В городе Семей организован ряд мероприятия, посвященных юбилею великого писателя Мухтара Ауэзова. Их цель – популяризация жизненного пути автора известных произведений, ставших классикой казахской литературы. Первым в череде мероприятий в Семее в рамках 125-летия писателя стала республиканская научная конференция «Классическое наследие Мухтара Ауэзова в контексте мировой культуры», где со своими докладами выступили видные деятели и ученые Республики Казахстан. Здесь прозвучали ранее неизвестные широким кругам факты и данные, а главное – получилось передать молодому поколению духовное наследие, оставшееся после великого деятеля.
В рамках первой конференции
« Ауэзов – особо яркое явление нового взлета духа, опирающегося на богатейшее культурное наследие всего человечества», — сказал о великом казахском писателе Абиш Кекильбаев. Действительно, существовавший в сложную политическую эпоху репрессий и изгнаний, когда труды национального творчества буквально горели в костре тоталитарной системы, Мухтар Ауэзов стал своего рода хранителем духовного наследия, сумев через новые формы передать самые ценные данные. Ведь именно произведения Мухтара Ауэзова, хранившие в себе все ценности казахского народа – культуру, историю, быт, литературу и творчество дошли до современного поколения. Об этом и многом другом в эти дни в рамках празднования 125-летия великого писателя говорили известные ученые, абаеведы, деятели искусство, представители творческой интеллигенции в ходе научно-практической конференции. Проходила она в главном корпусе университета имени Алихана Бокейханова. Организатором выступил литературно-мемориальный музей-заповедник Абая во главе руководителя Турдыкулп Шанбая, а почетными гостями стали вице-министр культуры и спорта Республики Казахстан Нуркиса Дауешов, заместитель акима Восточно-Казахстанской области Азамат Мухамедчинов, аким города Семей Бакытжан Байахметов, а также представители интеллигенции.
— В первую очередь от имени акима области Даниала Ахметова хотелось бы выразить благодарность руководству и коллективу министерства культуры и спорта, организовавшему сегодняшнюю научно-практическую конференцию, пригласив на нее представителей интеллигенции, культурологов, ученых и общественных деятелей. Я надеюсь, что приехав на землю, где родились такие великие писатели, как Абай, Мухтар и Шакарим, вы почувствуете особенный дух. Сегодняшняя конференция служит началом больших мероприятий, которые будут посвящены 125-летию великого писателя Мухтара Ауэзова. Это знаменательный праздник для всей страны и знак уважения для его бессмертного наследия, – сказал, открывая мероприятие, заместитель акима Восточно-Казахстанской области Азамат Мухамедчинов.
В свою очередь вице-министр Нуркиса Дауешов, отметив значимость события, отметил его как начало праздничных мероприятий, посвященных юбилею Мухтара Ауэзова.
— Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев поручил провести юбилей великого писателя на высоком уровне. Для того, чтобы оставить память о наследии великого писателя в этом году будет проведено множество мероприятий. В прошлом году министерство культуры и спорта провело научно-реставрационные работы в музее, расположенном на родине Мухтара Ауэзова в Борили, а также в литературно-мемориальном музее имени Мухтара Ауэзова в городе Алматы. В дальнейшем мы планируем провести ряд мероприятий в Кыргызстане. В том числе, установить специальный бюст в доме Ауэзова. Как вы знаете, создана специальная рабочая группа под руководством заместителя премьер-министра страны Ералы Тугжанова. По решению этой специальной группы было решено провести торжественное открытие юбилея Мухтара Ауэзова в городе Семей. И это очень важно отметить, — подчеркнул вице-министр культуры и спорта Республики Казахстан.
Нуркиса Дауешов отметил, что в соответствии с общереспубликанским планом, в этом году будет организовано около 90 мероприятий по четырем направлениям, посвященных юбилею Мухтара Ауэзова. Кроме того, планируется проведение более 500 внеплановых праздничных мероприятий на региональном уровне.
— Еще одним мероприятием, которое пройдет в ближайшее время, является гастрольный тур Казахского Национального драматического театра им. Мухтара Ауэзова со специфическим мюзиклом «Цыганская серенада», который обязательно пройдет и в Семее, — добавил вице-министр.
