Город Семей – духовно-культурный центр Казахстана, хранящий в себе кладезь исторических событий, сохранившихся напоминаниями в виде многочисленных архитектурных памятников. И встретить их можно просто проходя по улице – для этого порой даже не приходится посещать музей. Так, например, пожарная каланча в Семее является памятником истории и архитектуры областного значения. О ней нашей редакции рассказал заведующий Музеем пожарной охраны города Семей Фархат Еркимбаев.
Наш город полнится музеями. Вот и при Специализированной пожарной части №1 имеется Музей пожарной охраны, в котором имеется множество самых различных экспонатов. Вниманию посетителей здесь представлена специальная техника, которая применялась много лет назад и применяется при тушении пожаров сейчас.
Сегодня музей насчитывает более шести тысяч экспонатов, многие из которых – личные вещи, подарки от ветеранов и пожарных. Особый интерес вызывает экспонат, который был разработан самими пожарными, сконструированный в 1987 году. Это макет телевизора – с пухлым экраном, вид которого так хорошо знаком каждому из нас. Внутри обустроена миниатюрная модель квартиры, в которой и происходит пожар. Сначала медленно загораются шторы, потом мебель и остается ждать только спасателей, срочно выехавших на помощь. Это не только наглядный пример того, почему нужно задуматься о безопасности, но и воплощение интересной задумки.
Но не обязательно даже заходить в музей, чтобы столкнуться с историей, соседствующей с современностью в городе Семей. Для этого достаточно обратить внимание на ближайшие здания – например, на здание, покрашенное в кирпично-красный цвет. И тогда перед вами возвысится пожарная каланча, существующая в нашем городе более века.
– На момент постройки, в апреле 1917 года, это было самое высокое здание на тот момент еще в Семипалатинске, откуда можно было увидеть весь город и вовремя заметить пожар. Высота каланчи составляет 20 метров, – начал свой рассказ Фархат Еркимбаев.
Изначально пожарная каланча была деревянная, а обнаружение пожаров не было ее единственным предназначением. Это было что-то вроде современного радио или телеканала, объявляющего о происшествиях и важных событиях.
– Пожарная каланча была своего рода маяком, а в лютые морозы, которыми отличалась семипалатинская зима, даже барометром. Именно с нее объявляли о том, что занятия в школах отменяются из-за погодных условий. Конечно, сейчас это кажется удивительным, потому что с этим нынче справляются социальные сети и средства массовой информации, – отметил Фархат Еркимбаев.
Конечно, наш город рос и развивался, менялись и здания, находящиеся в нем. Этажи соседних домов появлялись один за другим, а обзор с каланчи уже не был таким безукоризненным. И в 1923 году было решено построить новую, каменную, каланчу – ее строили четыре года и потратили приблизительно 78 тысяч рублей.
– Причем строительством каланчи занимались сами пожарные. С этой целью ввели другой режим работы – 48 часов работали, потом день отдыхали и день трудились на строительстве пожарного депо. Архитектором и руководителем строительства каланчи был Иван Алексеевич Богомолов, потомственный инженер-архитектор, – рассказал Фархат Еркимбаев.
Время шло, а надобность в пожарной каланче постепенно отпадала. В начале пятидесятых годов службу на каланче ликвидировали за ненадобностью. К этому времени город уже был достаточно телефонизирован, чтобы оперативно реагировать на пожар и без помощи постового.
Сохранность памятников архитектуры всегда была актуальной темой для наше- го города. Важно понимать, что именно благодаря их соседству с многочисленными многоэтажками, магазинами и ресторанами, город Семей обретают ту самую особенность, позволяющую ему быть духовно-культурным центром Казахстана, пронося историю сквозь века.
Софья ЯНЦЕН