Культура и экономика являются одними из важнейших показателей благополучия государства. Поэтому очень важно повышать уровень этих показателей. Сейчас, по словам специалистов, в Казахстане очень хорошо развивается хореографическое направление, открываются новые учреждения в Нур-Султане и Алматы, жители крупных городов и их гости с удовольствием посещают премьеры и очень хорошо, что приобщиться к балету могут жители регионов. Семей посетила труппа Булата Аюханова, которая выступила в нашем городе с постановками «Лебединое озеро» и «Болеро».
Второго июня сцена драматического театра имени Абая принимала театр балета Булата Аюханова. Зрителям был представлен легендарный балет о запретной любви, который вот уже второе столетие завоевывает сердца зрителей по всему миру – легендарное «Лебединое озеро» на бессмертную музыку П. Чайковского и одноактный балет «Болеро». В этот раз у труппы небольшой гастрольный тур, рассчитанный только на два города – Семей и Усть-Каменогорск. А уже 13 июня коллектив проведет в Алматы свой завершающий гала-концерт в этом сезоне. Мы попросили главного балетмейстера, заслуженного деятеля Республики Казахстан Гульфиду Гафурову рассказать о впечатлениях артистов от выступления в Семее.
— Людям нужно искусство, эти эмоции, чувства, ощущения, которые дает именно балет. Конечно, в столицах много драматических театров, ТЮЗОВ, концертных залов — выбор большой. Наверно поэтому регионы неизбалованные таким вниманием всегда нас хорошо принимают. Они знают нашу историю, творчество нашего мэтра Булата Аюханова, знают все шедевры нашего репертуара, и мы конечно стараемся поделиться нашими лучшими спектаклями. Профессия артиста балета и балет вообще не подразумевают никакого языкового барьера. Это язык танца, гармония танца, телодвижений, музыки, который все понимают и объяснять ничего не нужно. И если зрителю понравилось и мы дотронулись до самых тонких струнок его души, вызвали какие-то эмоции — радость, может быть сострадание, печаль, тревогу – то я считаю, что наша работа выполнена как надо, — поделилась Гульфида Гафурова.
Стоит отметить, что многие семейчане приходили всей семьей, приводили с собой маленьких детей, чтобы показать им мир балета, приобщить к высокому искусству. Возможно, именно поэтому было выбрано легендарное «Лебединое озеро», адаптированное специально для гастролей даже в отдаленные районы.
— «Лебединое озеро» – это классика. Сейчас режиссеры-постановщики позволяют делать свои определенные редакции, авторские версии и это допустимо, если это не претит академизму и исполнению классического балета. И вот такое право взял на себя Булат Аюханов. Он сделал из четырех актов балет практически в одном акте с одним небольшим музыкальным антрактом. Балет идет в трех действиях, а по времени занимает один час шесть минут. Маэстро адаптировал его для того, чтобы именно наш гастролирующий коллектив мог привезти его в любой регион. Не все города могут принять такой большой классический балет как «Лебединое озеро». Это очень много декораций, много артистов одновременно выступающих на сцене и многие технические моменты осложняют этот процесс. Не все люди могут приехать в мегаполис специально, чтобы посмотреть этот балет. И отличительная черта нашего балета, который при Динмухамеде Кунаеве назывался «Молодой балет Алматы», что министром культуры того времени он назывался легкой кавалерией казахского балета. Вывезти большие стационарные театры на гастроли очень сложно технически, финансово, а мы в этом плане очень мобильны. Взяв костюмы, фонограмму, мы можем приехать в любую точку нашей страны, – отмечает Гульфида Гафурова.
И конечно же была привезена визитная карточка труппы – шедевр Булата Аюханова, который он сам прекрасно танцевал, – одноактный балет «Болеро».
— «Болеро» у нас всегда идет на ура, всегда воспринимается зрителями очень хорошо, бурно, восторженно. Ему уже исполнилось 50 лет со дня постановки нашей труппой. Это наше наследие. Именно в этой постановке все сошлось: гений Булата Аюханова и гений Мориса Равеля. Постановка в испанском академическом стиле, поскольку сам Аюханов очень хорошо знает испанский академический танец. Настолько это все получилось музыкально, красочно, красиво! Можно сказать, что это бессюжетный балет, но все-таки прослеживается одна нить. Если солисты две девушки и один парень, можно что угодно себе придумать. Аюханов всегда дает работу зрителям тоже, чтобы их фантазия работала. Минимизировав декорации, пластикой и хореографией он дает возможность поразмыслить, понять, о чем говорится на сцене. Можно подумать, что девушки это черное и белое, добро и зло или другие какие-то противоположности. Здесь конечно они чувствуются как два женских начала, которые борются за одно мужское начало. Это две противоборствующие силы, которые пытаются его завоевать. Это соперничество видно в движениях, в хореографии, в корпусе, в жестах солисток заметно что они друг друга отрицают, чтобы показать себя выше. Нужно эмоционально прочувствовать это противодействие. И конечно когда Аюханов ставил этот балет, он сам танцевал мужскую партию и танцевал он гениально, это было очень завораживающе, — рассказала Гульфида Гафурова.
Стоит отметить, что наш город – это родина Булата Аюханова и многие артисты труппы родом именно из нашего города, а выступление в родном городе это всегда очень волнительно. С гастролями в Семей приехало порядка 40 артистов, технический персонал, административные сотрудники.
Заслуженный деятель Республики Казахстан Гульфида Гафурова подчеркивает, что работа труппы заключается в том, чтобы отдать людям частичку себя, свою энергетику и чтобы человек эту эмоцию получил, пережил и если он вышел из зала и ощутил всплеск энергии, перехват дыхания, восприятие жизни в радостных, красивых цветах, значит все получилось. Ведь именно ради таких эмоций создаются классические произведения, которые позволяют пережить героям исключительные эмоции в небольшой отрезок времени, то, что в жизни человек может никогда не пережить, но очень нуждается в этом. Поэтому очень важно приобщаться к классике.
Виктория ДОНКОВЦЕВА