Еще одним важным гостем конференции, чье выступление встретили с особым трепетом, стала член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан Макпал Тажмагамбетова.
— На земле великого Абая начинается большой праздник. Я поздравляю всех со знаменательной датой и большим событием в жизни каждого казахстанца. Я бы хотела выдвинуть некоторые предложения лично со своего имени. Мухтар Ауэзов – это гений нации, выдающийся писатель казахского народа, поэтому мы должны стараться выдвигать талантливый, ярких, умных и умелых писателей. Для этого хотела бы пожелать организовать большой форум или фестиваль, чтобы молодые писатели развивали свои навыки и искали возможности проявить себя, — говорит Макпал Тажмагамбетова.
Сохранить наследие писателя
О большом вкладе Мухтара Ауэзова и его почетном месте в Союзе писателей Казахстана рассказал и заместитель председателя союза писателей Казахстана Бакыт Алдибеков. Он призвал на регулярной основе проводить конференции, чтобы сохранить и пополнить ценные данные по наследи. Ауэзова.
Впрочем, на это были направлены доклады выступающих в ходе научно-практической конференции. Их тема касалась жизни, творчества и наследия Мухтара Ауэзова. Каждый выступающий рассказал о вкладе писателя в историю, литературу и культуру нашей страны, отметив важные моменты и значимые для народа аспекты.
Заслуга писателя заключается в том, что в казахской литературе, не имевшей в прошлом прозы, драматургии, критики, Мухтар Ауэзов своим творчеством способствовал их формированию, развитию жанровых форм, традиций, самобытной казахской стилевой школы. Творчеству писателя присуще особый эмоциональный накал, поэтичность и лиризм, необычная пластичность изображения, контрастность красок, характеров, страстей. Его творческий метод вбирает в себя соразмерное соединение реализма и эпических народных традиций, его книги крепко связаны с поэтическим казахским фольклором и в тоже время они – яркое воплощение современных форм мировой литературы. Казахская проза и драматургия переживали в начале ХХ века процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приема создания человеческого характера, от народного творчества идет и приподнятая манера изложения.
Рассматривая творчество Мухтара Ауезова, можно найти немало ценных материалов, написанных семейскими публицистами, учеными. Хранит их универсальная библиотека имени Абая. Хочется привести пример из одного материала, где говорить о творчестве писателя: «Основная тема рассказов и повестей М.Ауэзова – не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа, его стремление к свободе. Писатель осуждает родовые распри, противопоставляя им единство и сплоченность народа. В его книгах показана панорама народной казахской жизни с середины XIX века до середины XX века. Его героями были легендарные батыры, исторические личности, современники шестидесятых годов.
Вершиной творчества Ауэзова является социально-исторический роман-эпопея «Путь Абая».
— Вы еще не прочли «Абая»?! Значит, вы ничего не читали. Это невероятно, это удивительно! Степь ожила и пошла на вас со всем великолепием ее первозданной природы, ее жестами и цельными характерами». Это мнение известного немецкого писателя и переводчика Альфреда Куреллы выразило чувства французских, канадских, швейцарских и многих других критиков и писателей от знакомства с первой казахской эпопеей.
Значение роман-эпопеи «Путь Абая» заключается в том, что он стал подлинным народным произведением, в котором с большим проникновением прослежены процессы формирования казахского национального характера, те духовные силы, которые жили в народе и стали залогом его светлого будущего». Ученые уже не раз затрагивали и делали разбор его таких произведений, как рассказы «Серый Лютый» (1929), «Сиротская доля»(1921), «Кто виноват» (1923), «В тени прошлого»(1925), и повесть «Выстрел на перевале « («Событие на Караш-Караш»). Это цикл о прошлом, произведения, которые относятся к подлинным шедеврам прозы писателя. Они полны сурового реализма. Героям его современности, простым людям посвящены повесть «Крутизна», рассказ «Имя свекра» (1934) и многие другие…
Все это творчество не исчезло, а сегодня активно исследуется, читается, изучается и пропагандируется как образец классики казахской литературы. Об этом говорили и участники конференции. Среди них есть поистине хранители ценного, что касалось е только духовного наследия писателя, но и его самого. Например, кандидат филологических наук, директор научно-культурного центра, института творчества и литературы, Дома-музея имени Мухтара Ауэзова Диар Конаев. Он в ходе научно-практической конференции рассказал об истории создания музея писателя, затронув часть жизни классика.
