Состояние подвесного моста через реку Иртыш в Семее до сих пор в подвешенном состоянии. Накануне аким города Семей Бакытжан Байахметов встретился с представителями компании «ITOCHU Corporation в Казахстане» и «IHI Infrastructure System Co, Ltd», которые строили это сооружение. Они к вопросу ремонта подвесного моста отнеслись со всей серьезностью и готовы провести его детальное обследование.
Автодорожный мост через Иртыш был построен японской компанией «IHI Corporation», также в реализации проекта принимала участие турецкая компания «Аларко Алсим». Мост был принят в эксплуатацию в 2001 году. Высота его пилонов от земли составляет 98, 5 метра, длина — 1086 метров, вместе с прилегающими дорогами его протяженность — 14,5 км. Кроме того, здесь имеется пять инфраструктурных путепроводов, три подземных перехода и зоны отдыха под мостом. Проект финансировался в соответствии с договором о займе, подписанным между Республикой Казахстан и правительством Японии. Шесть полос автомобильного движения позволили разгрузить как старый мост, так и трассы внутри страны, и международные трассы, в том числе российскую трассу Омск — Новосибирск. Однако после постройки, мост не обслуживался, что привело к заметному ухудшению дорожного покрытия. Вызывает сомнение и нынешнее состояние подвесной конструкции. Недостаток финансирования работ по его содержанию и эксплуатации, отсутствие узко квалифицированных специалистов привели к разрушению дорожного полотна, коррозии металлических конструкций, неисправности лифтов, электрооборудования и электрических сетей, что признают и местные власти.
Поэтому визит в Семей представителей японской стороны был важен для решения этих вопросов. В ходе переговоров было сказано, что специалисты компаний «ITOCHU Corporation» и «IHI Infrastructure System Co, Ltd» намерены провести исследование моста. Начнутся работы с вырезки наружного покрытия центральной трассы. Мост будут вскрывать в шести разных участках, чтобы понять общее состояние покрытия и связывающих узлов. Ожидается, что данный вид работ будет завершен в течение двух месяцев. Взятые образцы будут отправлены для лабораторных исследований в Японию. Также для механической и химической проверки на предмет износа и коррозии будут взяты образцы кабеля (подвесных канатов).
— Представители компании заверяют, что вырезка образцов не скажется на безопасности передвижения по мосту: они будут заменены новыми, исключая попадание воды, пыли и песка. В целом, проверка состояния асфальтового покрытия и кабеля продлится до конца года. И только после этого можно будет определить объем работ и их сложность. По результатам обследования будет выдано заключение, на основании которого планируется разработать проектно-сметную документацию по ремонту моста. По предварительным прогнозам, приступить к проектированию можно будет к концу года, — сообщает глава города Семей.
Немаловажный вопрос: кто будет проектировать? Как отмечают эксперты, если это зарубежная компания, то надо учесть необходимость адаптировать проект к местным условиям. Кроме того, итоги работ должны соответствовать казахстанскому законодательству, поэтому обязательным должно быть заключение наших, казахстанских специалистов.
— Также акцентировал внимание иностранной делегации на важности промежуточного ознакомления с ходом работ, чтобы при необходимости, вносить корректировки с учетом местной специфики. Ожидается, что на проектирование понадобится не менее шести месяцев, — говорит Бакытжан Байахметов. — Вопросы финансирования будут решаться в конце следующего года или в 2024 году. И тогда же будет принято решение, какая часть проекта будет финансироваться японской стороной, а какая — казахстанской.
Отрадно, что Правительство Японии считает себя ответственным за работу своей компании и готово оказать и финансовую поддержку. К слову, предстоящая инспекция моста тоже будет проводиться бесплатно: в конце прошлого года министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Правительства Японии выделило средства для технико-экономического обоснования по надлежащему восстановлению подвесного моста на реке Иртыш. Такова политика Страны восходящего солнца: следить за состоянием всех построенных в мире японскими компаниями мостов, и при необходимости, оказывать дальнейшую поддержку.
Нурай БАЙТОРИНА