Мой отец Койлыбай Оразбеков – кадровый офицер-фронтовик, партийный и государственный работник — в 1982 году в газете Абайского района «Совхоз туы» за №147 от 9 ноября, на второй странице опубликовал свои воспоминания под названием «Өмірімдегі ұмытылмас екі сәт» («Два незабываемых момента в моей жизни»). В первой части он описал торжественную встречу с однополчанами в Москве в 1982 году по случаю 40-летия орденов Ленина, Красной Звезды и Суворова 73-й Новозыбковской стрелковой дивизии, на которой был единственным представителем из Казахстана.
Тогда и узнал, что в Орловской области стоит именной мемориальный обелиск на месте тяжелых сражений батальона, в котором он был комиссаром. Надпись гласила: «Здесь, в июле 1943 года, батальон капитана Михалева Н.А., зам. командира батальона по политической части капитана Оразбекова К., вели кровопролитные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Вечная слава героям!».
Также в Орловском областном музее Славы находятся его фотографии и документы; имеются данные о нем и фотографии в музее боевой славы дивизии в московской школе № 288 Бабушкинского района. Боевой товарищ, известный фронтовой фотокорреспондент Марк Гринберг поведал, что в знаменитой книге Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» помещена фотография его батальона в походном строю, где в первых рядах шагает с солдатами и он, боевой комиссар. Фотография подписана строками из стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Журналист из Липецка Светлана Левыкина-Марченко написала о нем поэму «Комиссар Оразбеков» (из двадцати трех четверостиший).
На торжественном собрании, где он сидел в президиуме и выступил с речью, бывшие сослуживцы-лейтенанты, ставшие генералами (один был из Генштаба), преподавателями высших военных учебных заведений с учеными степенями, увидев его, обращались к нему: «Мой комиссар». В частности, трогательным был эпизод, когда все собравшиеся в зале ожидали важного чиновника из Генштаба СССР. В зал торопливо вошел генерал-майор и по приглашению председателя заседания, поднявшись к президиуму, вдруг остановился и громко воскликнул: «О, Оразбеков, мой отважный комиссар! И ты здесь!». Поняв, что отец его не узнает, он сказал: «Ты, что, не узнал меня? Я же начальник штаба минометного батальона, старший лейтенант Рачек!» – «Ох, Ванюша!» – и они обнялись под аплодисменты зала.
В 1943 году Койлыбай Оразбеков был представлен на звание Героя Советского Союза, но по каким-то причинам не получил. Во время встречи с однополчанами его избрали членом в Совет ветеранов дивизии. К 40-летию Победы комитет Совета ветеранов принял решение повторно ходатайствовать перед правительством о присвоении звания Героя Советского Союза. Отважный в бою, но человек скромный в жизни, возможно, затянул со сбором документов, либо помешал развал Союза, но награду он не получил.
Душу фронтовика и принципиально честного партийного руководителя всколыхнули эти трогательные события в Москве. Это – первый эпизод его воспоминаний.
Вторым незабываемым и впечатляющим событием стали эпизоды встречи и бесед с ученым-академиком и писателем Мухтаром Ауэзовым в его родном ауле. Встреча эта состоялась в августе 1945 года в Карауле Абайского района во время юбилейных торжеств, посвященных 100-летию великого поэта казахского народа Абая Кунанбаева. Отец приехал 25 августа в отпуск после победного окончания Великой Отечественной войны. На следующий день с двумя товарищами – Каусом Кузенбаевым, заведующим организационным отделом районного комитета партии, и Кусаином Алимжановым, первым секретарем районного комитета комсомола, верхом на лошадях отправились в местность Бидайик, где проходили юбилейные мероприятия (они продолжались пять дней).
На столетний юбилей Абая приехал Мухтар Омарханович Ауэзов, выдающийся писатель эпохи, родившийся на Шынгысской земле. Сначала Койлыбай Оразбеков отдал салем Мухтару Ауэзову, затем одному из уважаемых аксакалов района Балтакаю Толганбаеву (старший брат Айткеша Толганбаева, фронтовика, первого профессионального скрипача-казаха, основоположника профессиональной скрипичной школы Казахстана), перед войной давшему ему рекомендацию для вступления в члены КПСС; первому секретарю райкома партии Харису Мукамедиярову, затем приехавшим гостям Абайской земли – видному писателю и драматургу Габиту Мусрепову, ученому и критику-литературоведу Есмагамбету Исмаилову, известному в мире борцу Кажымукану Мунайтпасову, побеседовал с Ляйлей Мухтаровной Ауэзовой, дочерью писателя.