Дом-музей Ауэзова
— После проведенных двух лет заключений в связи с делом казахских националистов, с 1930 по 1932 год Мухтар Ауэзов был сослан в Алматы. С 1933 по 1948 год он жил в доме на улице Узбекской, после переименованной на улицу Сейфуллина. В этот период он работал заведующим литературной частью казахско-драматического театра, также он активно начал заниматься преподавательской деятельностью в Казахском педагогическом институте, в Казахском государственном университете и в Казахском зооветеринарном институте. Он читал лекции по казахской литературе. Затем с 1938 года по 1951 год Ауэзов проживал со своей семьей в доме по улице Калинина, ныне улица Кабанбай батыра. Этот дом находится прямо напротив казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая Кунанбаева. Но всегда Ауэзов мечтал о том, чтобы построить свой собственный дом. И вот, в 1949 году он купил участок с небольшим домом у гражданина Денякина, по улице Абая (ныне улица Толебаева). Затем дом был снесен и участок освободился от лишних построек. Дальше Ауэзов, чтобы создать проект будущего дома, обратился за помощью к архитектору Георгию Герасимову. Он был знатоком своего дела и хорошим художником. К слову, Герасимов был заслуженным деятелем Казахстана, после него осталось немало ценных картин. В основном, это пейзажи и портреты, сделанные акварельными маслами, — рассказал Диар Конаев. – Так вот, вместе с Герасимовым Ауэзов разработал проект своего дома, сам делал некоторые наброски и эскизы. По сути, он являлся одним из соавторов проекта.
По словам ученого, строительство дома Ауезова началось в мае 1950 года. По ходу строительства писатель сам контролировал выполнение работ, постоянно находился на месте строительства. В 1951 году строительство особняка закончилось, и в письме Зое Сергеевной Кедреной от 18 августа этого же года Ауэзов сообщает, что переехал туда всей семьей.
— Это было в конце июня 1951 года. В этом двухэтажном доме по улице Абая, 159 Мухтар Ауэзов прожил свои последние десять лет жизни — с 1951 по 1961 год, — рассказал директор Дома-музея имени Мухтара Ауэзова Диар Конаев.
Где были и наука, и творчество
Эти годы были полны напряженного творческого труда, активной общественной педагогической деятельности. В то время Мухатр Ауэзов также выполнял большую научную работу. Будучи избранным одним из первых казахских ученых Академии наук Казахстана, в 1946 году он плодотворно работал в составе президиума Академии по предложению Каныша Сатпаева. Долгие годы он занимался изучением казахской литературы в составе института языка и литературы академии наук. В 1961 по его предложению был основан институт литературы и искусства, где он заведовал отделом фольклора. Впоследствии институту было присвоено имя Мухтара Ауэзова. Научные труды писателя по казахскому фольклору, истории литературы оказали влияние на исследование важных проблем национальной литературы. Также способствовали возникновению новой отрасли казахского литературоведения – абаеведение. Он один из авторов и редактор первых двух томов истории казахской литературы и целого ряда других изданий. Принимал непосредственное участие в создании ряда учебных пособий по литературе для казахской средней школы и вузов.
