаю, что работаю в газете.
Конечно, один простой диалог на автобусной остановке – далеко не показатель, что все так печально. Да и печально ли? Просто горожане устали, что самая важная часть общественной жизни – доступный транспорт, зарекомендовала себя такой непредсказуемой.
Как известно, после того, как разразилась транспортная катастрофа, вину перекладывали с одной больной головы на другую. Но по итогу в конце августа все 170 зеленых автобусов у автопарка «Semey Bus» были изъяты, и на маршрутах работали только автобусы ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Таксомоторный парк», которых не хватало даже для того, что уместить людей, скопившихся на одной остановке в густонаселенном районе города.
Как известно, изъятые автобусы по решению суда у ТОО «Semey bus» в пользу АО «Фонд развития промышленности» оказались технически не исправными, а некоторые и вовсе не пригодными для дальнейшей эксплуатации. До этого уже сообщалось, что 50 автобусов находятся в аварийном состоянии и требуют больших вложений. Вышедшие на линию после процедуры оформления 45 автобусов также начали ломаться. Это было связано с отсутствием надлежащего технического контроля и эксплуатации. Они ремонтировались в срочном режиме, вновь выходили на линию, ломались, но не в массовом порядке. Как-то так и прошли холода. Тогда же было обещано, что если «Semey Bus» выходит из строя, то поменяется и платежная система картами. Сейчас пока вопрос все еще находится на стадии решения, но носить с собой по две транспортные карты горожанам не придется – хотя, возможно, второй так и не появится. Немаловажным был и вопрос с заработной платой сотрудников, которые не покладая рук работали в «Semey Bus». Большинство прежних сотрудников перешли в автобусные парки «Семавтопарк» и «Таксомоторный парк». Остальные ринулись навстречу новому парку.
К слову, о новом – практически сразу в августе постановлением акимата было создано ТОО «Автотранс Семей». Изначально маслихатом города было одобрено выделить более 500 миллионов тенге. Совместно парками «Семавтопарк» и «Автотранс Семей» планировалось выпускать на маршруты порядка 150 автобусов. Эту цифру довели до плана в осенний период, но на сегодняшний день выходит меньшее количество автобусов.
Но все-таки добраться на автобусе в нужное место стало действительно возможным и коллапс сгладился. Что же касается маршрутов, то они явно устраивают не всех горожан. Так, например, жителям окраин города неоднократно обещали, что пересмотрят маршрутную сеть. Решит ли это проблемы семейчан с долгим ожиданием своего маршрута? По словам заведующей сектором пассажирского транспорта отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Назым Жанболатовой, до принятия новой маршрутной сети должно пройти еще некоторое время – сеть нужно согласовать с общественностью и зарегистрировать в министерстве юстиции.
– Есть утвержденная маршрутная сеть. Она должна быть согласована. Только после этого будет проведен конкурс на новые маршруты. Кроме того, к нам регулярно обращаются жители окраин, например, совсем недавно обращались жители Карагайлы. Комиссия уже создана, параллельно план отправили перевозчикам, чтобы они ознакомились с ним. Определенное видение новой маршрутной сети у нас есть как раз на основании обращений жителей. Также в будущем снова будет единая система оплаты, — сообщила ранее в ходе одной из пресс-конференций Назым Жанболатова.
На данный момент основная движущая сила общественного транспорта – это «зеленые» автобусы, живчиками перенесшие все невзгоды. Согласно договору перевозок, в течение двух лет после его заключения состав должен обновляться, в зависимости от его текущего состояния. Конечно, имеются и совсем старые автобусы. Но пока их состояние можно охарактеризовать, как удовлетворительное.
Общественный транспорт кажется нам естественной и неотъемлемой частью городской жизни. Ведь автобусы – это привычный, бюджетный и наиболее оптимальный вариант передвижения. Радостно подмечать, что по сравнению с летним периодом, сейчас автобусы не вызывают ярого раздражения со стороны пассажиров, пользующихся ими ежедневно. Но ведь могло бы быть намного лучше!. Остается ждать создания востребованных маршрутов, введения новых единиц транспорта и, конечно же, единой системы оплаты. Тогда уже подведения итогов работы могут быть не промежуточными.
Софья ЯНЦЕН