Важный фактор развития государства. Сейчас, когда перед Казахстаном стоит задача по вхождению в тридцатку развитых стран мира, важно подходить под мировые стандарты в различных сферах, в том числе и в развитии цифровых технологий. В своем послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев указал цифровизацию, как один из путей решения системных проблем. Наша страна должна стать центральным цифровым хабом на значительной части евразийского региона. Для решения данной задачи нужно усилить и работу на кадровым потенциалом. Именно поэтому сегодня так актуальна тема цифровизации сферы образования.
Цифровые технологии окружают людей повсеместно: они есть в каждом современном доме, учреждении, на предприятиях, заводах, в больницах, школах, университетах. Они используются для создания дополнительной и виртуальной реальности, в робототехнике, для 3D-печати, в области искусственного интеллекта, здравоохранения, научных исследований, сельского хозяйства. Уже сейчас цифровизация активно применяется в таких сферах, как образование, здравоохранение, на крупных автоматизированных производствах, в финансовых операциях и других моментах.
Развитие информатизации в системе образования, автоматизация процессов управления образования, подготовка IT-специалистов – три «кита», основываясь на которых будет развиваться наша страна. Именно поэтому в последние годы развитию цифрового образования уделяется особое внимание. Цифровизация в образовании – это переход на электронную систему обучения. Такие учебные материалы как пособия, сборники упражнений, а также журналы и дневники начинают предоставЛяться в режиме онлайн.
ОЦИФРОВАТЬ КНИГУ — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в сентябре этого года провел заседание Высшего совета по реформам и обозначил задачи, которые стоят перед страной в сфере развития образования. Он отметил, что создание нормальных условий для получения образования – важнейшая задача государства.
— Очень много жалоб также поступает в связи с тем, что дети вынуждены носить большие и тяжелые рюкзаки с учебниками. Это, несомненно, негативно сказывается на здоровье детей. Поэтому считаю необходимым ускорить перевод учебных материалов в цифровой формат. В общем, речь о максимальной цифровизации всего процесса обучения, – сказал президент Касым-Жомарт Токаев на заседании совета.
И на сегодняшний день в качестве комплексной меры по решению проблемы «тяжелых рюкзаков», а также повышения уровня цифровизации в школах, предлагается использовать планшеты. Об этом сообщил министр цифровогоразвития и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин на заседании Правительства.
— Наше предложение – в 2023 году обеспечить более 400 тысяч первоклассников планшетами через механизм сервисной модели. