В музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых хранится поистине уникальный фонд. Подлинные картины художников разных эпох являются достоянием культурной сферы нашего города. Такое уникальное наследие требует должного хранения, чтобы потомки также как мы могли лицезреть поистине уникальные произведения искусства в оригинале. Очень важная роль в сохранении культурного наследия отводится работе художника-реставратора, который восстанавливает уникальные полотна. О специфике своей работы рассказала реставратор станковой масляной живописи музея Невзоровых Ольга Рубинчик.
— Расскажите, пожалуйста, о специфике вашей работы?
— Реставрационно-художественная работа считается авторской, но, в то же время, она исключает так называемое «свободное творчество», это строго регламентированный процесс. Перед каждой реставрацией проводится исследование состояния сохранности и технико-технологических особенностей живописи, с использованием различных технических средств: микроскопа, ультрафиолета, рентгена и т.д. По результатам исследований реставратор составляет Программу реставрационных мероприятий, которая затем рассматривается Реставрационной комиссией музея. В музейной консервационно-реставрационной работе используются только утвержденные, государственные методики и рекомендованные материалы. Обязательно проводится документирующая и исследовательская фотофиксация памятника на всех стадиях реставрационного процесса, а также макро и микро фотосъемка.
Консервация от латинского «conservation» – сохранение, сбережение, то есть приостановление процессов разрушения. Техническая реставрация: устранение прорывов холста, восстановление целостности деревянной основы, наращивание утраченных фрагментов картона и т.д. Укрепление грунта и красочного слоя при потере связи с основой, то есть материалом, на котором написана картина. Красочный слой иногда осыпается с холста так же, как и покраска со стены. В этом случае шприцом под вздутия красочного слоя подводится специальный клей и восстанавливается связь живописи с основой. Это только небольшая часть работы художника-реставратора.
Реставрация от латинского «restauratio» – восстановление памятника в его первоначальном облике, насколько это возможно в каждом конкретном случае. Но данное определение нельзя воспринимать буквально, так как вернуть объекту, посредством реставрационных вмешательств, его первоначальный вид, на сто процентов, вообще невозможно.
Придание памятнику «экспозиционного вида» — комплекс мер, направленный на устранение внешних изменений живописи, препятствующих подлинному восприятию произведения. В частности, под это определение попадает восстановление живописных утрат, которое проводится строго в пределах утраты, то есть, реставратор кистью касается только там, где авторский красочный слой безвозвратно потерян. Иногда, чтобы не выйти за пределы утраты, тонировка проводится через микроскоп или различные лупы. Раскрытие живописи от поверхностных загрязнений и утоньшение потемневшего покровного лака, скрывающего подлинный колорит произведения, а иногда и изображение, так же относится к данному определению. Когда непосвященный зритель, глядя на отреставрированную картину, восклицает «как новая!», для реставратора это совсем не комплимент! В любой реставрации принято сохранять так называемую «патину времени», к примеру, сильно потемневший лак, как правило, утоньшается с сохранением небольшого слоя на поверхности живописи.
— Какой путь проходит картина, прежде чем попасть в реставрационную мастерскую и сколько в среднем занимает работа по восстановлению полотна?
— При поступлении в фонд музея произведение сначала попадает в руки научных сотрудников отдела хранения. Они проводят первичное исследование памятника, его состояния сохранности. Далее в процессе хранения коллегиально решается вопрос о реставрации, если таковая не обходима.
Что касается временных затрат, то они различные, так же как сама степень сложности реставрационных вмешательств. Здесь невозможно вывести среднеарифметическое, так как реставрация бывает местной, то есть фрагментарной и общей. В любом случае эта работа требует времени.
— Как долго проходит обучение художника-реставратора, как часто необходимо повышать квалификацию?
— Всю жизнь! Существует базовое обучение «от простого к сложному», по результатам которого реставратор получает «допуски» к различным реставрационным процессам. А потом, на протяжении всей трудовой деятельности, необходимо повышать квалификацию и как можно чаще! Научная реставрация, как и любая современная наука не стоит на месте, появляются новые методики, материалы, способы исследования. Мое обучение началось в Алматы, продолжилось в Москве, Санкт-Петербурге, Омске. Сейчас готовлюсь к повышению квалификации.
— Сколько специалистов по профессии художник-реставратор в Казахстане?
— Трудно сказать. В последние годы реставрационное дело активно развивается в Национальном музее РК. Здесь необходимо уточнить, моя специфика — реставратор станковой масляной живописи. В Алматы, в частности в ГМИИ имени Абылхана Кастеева есть специалисты по реставрации масляной живописи, графики, тканям и другие. Хочу добрым словом вспомнить, реставратора этого музея, моего первого учителя Жанну Яковлевну Дужнову, к сожалению, покинувшего нас в 2002 году. В Национальном музее Нур-Султана работает реставратор масляной живописи Куралай Тулегенова, кстати, бывший сотрудник нашего музея.
— Какие уникальные экспонаты вы реставрировали, какая работа оставила наибольший след и запомнилась?
— В реставрации все произведения уникальные. Конечно же, в искусствоведении и музейном хранении существует понятие «памятник особой художественной ценности» или «особого музейного значения». Но, когда произведение поступает в реставрацию, оно автоматически становится для реставратора ценным, даже если это самодеятельный художник, как, например В.И. Колмаков. Чудная картина была найдена на чердаке частного дома города Семей – «Вид на улицу с мастерской». Картина своего рода документ, свидетельствующий об истории города, его материальной культуре, наличие художественной мастерской в Семипалатинске в самом начале ХХ века.
Что касается того, какая работа оставила наибольший след, опять же — все. В процессе реставрации с картинами как будто сживаешься, они становятся частью тебя!
Беседовала Виктория ДОНКОВЦЕВА