Продовольственная безопасность – важная часть государственной политики. Производство казахстанских продуктов помогает быть свободными от скачков курсов валют и других потрясений экономики и позволяет пополнить казну в определенных условиях. К примеру, в Семее сейчас работает маслоэкстракционный завод ТОО «Qazaq Astyq Group ». Предприятие рассчитано на производство нерафинированного подсолнечного масла как на внутренний рынок для заводов рафинации, так и на экспорт, что позволяет получать валютную выручку и, соответственно, скачки курсов валют в определенных случаях существенно помогают экономике. Сейчас производство успешно продолжает осваивать зарубежные рынки, строить планы на будущее и реализовывать намеченное. Отрадно, что создание современного завода позволяет не только предоставлять семейчанам рабочие места, но и осваивать территории закрывшегося в свое время предприятия.
Как все начиналось
В свое время предприятия «Таймас» и «Семей су» занимались выпуском различных напитков, алкогольной продукции. Затем производственные площади предприятия пустовали. В 2019 году началось строительство маслоэкстракционного завода Qazaq Astyq Group в Семее. Строительные работы продолжались на протяжении двух лет.
Маслоэкстракционный завод – это завод полного цикла, включающий все этапы от приемки сырья до выхода готовой продукции. На предприятии используется итальянское зарубежное оборудование, которое соответствует последнему слову техники. Как говорил в 2020 году технический директор завода Анатолий Добрянский, благодаря программе Правительства Республики Казахстан по поддержке бизнеса с помощью государства предприятие получило первое кредитование на оборудование. Здесь применены новейшие технологии, ориентированные на защиту экологии и утилизация отходов производства.
Завод создавался тогда еще в Восточно-Казахстанской области, руководство региона подчеркивало, что строительство предприятия с такими мощностями позволит аграриям решить вопрос рынка сбыта подсолнечника и даст определенный мультипликативный эффект. Ожидалось, что завод поможет полностью решить вопрос аграриев со сбытом масличной продукции внутри области и перекроет отток сырья за рубеж.
– Создание завода – это как раз конкретная реализация поручения нашего президента Касым-Жомарта Токаева. Продукция предприятия позволит решить проблемы не только Казахстана, но и Китайской Народной Республики, Российской Федерации и она, как мультипликатор, поспособствует тому, что будут развиваться посевные площади. Прекрасный пример, когда наши бизнесмены вкладывают свои инвестиции в развитие не только регионов. Такие перерабатывающие объекты пищевой промышленности – это вклад не регионального уровня, а государственного. Кроме этого, на предприятии будет создано более 200 новых рабочих мест, – неоднократно отмечал аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов.
В 2021 году на предприятии приступили к пуско-наладочным работам. Тогда же компания Qazaq Astyq Group столкнулась с нехваткой сырья подсолнечника и «вышла в поле». В апреле 2021 года было принято решение сформировать зону по выращиванию сырья, в частности – семян подсолнечника, в результате чего была оформлена аренда земли сельскохозяйственного назначения в количестве 43 000 га, а уже в мае того же года был начат посев, исходя из севооборота семян подсолнечника. На данный момент там расположены посевы других сельскохозяйственных культур. В будущем планируется вновь засевать подсолнечник. То есть имеется перспектива наладить полный цикл производства – от выращивания подсолнечника до получения готовой продукции.
Стоит отметить, что предприятия перерабатывающего сектора очень важны для развития экономики государства, поскольку они решают проблема внутреннего спроса рынка на нерафинированное масло и позволяют его выгодно продать зарубежным предприятиям. При этом государство имеет больший доход от таких сделок, нежели продавая сырье для изготовления масла, получает налоги и создает условия для трудоустройства жителей региона на новых рабочих местах.
В чем инновации?
Qazaq Astyq Group ушел от примитивных форм производства, где из подсолнуха выжимали масло, а жмых пускали на халву. На современном заводе с лучшим оборудованием из семечек извлекают максимальную пользу. Кроме подсолнечного масла здесь производят шрот – высокопротеиновый корм для скота, гранулированную лузгу – экологически чистый вид топлива, востребованный в Европе, а также фосфатидный концентрат, который используется в косметологии и в пищевой промышленности.
Особо интересный объект – котельная, расположенная на территории предприятия. Она уникальна. Это пока единственная котельная в Семее, которая отапливается экологически чистым топливом – лузгой от семечек. По сути, данный завод – безотходное экологически чистое производство. Легкий дымок от лузги едва виден, он не имеет твердых частиц, поэтому в отличие от угля практически не приносит вреда окружающей среде. Котельная производит пар и это практически сердце завода. Не будет пара — производство остановится.
