Сотрудниками Централизованной библиотечной системы города Семей при поддержке ГУ «Отдел культуры и развития языков» проведен урок искусства «Музыкальный мир Еркегали Рахмадиева», посвященный 90-летию композитора.
— Еркегали Рахмадиев – ярчайшая фигура начала XX века, значение которой для казахстанского искусства сложно переоценить. Будучи выдающимся казахским композитором, он стал олицетворением целой эпохи в музыкальном искусстве, — отмечают специалисты библиотеки.
В начале урока они рассказали о жизни и творчестве, музыкальном таланте Еркегали Рахмадиева.
Есть такое родовое предание: предку Еркегали Рахмадиева в седьмом колене Орману привиделся во сне седоволосый старец, спросивший его: «Что бы ты хотел иметь в жизни – богатство, табуны жеребцов, отары овец или дар красноречия, талант к искусствам?». Говорят, Орман, не задумываясь, выбрал второе: «Ты лучше одари меня и весь мой род даром красноречия, талантами в искусстве». Так оно и случилось.
Еркегали Рахмадиев родился 1 августа 1932 года в ауле № 9 — село Мадениет в Аягозском районе. В 1952 году окончил Алма-Атинское музыкальное училище им. П. Чайковского, отделение народных инструментов и историко-теоретическое, в 1957 году — Казахскую консерваторию им. Курмангазы по классу композиции у Е.Г. Брусиловского. В 1957—1958 годах занимался на курсах повышения квалификации при Союзе композиторов СССР у Г. Литинского и Ю. Фортунатова в Москве.
В 1949—1952 годы он преподавал музыку в Женском педагогическом училище Алматы, с 1958 года был заведующим фольклорным кабинетом при Казахской государственной консерватории им. Курмангазы, с 1959 года — художественный руководитель «Казахконцерта» Казахской филармонии. Был он и начальником главного управления по делам искусств министерства культуры КазССР, старшим преподавателем консерватории им. Курмангазы, директором Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая, а с 1967 по 1975 год — ректором Казахской государственной консерватории им. Курмангазы. При независимом Казахстане был министром культуры РК, затем занимался творческой и педагогической деятельностью.
Последние годы жизни жил и работал Еркегали Рахмадиев в Астане, куда приехал по приглашению президента. Работая консультантом Национального оперного театра им. К. Байсеитовой, оказывал поддержку в развитии оперного искусства Астаны, преподавал композицию студентам и аспирантам в Казахской национальной академии музыки, был профессором университета.
Еркегали Рахмадиева называют живым классиком, последним представителем «могучей кучки» казахских композиторов, столь ярко проявившихся в музыкальном искусстве последней трети прошлого века – Куддус Кужамьяров, Газиза Жубанова, Сыдык Мухамеджанов, Еркегали Рахмадиев. Они достойно унаследовали высокий творческий дух, профессиональную требовательность и мастерство корифеев, своих педагогов – Евгения Брусиловского, Ахмета Жубанова, Латифа Хамиди, Мукана Тулебаева.
Помимо выдающегося вклада в развитие национального оперного искусства, Е. Рахмадиев известен как создатель нового жанра симфонического кюя, его оркестровые сочинения в этом жанре «Дайрабай» и «Кудаша-думан» музыковеды относят не только к вершинным творениям их создателя, но и всего музыкального искусства Казахстана.
Поражает количество созданных маэстро произведений во многих жанрах, крупных и малых формах. Конечно, тому способствовал прежде всего государственный заказ и общественная востребованность. Но и творческая энергия мастера при огромной общественной и административной занятости впечатляет. Среди созданного им есть произведения воистину прекрасные, словно в благодарность автору за творческое бесстрашие и плодовитость уже десятилетия сверкающие в его музыкальном наследии.
В произведениях Рахмадиева основное место отводится героико-патриотической теме. Композитор в своем творчестве мастерски использовал богатое наследие казахской народной музыки и достижения классического музыкального искусства. Также было отмечено, что родился он на земле выдающихся деятелей казахской культуры — Абая, Шакарима, Ауэзова. В завершении мероприятия рассказывая о наградах и популярных произведениях, библиотекарь отметила, что все произведения автора продолжают интересовать многочисленную публику далеко за пределами Казахстана и звучат во многих странах Европы, Азии, Америки.
Марина ФАЛЬБЕРГ