— В своем доме за эти годы он завершил многолетнюю работу для четырехтомной эпопеи «Путь Абая», которая выдержала 160 изданий во многих странах мира. Также создал много пьес, очерков, ряд крупных работ по литературоведению и писал последний роман. В наше время сейчас в этом доме функционирует мемориальный музей классика. Он был открыт по решению Совета министров Казахской ССР от 10 августа 1961 года «Об увековечении памятника Мухтара Ауэзова в год его кончины». 28 ноября 1963 года Литературно-мемориальный дом-музей имени Мухтара Ауэзова открыл свои двери для первых посетителей, — говорит директор Дома-музея. — Этот дом – богатейший фонд, ставший основой экспозиции, включающий в себя рукописные наследия. Личную библиотеку передала в дар института литературы и искусств жена писателя Валентина Ауэзова, моя бабушка. Договор дарения был подписан 14 мая 1962 года. Всю основную работу по созданию музея возглавила дочь писателя Лейла Ауэзова, которым она руководила тридцать лет, вплоть до своей кончины в 1993 году. Необходимо отметить большую помощь, которую оказали при создании музея первый президент академии наук Каныш Сатпаев, директор института литературы и искусства имени Ауэзова Муслим Базарбаев, заместитель директора института Оразгуль Нурмагамбетова. Интересен факт, что еще до официального открытия экспозиции музея, Каныш Имантаевич посетил будущий музей и высказал ряд своих замечаний, пожеланий и советов. Например, предложил особенно усилить раздел, посвященный истории дореволюционной казахской литературы.
В доме, где жили Ауэзовы, семь комнат: четыре на первом этаже и три на втором. Здесь хранятся ценные экспонаты, связанные с жизнью и творчеством писателя. Обстановка в них воссоздана полностью с помощью семейных фотографий, макета дома, выполненного художником В. Твердохлебовым при участии В. Н. Ауэзовой, а также по рассказам членов семьи – Лейли Мухтаровны и Эрнара Мухтаровича. Многие экспонаты, которые придают особый уют и достоверность всему дому, были переданы родными и близкими Мухтара Омархановича.
Первая экспозиция музея, автором которой был художник Н. П. Александров, просуществовала 10 лет – до 1973 года. Экспозиция располагалась только на первом этаже дома. Каждый небольшой раздел был яркой страницей в жизни художника. Единственной мемориальной комнатой тогда являлся рабочий кабинет Мухтара Омархановича. В 1973 году была создана новая экспозиция. Открыта вторая мемориальная комната – спальня, а затем и уголок интерьера столовой, построили дополнительные помещения для научных сотрудников и технических работников, а также кинозал. И, наконец, третья, действующая по настоящее время экспозиция музея, подготовленная художником Бердалы Кушербаевым, открыта к 100-летию М. О. Ауэзова в 1997 году. Решением ЮНЕСКО 1997 год был объявлен Годом Мухтара Ауэзова и занесен в Список памятных дат. В связи с тем юбилеем писателя еще в 1994 году Правительство РК приняло постановление о переименовании музея в научно-культурный центр «Дом Ауэзова» и проведении реставрационных и строительных работ. За четыре года полная реконструкция и реставрация музея были проведены, построены дополнительные помещения для архива и уникального рукописного фонда.
— 27 сентября 1997 года обновленный комплекс музея открыл президент Нурсултан Назарбаев в присутствии многочисленных гостей, приехавших на празднование 100-летия М. О. Ауэзова. За годы своего существования музей превратился в один из крупнейших очагов казахстанской и мировой культуры. «Дом Ауэзова» имеет особый статус, что отличает его от других музеев и учреждений культуры – он входит в состав Института литературы и искусства им. М. Ауэзова и помимо своей большой культурно-просветительской работы ведет и научно-исследовательские изыскания. Главное направление научной работы – собирание, изучение, публикация и пропаганда творческого наследия М. Ауэзова, которое рассматривается во взаимосвязи казахской литературы с мировой. Являясь единственным мемориальным научно-культурным центром по ауэзоведению, «Дом Ауэзова» вот уже много лет занимается не только изучением жизни и творчества писателя, но и публикацией его произведений, — рассказал Диар Конаев.
Продолжая научную деятельность
По его словам, шедевры художественной мысли великого гуманиста ХХ века М. Ауэзова стали духовным достоянием не только казахской нации, поскольку имеют общечеловеческое значение. Он поднял национальное самосознание, художественное, историческое мышление своего народа на мировой уровень. Сотрудниками музея определены варианты рассказов, повестей, романов, произведений драматургии, публицистики, киносценариев, переводов, научных статей, монографий. Выверены исторические прототипы его героев, даты написания произведений, их изданий, постановки спектаклей, имена участвовавших в них актеров, режиссеров, а также окружения писателя – общественных деятелей, деятелей культуры, науки, литературы. Специалисты музея разработали фундаментальные вопросы поэтики, стиля, творческой лаборатории, эстетики писателя, представили конкретный анализ его прозы и драматургии, определили их объективную историческую и культурную значимость как в современном национальном литературоведении, так и в мировом литературном процессе.