Кроме этого, завод расположен на территории некогда известного завода по выпуску напитков «Таймас», которая простаивала пустующей несколько десятков лет и сейчас планомерно возвращается в строй. В частности рядом с предприятием есть несколько законсервированных в свое время помещений по розливу напитков, которые в дальнейшем планируют вновь ввести в оборот.
На данный момент на заводе работают 340 человек. Для сотрудников созданы хорошие условия – стабильная зарплата, бесплатное питание в заводской столовой, бесплатный подвоз на автобусе.
Оснащение
На территории предприятия есть своя котельная, а также служба пожаротушения с приобретенной пожарной машиной и нанятой бригадой. Имеются железнодорожные линии отгрузки сырья и товара, ряд лабораторий, современная весовая, куда заезжает машина с сырьем на специально огороженную территорию за пределами завода, где проводят все необходимые исследования. С каждого борта дистанционно производится забор материала в шести разных местах, далее он передается в лабораторию, где определяется сорность, влажность, масличность и масленичность. Если все четыре параметра соответствуют потребностям завода, то машина запускается на территорию для отгрузки.
– Если какие-то параметры не соответствуют, то коммерческие структуры завода отрабатывают этот вопрос. Если выявляется зараженность насекомыми, то мы можем провести фумигацию, на это нужны определенные средства, вопрос решается с поставщиками из числа крестьянских хозяйств. Если выявляется серьезная зараженность подсолнечника, то машина на территорию завода не заезжает, – рассказал генеральный директор Qazaq Astyq Group Николай Ушаков.
Также на территории завода есть хорошо оснащенная современная лаборатория, производственные цеха, цех внутренней гидратации и сушки фосфатидов, диспетчерская, из которой ведется управление техническим процессом производства, комната хранения образцов продукции и другие производственные помещения.
Производственные площади предприятия поражают и размерами, и оснащением. Территория завода составляет 30 га, задействовано на сегодняшний день 17 га. Из зданий работавшего здесь когда-то завода был восстановлен старый элеватор, механические, слесарные, бытовые цеха, душевые, другие помещения для персонала. Был произведен капитальный ремонт этих площадей. На этапе строительства было вложено порядка 13 млрд тенге.
Предприятие в дальнейшем планирует запустить цех по производству очищенного ядра подсолнечника на 100 тонн, цех рафинации и розлива масла. Сейчас предприятие реализует шрот – высокопротеиновую добавку в корм животным для наращивания массы в такие страны как Узбекистан, Таджикистан, Латвия, Дания. Также завод занимается и производством гранулированной лузги, которая является одним из видов топлива. Государство поддерживает такую востребованную отрасль, как перерабатывающая промышленность. Субсидируется покупка нового оборудования, определенный лимит логистики на экспорт.
Когда будем покупать свое масло?
Жителей Семея в соцсетях и комментариях к новостям о маслоэкстракционном заводе, как правило, волнует ряд вопросов: когда мы будем готовить на своем масле, произведенном в области Абай, почему продукция местного завода идет на экспорт?
Изначально маслоэкстракционный завод Qazaq Astyq Group создавался как производство, ориентированное на экспорт. Более того, одним из условий финансирования было то, что предприятие будет приносить государству валютную выручку. Маслоэкстракционный завод производит нерафинированное масло. Есть ли опасность, что все нерафинированное масло уйдет за рубеж и казахстанским предприятиям, которые его производят, не хватит сырья? Действительность такова, что мощности перерабатывающих заводов в Казахстане ограничены, отмечают специалисты. Потребность внутреннего рынка составляет порядка 18 тысяч тонн в месяц. Больше при всем желании производства по рафинации масла не в состоянии переработать. Всего в Казахстане производится 45-47 тысяч тонн нерафинированного масла. С возрастанием площадей под посевы и увеличением мощностей переработки эта цифра может вырасти до 56-60 тысяч тонн в месяц.
