Песни властные над духом: В них посыл – победа! Жизнь!
Великая Отечественная война длилась долгих четыре года и стала для нашей страны периодом суровых испытаний. Людскому горю не было предела, и потому в то трудное время в жизни у каждого человека была только одна цель: защитить Родину от врагов и победить фашистов. Сложно было всем, но преодолевать тяготы тех мрачных дней людям помогали хорошие песни. Они не только поднимали боевой дух солдат, но и морально поддерживали самоотверженных тружеников тыла. Военная песня представляет собой не просто музыкальное произведение, но также общепринятый символ, продукт творчества, сплачивающий народы и поколения в те периоды, когда единство перед лицом общего врага становится приоритетной целью. Какие же песни пользовались особой популярностью в военные годы? Какова их история создания?
«Темная ночь»
Эта песня приобрела огромную популярность и стала одной из наиболее любимых и известных песен, созданных во время Великой Отечественной войны. В разные годы эта песня получила множество интерпретаций, что лишь подтверждает величие произведения. Впервые она прозвучала в фильме «Два бойца». Картину снимали в эвакуации на Ташкентской студии. Это место было средоточием кинематографистов и театральных работников, стремившихся создавать новое и свежее. Новизна была в том, что, несмотря на наличие сюжета о двух друзьях-фронтовиках, фильм представляет собой череду военных будней, романтических зарисовок, разговоров друзей. Композиция «Темная ночь», лирично звучащая в фильме, могла легко сделать песню запоминающейся. Режиссер Леонид Луков загорелся мыслью, что спетая главным героем фильма песня идеально передаст чувства и переживания бойца, который пишет письмо родным. Постановщик тут же потребовал от композитора Никиты Богословского написать музыкальное сопровождение, которое смогло бы отразить задуманное. Композитор позже вспоминал, что Луков настолько художественно, в ярких тонах описал сцену и песню, которая у него сидела в голове, что произошло чудо: Богословский сел у рояля и сыграл всю мелодию еще не существующей композиции. И это был действительно уникальный случай в биографии композитора — ведь ему всего за небольшой промежуток времени удалось создать эту песню.
Всенародной «Темная ночь» стала в 1943 году, после того, как зрители услышали ее из уст Марка Бернеса. Артист, который обычно тяжело запоминал и воспроизводил композиции, «Темную ночь» подготовил за 15 минут, после бессонной ночи на киносъемках.
Но история «Темной ночи» этим не ограничивается. Еще до премьеры фильма Никита Богословский имел неосторожность показать ноты песни Леониду Утесову. Тот без ведома и разрешения создателей песни, записал композицию на пластинку и включил ее в свой репертуар. Таким образом, для большой аудитории был потерян сам момент неожиданности. С другой стороны, именно эта интерпретация, характеризующаяся невероятную душевность и искренность, стала одной из наиболее исполняемых песен, написанных во время Великой Отечественной войны.
«Смуглянка»
Эта песня о девушке-партизанке стала популярной благодаря своему легкому звучанию и красивой мелодии.
Осенью 1940 года поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политического управления Киевского военного округа для ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе и песня о девушке-партизанке «Смуглянка». Однако она в довоенные годы так и не исполнялась. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Ее тут же не приняли, сказав, что веселую песню о любви в эфир не возьмут, так как был разгар войны. Так получилось, что «Смуглянка» была заброшена в дальний ящик и даже была забыта. А в 1944 году автору позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля с вопросом о новых песнях. Вместе со всеми написанными недавно песнями Анатолий Новиков принес и «Смуглянку». Именно эта песня очень полюбилась музыкантам за свою веселую, интересную задумку. В этом же году ансамбль впервые исполнил военную песню, выступая в концертном зале имени Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ. Третью жизнь песне дал фильм «В бой идут одни старики».