Через два дня Шыныбек Оразбеков – старший брат отца, фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, пригласил в гости Мухтара Ауэзова и сопровождавших его лиц – дочь Ляйлю, Габита Мусрепова с дочерью, Есмагамбета Исмаилова и других.
(В семье Оразбековых пятеро братьев воевали на различных фронтах Великой Отечественной войны, один из них погиб, старший вернулся без ноги. Шыныбек Оразбеков (1903–1988) после войны возглавлял различные учреждения, последние 20 лет жизни – начальник районного собеса, был знаком с Мухтаром Ауэзовым, его жена Макен Габдуллина (1916–1984) – внучка Габитхана Габдыназарулы (1835–1932), знаменитого муллы аула Кунанбая, учителя и наставника Абая. Ее считали своей родственницей правнучки Абая, внучки Магауи – Ишагы (Ишан) Жагыпаркызы и Казель (Газель) Жагыпаркызы Магауина, они поддерживали связь с ней и ее детьми).
В своих опубликованных воспоминаниях Койлыбай Оразбеков пишет, что теплые слова благодарности, услышанные им из уст Мухтара Ауэзова, – это незабываемый миг в его жизни.
Дело в том, что после обеденного угощения, по просьбе Мухтара Омархановича, отец повел дочерей писателей на Караул тобе (небольшая одиночная гора Караул) поохотиться на зайцев. У девушек было двуствольное ружье. После горы Караул посетили место, где находился старый Заготскот, но не встретили никакого зверья. Когда вернулись домой, Мухтар Ауэзов, смеясь, сказал: «Не беда, что ничего не встретилось. Зато дети хорошо погуляли и прибыли в приподнятом настроении. Спасибо, Койлыбай!» И отец завершает приятные воспоминания фразой: «Эти слова именитого писателя до сих пор как будто звучат в моих ушах».
Койлыбай Оразбеков (1918–1997) — уроженец Абайского района (Шынгыстау). Трудовую деятельность начинал в Абайском районном комитете комсомола. Перед войной вступил в КПСС, в 1940 году призван на службу в армию и направлен в Сталинградское военно-политическое училище, где в связи с начавшейся войной сократили курс учебы и отправили на фронт в звании лейтенанта. Войну закончил в звании капитана, имеет несколько военных орденов (орден Красного Знамени, дважды орден Великой Отечественной войны, орден Красной Звезды), семь благодарственных писем Верховного главнокомандующего СССР И.В. Сталина и множество военных и трудовых медалей, – всего 25 наград. После войны работал в военкоматах, а окончив Алма-Атинскую высшую партийную школу, занимал руководящие должности в райкомах партии, возглавлял колхозы в период освоения целины. Пенсионер республиканского значения, возглавлял Совет ветеранов войны и труда Аягузского района.
В начале 80-х годов прошлого века в пристройке рядом с домом оформил «Уголок боевой славы» (история его дивизии, фронтовые фотографии и награды), к нему приходили школьники, ветераны войны и слушали его рассказы о войне. Опубликовал десятки воспоминаний о сражениях и боевых товарищах, о встречах с известными людьми, в частности, с Мухтаром Ауэзовым и Шакаримом Кудайбердиевым, которые были опубликованы в казахстанских и российских газетах, а также в журнале «Абай». О нем опубликованы статьи с фотографиями в книгах ветеранов-фронтовиков «Елі ерлерін ұмытпайды» Абайского района (2015) и «Майдангерлер–2» (2021) Аягозского района.
Родственник деда Койлыбая – Оразбай – был другом Абая в юности, но потом они стали врагами. На старости лет они примирились, а их внуки породнились. Оразбай выразил просьбу Абаю, чтобы их внуки были сосватаны с колыбели для скрепления их дружбы. Позже Абай пожелал, чтобы внучка Акылия (Акыш), дочь сына Турагула, по достижении совершеннолетия вышла замуж за внука Оразбая – Санияза, сына Медеу Оразбайулы (Медеу, по совету Шакарима и Мухтара Ауэзова в 1924 году построил и открыл первую школу в Абайском районе). Именно на их свадьбе в урочище Ералы, в местности Ой-Кудык, где находился аул Айгерим, любимой жены Абая, в 1917 году Мухтар Ауэзов поставил первый спектакль в степи «Енлик-Кебек». Оразбай – один из персонажей в романе Мухтара Ауэзова «Путь Абая».
Фатима Оразбекова,
педагог-ветеран ТарГУ имени М.-Х. Дулати, член Союза журналистов РК