– Почему завод не продает населению нерафинированное масло? Можно же, в конце концов, сделать исключение, продавать на разлив масло небольшими партиями социально уязвимым слоям населения? Но для этого нет технологических возможностей. Производство рассчитано на крупные партии. Единственный шанс, чтобы наше масло дошло до местных потребителей – это построить линию по производству рафинированного масла. Сейчас этот вопрос активно прорабатывается. Поскольку мы понимаем, что нужно выходить на рынок, доводить свою продукцию до потребителя. Для этого нужно реализовывать проект по рафинации масла. По предварительным подсчетам на это потребуется 10 млрд тенге. Это при том, что маслоэкстракционный завод планирует использовать здания «Семей су». Так, в здании завода по брожению борды после реконструкции разместится цех рафинации масла, в цехе по переработке спирта – хранилище масла, в складских помещениях – линия розлива, – рассказал генеральный директор Qazaq Astyq Group Николай Ушаков.
По словам руководства, к строительству можно будет приступить, когда снизится кредитная нагрузка на предприятие. В 2027 году полностью завершится первая кредитная линия, которая открывалась на строительство маслоэкстракционного завода. В 2024 году предприятие планирует возобновить реализацию проекта по рафинации масла. Тогда же планируется отработать с финансовыми институтами такую же кредитную линию, какая была у завода – два года кредитных каникул и пять лет на возврат.
– В 2024-2025 годах планируем построить. В планах, чтобы население увидело наше масло уже в 2025 году. Но это планы и на них могут повлиять многие факторы. Параллельно планируем запустить линию розлива лимонада, возможно, минеральной воды. Ищем инвестора. До инвестора доводим, что есть подходящая инфраструктура – лимонадный цех «Семей су». Производство рафинированного масла и линия по розливу прохладительных напитков – два разных направления, два проекта, которые могут вестись одновременно, – уточнил Николай Ушаков.
Насколько это выгодно?
Оценивая все факторы производства рафинированного подсолнечного масла на данный момент, коммерческий директор предприятия Александр Буженица отмечает, что сейчас в Семее довольно много небольших предприятий, занимающихся реализацией своего нерафинированного масла населению. Тем не менее, это направление не пользуется ощутимо большим спросом. Хотя с патриотической точки зрения это тоже наше масло, изготовленное в области Абай. Нерафинированное масло производят, по сути, мини-заводы, которые приобретают сырье за наличный расчет, не содержат большой штат рабочих и могут предлагать более выгодную цену населению.
– Когда мы в день делаем 450 тонн масла продавать его бутылками очень затратное и не рентабельное дело. Для процесса рафинации необходимо закупить современное оборудование, привезти его и установить. Даже примерно подсчитать стоимость необходимого оборудования проблематично, поскольку после переговоров поставщик может через несколько дней позвонить и сообщить новую цену. Рассматривая данный вопрос, мы помним, что речь идет о далекой перспективе, – уточнил коммерческий директор предприятия Александр Буженица.
Создать сейчас цех рафинации стоит порядка 500 тысяч долларов. Предварительно создается проект, оборудование изготавливается под заказ спустя девять месяцев с момента первого платежа. Таковы условия данного рынка. В Европе срок изготовления занимает год и два-три месяца, сама логистика занимает до трех месяцев. Также потребуются определенные затраты на брендирование продукции, решение различных технических моментов, логистических вопросов и других факторов, требующих определенных финансовых затрат при создании нового бренда рафинированного масла.
Кроме этого, можно отметить, что жители региона и так в различной мере используют продукцию предприятия, поскольку нерафинированное масло покупают отечественные заводы. Также продукцию маслоэкстракционного завода оптовыми партиями приобретают заводы Павлодарской, Карагандинской и других областей и она содержится в казахстанских соусах, майонезе, шоколаде и других продуктах, содержащих в своем составе подсолнечное масло.
Взаимоисключающие понятия
Чтобы снизить цену на растительное масло, чиновники установили квоты на его экспорт. Мощности маслоэкстракционного завода ТОО «Qazaq Astyq Group» рассчитаны на производство 10 000 –12 000 тонн нерафинированного растительного масла в месяц. Согласно квотам завод может продать за рубеж не больше шести тысяч тонн в месяц. А на деле этот объем может сокращаться на одной-двух тысяч тонн. При этом предприятие изначально создавалось как ориентированное на экспорт. Более того, одним из условий финансирования было то, завод будет приносить государству валютную выручку.