«Синий платочек»
Эта песня знакома многим взрослым жителям постсоветского пространства: ее исполняют с экранов фактически на каждом военном празднике, ее учат наизусть на уроках музыки и хорового пения, она звучит в тематических фильмах. А началось все с польского эстрадного коллектива под названием «Голубой джаз». Музыканты его вынуждены были бежать из родной Польши в 1939 году, когда набравшая обороты фашистская машина грозила войной всему свободному миру. Не забросив свое любимое дело, артисты дали несколько концертов в Минске, Львове, Белостоке и еще нескольких городах, а затем поехали выступать в столицу. Слова песни «Синий платочек» написал советский поэт-песенник, драматург, переводчик и сценарист Яков Гольденберг, часто подписывавший свои работы псевдонимом Галицкий. Галицкий постарался удержать в голове мелодию и вскоре быстро набросал на нее текст о «синем платочке, падающем с опущенных плеч». Как только концерт закончился, Галицкий связался с музыкантами и предложил им уже готовый текст, который они с радостью приняли.
Легкая песня и красивая мелодия быстро приглянулась слушателям, и песня распространилась по эстраде. В военное время песня претерпела определенное преображение. Она стала одним из тех творений, что попали на фронт вместе с первыми же добровольцами и ополченцами Красной армии. Как и многие другие лирические произведения, эта композиция не призывала к бою, но напоминала солдатам о мирных временах, свободе и спокойствии, за которые им приходилось бороться.
«Катюша»
Песня писалась очень долго, но все это время прослужило не зря. Песня стала настоящим фурором и напевали ее с каждых уголков. К 1938 году талантливый поэт Михаил Исаковский, начавший свою творческую карьеру на родной Смоленщине, уже семь лет успешно работал в Москве. Песни на его стихи, преимущественно посвященные деревенской тематике, без промедления получали всенародную известность и успешно распевались по всей стране. К созданию своих текстов Михаил Васильевич подходил очень ответственно и поэтому работал над ними неспешно, тем не менее, поэт на одном дыхании написал два четверостишия о девушке с именем Катюша, которая выйдя на берег реки, запела песню о своем возлюбленном. Однако потом Исаковский не мог определиться, куда далее направить сюжетную линию. Поэт отложил ее, а в начале 1968 года в жизни поэта произошла судьбоносная встреча, которая и решила будущее «Катюши». В литературном отделе газеты «Правда» поэт познакомился с композитором Матвеем Блантером, который занимал должность худрука Государственного джаз-оркестра и зарекомендовал себя как автор музыки популярных песен. Композитор, прочитав четверостишья «Катюши», сразу почувствовал в них певучую интонацию. Спустя время Блантер вновь увиделся с Исаковским, а при встрече уведомил что нужно обязательно дописать слова. Позже он сообщил поэту, что композиция уже заявлена в программу первого концерта Государственного джаз-оркестра и, установив срок в два дня, заявил, что песню нужно дописать незамедлительно. В конце концов, поэт написал слова в назначенный срок. Матвею Исааковичу больше понравился вариант, в котором девушка Катюша с любовью передавала привет пограничнику, стоящему на страже Родины.
Премьерное исполнение песни «Катюша», как и обещал Блантер, состоялась на дебютном концерте Государственного джаз-оркестра, а первая ее запись сделана в 1939 году. Пластинки раскупались с ажиотажным спросом. В результате композиция молниеносно набрала популярность и распевалась в городах и селах, на эстрадных площадках и праздничных семейных застольях, и дошла до наших времен.
Музыка помогла народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить. Песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде мотивировали людей на подвиг. А после войны они несут в себе память о былом, передавая из поколения в поколение историю наших предков, тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне. К слову, мало кто сегодня может сказать, что в его семье не было героев войны. Уже четвертое и пятое поколения хранят память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Великой Победе. До сих пор мы называем эти годы не «второй мировой», а «отечественной», потому что наши отцы и деды шли на поля сражения, защищая свое Отечество. Оттого и песни такие душевные – полные любви к родной земле, своей Родине!
Замира Мурсалимова