Отметим, что при Доме-музее создан Народный университет казахской литературы и искусства. Под руководством известного ученого Рахманкула Бердибаева там проведено более 500 занятий. Читали лекции, делились своими мыслями крупные ученые, деятели культуры, маститые писатели, среди которых Алькей Маргулан, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Ильяс Есенберлин, Абди-Жамил Нурпеисов, Серик Кирабаев, Зейнолла Кабдолов, Еркегали Рахмадиев и многие другие.
Примечательным событием для музея стало открытие собственной галереи, так как, по словам его директора, долгие годы работы многих известных мастеров искусства находятся в запасниках. И теперь, для того, чтобы люди увидели эти работы, будет открыта галерея.
В завершение своего доклада, Диар Конаев рассказал о том, что за годы своего существования музей превратился в один из крупнейших очагов казахстанской и мировой культуры. Рукописи, архивные материалы, фотографии, негативы, экспонаты, личные вещи, эпистолярное наследие являются народным достоянием, символом духовной культуры нации. Музей за прошедшие годы посетило более 500 тысяч человек. В их числе не только казахстанцы, но и посетители из-за рубежа. Здесь часто бывают многочисленные группы школьников и студентов со всей республики, которые имеют возможность получить полное представление о жизненном и творческом пути классика казахской литературы.
В ходе научно-практической конференции Диар Конаев вручил специальный выпуск книги Мухтара Ауэзова «Впечатления Америки» сотрудникам университета имени Алихана Бокейханова.
Сын своего народа
«Мне радостно, что я не только сын казаха, но и сын всего человечества…Для меня это и гордость, и радость…» — эти слова Абая из романа-эпопеи «Путь Абая» Мухтара Ауэзова можно всецело отнести и к самому писателю. Сын казаха, Мухтар Ауэзов стал великим сыном своего народа, гордостью и славой не только казахской, но и мировой литературы.
Бессмертные произведения Мухтара Ауэзова с интересом и любовью читают миллионы читателей, а его главный труд – роман-эпопея «Путь Абая» — переведен на 116 языков мира, вошел в 200-томную «Библиотеку всемирной литературы» и по праву считается одним из лучших произведений XX века.
Имя выдающегося художника слова помнят и чтят не только в Казахстане. Его именем названы улицы, учебные и научные учреждения. Имя Мухтара Ауэзова с гордостью носит Казахский государственный академический театр драмы. Бронзовые и гранитные памятники писателю возведены на родине и в столицах других стран. Портретное изображение Мухтара Ауэзова расположено рядом с изображениями Рабиндраната Тагора, Конфуция, Омара Хайяма на барельефе памятника «Выдающиеся люди Азии» в индийской столице — Дели. В 1965 году участники высокогорной экспедиции присвоили имя Мухтара Ауэзова одному из пиков Тянь-Шаня высотой 5957 м. И это не все почести, который был удостоит писатель.
В ходе научно-практической конференции говорилось немало о его жизни, творчестве, методах работы, а главное необходимости популяризации его произведений, сохранении наследия, которое имеет большое значение для казахской литературы и хранит в себе целый пласт эпохи развития страны, его обычаи, традиции, быт, устное творчество и многое другое. Участники мероприятия уверены – 125-летняя юбилейная дата со дня рождения писателя станет хорошим стимулом в этом вопросе. Ведь в течение года нам предстоит провести немало мероприятий, посвященных Мухтару Ауэзову, участие в которых примут тысячи казахстанцев как в стране, так и а за рубежом, что безусловно внесет свою лепту в популяризацию творчества писателя и сохранение его великого наследия.
Замира Мурсалимова
В городе Семей состоялась научно-практическая конференция на тему «Национальное единство и межэтническое взаимодействие в контексте региональных особенностей». Мероприятие собрало исследователей,...
Читать далее ...