Восточно-Казахстанская область всегда славилась развитой сферой сельского хозяйства, ведь именно это направление стало основой для экономики региона. Однако даже здесь имеются существенные проблемы. Например, в этом году таковой стала нехватка удешевленного дизельного топлива, что негативно сказалось на производительности сельскохозяйственных предприятий.
Удешевленное дизельное топливо предоставляется государством, но из-за проволочек в процессе отгрузки аграриям области приходится покупать его по рыночной цене. К слову, в начале сентября им пришлось столкнуться с тем, что специализированная техника простаивала, а урожай больше положенного оставался несобранным. Конечно, это отразилось на итогах уборочной кампании, что в дальнейшем сказалось и на сфере ценообразования.
В городе Усть-Каменогорск прошло заседание комитета агропромышленного комплекса регионального совета Палаты предприпримателей, где и обсуждалась данная ситуация. Основной целью был поиск путей ее решений, но, как стало известно недавно, к результатам это не привело.
– Уборочная кампания и заготовка кормов идет, но парадоксальная ситуация – мы приезжаем на заправку, где согласно приказу Министерства энергетики Республики Казахстан нам должны отпускать топливо по цене 260 тенге с лимитом 300 литров, но топлива просто нет, и мы вынуждены ехать на ближайшую заправку и покупать его по рыночной цене, – сообщил председатель Комитета агропромышленного комплекса Фарид Абитаев, передает oskemen. atameken.kz.
Проблема оптовых поставок удешевленного дизельного топлива затронула не только Восточно-Казахстанскую область, но и область Абай. У истоков такого явления стоит введение предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции. На данный момент более 30 субъектов бизнеса из двух областей суммарно вынуждены снизить производительность или расходовать средства сверх рассчитанных.
– В связи с введением приказа Министерства энергетики Республики Казахстан на регулирование цен на дизельное топливо государством, такие отрасли, как сельскохозяйственная, лесная, строительная и другие, столкнулись со следующей проблемой – установленный лимит на одну единицу техники не покрывает потребности предприятий, – отметил директор Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Кайрат Мамырбаев.
Сельское хозяйство является одним из самых мощных двигателей экономики в восточном регионе. Только вот на данный момент в двух областях наблюдается дефицит удешевленного дизельного топлипа. И поэтому без должных условий для продуктивности отрасли снижается ее производительность, эффектом домино сказываясь и на многих других сферах деятельности. Остается надеется, что это лишь одногодичная проблема, которая будет решена в ближайшее время, а не константа.
К слову, по информации Sputnik, за год стоимость горюче-смазочных материалов в Павлодарской области выросла на 11,2%, на 11% — в Северо-Казахстанской области и на 10,3% в области Абай. В целом по республике по итогам августа цены на ГСМ для личных транспортных средств выросли на 7,9% за год.
Как сообщает мониторинговая компания Energyprom.kz, в разрезе видов топлива бензин подорожал на 3,5% за год. В том числе бензин марки АИ-92 вырос в цене на 3,2%, АИ-98 — на 5,9%, АИ-95/96 — на 6,2%.
Дизельное топливо подорожало сразу на 35,5% за год, в том числе летнее — на 19%, зимнее — сразу на 55,9%.
В среднем по Казахстану в августе 2022 года розничная цена литра бензина марки АИ-92 составляла 178 тенге, АИ-95/96 — 210 тенге, АИ-98 — 232 тенге, летнего дизельного топлива — 238 тенге. Добавим, что по итогам января-июля текущего года Казахстан обеспечил себя бензином и дизтопливом на 99,98% и 99,25% соответственно. Производство бензина выросло на 5,1%, а дизельного топлива — на 9,2%. По дешевизне цен на бензин и дизельное топливо Казахстан среди стран СНГ уступает лишь Туркменистану.
Софья ЯНЦЕН