– Если бы мы могли торговать без всяких ограничений, наше производство было бы загружено на полную мощность, государство увеличило бы валютную выручку. Но наше министерство сельского хозяйства предпочло ввести квоты на экспорт. Теперь просто подсчитайте, сколько потеряла наша страна, если учесть, что тонна масла в среднем стоила 1500 долларов? В Казахстане столько нерафинированного масла не нужно. Мощности перерабатывающих заводов в Казахстане ограничены. Потребность внутреннего рынка – 18 тысяч тонн в месяц. Больше при всем желании производства по рафинации масла не в состоянии переработать. А всего в Казахстане производится 45-47 тысяч тонн нерафинированного масла. С возрастанием площадей под посевы и с увеличением мощностей переработки эта цифра может вырасти до 56-60 тысяч тонн. Как видите, масла с лихвой хватило бы и на экспорт, и на внутренний рынок. Министерству сельского хозяйства нужно разрабатывать рычаги для поддержки перерабатывающей промышленности, а не ставить заслоны в виде квот на экспорт, – рассказал коммерческий директор маслоэкстракционного завода Александр Буженица.
Квоты на экспорт в Казахстане установили в прошлом году. Цена на масло упала до 1300 долларов за тонну во всем мире в июле, потому что Индонезия вывела на рынок весь объем пальмового масла, который у нее накопился во время месячного запрета на вывоз. Рухнувшие цены на пальмовое масло потянули за собой вниз и цены на другие виды масел, включая подсолнечное.
– Разве наши чиновники не знают об этих вещах? Знают! Но при этом упорно продолжают пытаться сдержать цены на социально значимые продукты с помощью запретов на вывоз. А это неминуемо может привести к упадку перерабатывающей отрасли, — отмечает Александр Буженица.
Кроме этого, руководство завода считает, что для экспорта сырья, в данном случае – семечек подсолнечника, нужны ограничения. Квоты не дают необходимого результата. Но можно ввести пошлины на экспорт, как это делают в России и в других странах мира.
Чем пошлины выгоднее квот?
Новый министр торговли и интеграции выступил с заявлением о том, что в нашей стране сырье будет оставаться, выходить только в виде готовой продукции. Производители надеются, что правительство примет не заградительные меры, не уйдет от квотирования, а придет к пошлинам.
– Пошлины дают ряд преимуществ. Во-первых, это уже открытый рынок и их введение задаст темп работы предприятию. Это позволит понизить цену на внутреннем рынке. Мы видим исторически, что в России заградительные пошлины помогли наполнить казну и обеспечить внутренний рынок продукцией намного дешевле, чем экспортный рынок. А сдерживание приводит, как правило, к тому, что предприятие запустилось, отработало и остановилось. Тогда производители изыскивают какие-то возможности для того, чтобы продать продукт, потому что внутренний рынок не готов к такому количеству масла, — говорит коммерческий директор маслоэкстракционного завода Александр Буженица.
Таким образом, на протяжении долгого времени предприятие работало на склад с довольно неритмичными отгрузками.
– Первые поставки мы отгружали в Китай в апреле. Мы сделали ударные 7000 тонн. Потом квоты не было, мы повторно сделали уже в июле 8000 тонн. За этот год мы смогли освоить четыре направления, выйти к Черному морю, в Китай, Новороссийск, Среднюю Азию – Таджикистан, Узбекистан, вышли к Балтике. Это позволяет эффективно выбирать продажи. Мы видим значительный рост новых мощностей. По прогнозам выйдем на 60 000 тонн производства сырого масла внутри страны на следующий маркетинговый год, а потребление, как ни странно, не растет, – уточняет Александр Буженица.
Сельхозпроизводителям проще и понятнее продать сырье за наличный расчет. Так сырье продается и на зарубежный рынок. Завод рассчитывается безналичным расчетом, поэтому специалисты отмечают, что введение пошлин может стать сдерживающим фактором, чтобы сырье не вывозили из страны, а продавали уже переработанным, что станет существенным плюсом для отечественной экономики. Турция, Румыния, Украина, Россия с успехом применяют этот опыт.
– К примеру, если Узбекистан планирует закупить партию казахстанского подсолнечника, то покупает и платит установленную пошлину в бюджет Казахстана. Нужно помнить, что развитые страны экспортируют не сырье, а переработанную продукцию. В результате НДС остается в стране, уровень жизни граждан повышается, – отметил Александр Буженица.
Рынок диктует свои правила и борьбу себестоимости в условиях рыночной экономики никто не отменял. В этой связи товаропроизводители надеются, что в случае введения пошлин будет возможность продавать большие партии нерафинированного масла за рубеж и планомерно повышать производственную мощность предприятия.
Виктория ДОНКОВЦЕВА