В своем новогоднем обращении к казахстанцам глава государства Касым-Жомарт Токаев сообщил о том, что 2022 год станет Годом детей. Президент подчеркнул, что детям надо уделить особое внимание, ведь их благополучие – надежная гарантия успешного будущего Казахстана. Все мы когда-то были детьми и именно из детства идут все те увлечения, привычки, которые остались с нами во взрослой жизни.
В августе весь Казахстан праздновал День Абая и сейчас речь пойдет именно о нем. Весь мир знает Абая как великого поэта, мыслителя, основоположника казахской поэзии, композитора и просветителя. Но кому, как не нам, его землякам, нужно узнать, каким Абай Кунанбаев был ребенком, чем увлекался, в какой среде рос, как учился познавать окружающий мир?
Будущий поэт появился на свет 10 августа 1845 года в урочище Жидебай в Чингизских горах, которое находится в 180 км от Семея, в семье влиятельного бия Кунанбая Оскенбаева и одной из его четырех жен Улжан. При рождении мальчика назвали Ибрагим. По легенде, этому имени предшествовал вещий сон Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя рода тобыкты – мыслителя и философа Анет Баба Кишикулы, который произнес имя пророка Ибрагима. Но за мальчиком прочно закрепилось и вошло в историю прозвище Абай, что в переводе на русский язык означает «осторожный, внимательный», которым называла любимого внука мать Кунанбая – Зере.
Именно бабушка оказала огромнейшее влияние на воспитание Абая. Она растила его с ранних лет, внимательно следила за его развитием и первыми проявлениями характера. Будучи большим знатоком народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, поэзии, стала его первым воспитателем и учителем. Именно она ограждала внука от неосторожных и дурных поступков, прикладывала все усилия, чтобы не ожесточилось сердце мальчика. Во многом благодаря бабушке Абай полюбил устное народное творчество. Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка, с большой нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая. И он сумел оценить, какой чудесной рассказчицей была Зере. Она говорила увлекательно, захватывающе, целиком овладевая вниманием слушателя.
Второе дорогое имя, связанное с детством великого поэта –Улжан, его родная мать, к которой часто обращался Абай, когда бабушка уставала или была занята. Она происходила из богатого и знатного подрода шаншар, происходящего из рода каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми розыгрышами. И Улжан не уступала своим родственникам в острословии, она помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов и рассказывала все это своему сыну. Такие качества великого поэта, как остроумие, способность в саркастической форме высмеять людские недостатки, как раз и унаследованы Абаем по материнской линии.
Во многом как раз под влиянием бабушки и матери Абай и встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Конечно, нельзя приуменьшить и влияние отца – Кунанбая. Он как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремленность, справедливость, гуманизм. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца. Кунанбай был влиятельным управителем рода тобыкты, хорошим знатоком русского языка, который общался с представителями передовой русской интеллигенции. У Кунанбая была богатая библиотека, состоявшая из книг на арабском, персидском и тюркских языках, которые и читал мальчик, всегда тянущийся к знаниям.
Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ. В их доме всегда с радушием принимали разных гостей, начиная знаменитыми казахскими акынами, заканчивая даже иностранными гостями. Абай получал знания о Степи через народную мудрость, обычаи и правила, по которым они жили. Он был свидетелем многих судейств по сложным спорам между людьми и другими племенами. Подражая с юных лет гостям дома – акынам, поэтам, ораторам устного рассказа, впитывая в себя образцы народного творчества, Абай начал сочинять свои первые стихи.
Пожалуй, именно семейная обстановка и сыграла решающую роль в формировании мировоззрения Абая.
Начатое в детстве домашнее обучение у местного муллы было продолжено Абаем в Семипалатинске, в медресе Ахмета-Ризы, где он активно занимается изучением арабского и персидского языков. Можно сказать, что здесь и начался творческий путь Абая. За три года, проведенных в медресе, Абай в совершенстве познает историю и философию, язык и поэзию Востока. Одновременно не по годам смышленый мальчик посещал русскую школу вместе с детьми военных и чиновников, служивших в Казахстане. Абай около четырех месяцев обучался в русской школе и закончил годичный курс на «отлично».
Все это говорит о том, что детство Абая прошло в теплой семейной атмосфере любви к нему, постоянном обучении и воспитании его человеком просвещенным, целеустремлённым, справедливым. И написанные впоследствии уже взрослым Абаем произведения как раз и вдохновляют подрастающее поколение на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию культуры.
Дарья КАЛИВОШКИНА,
сотрудник областного историко-краеведческого музея города Семей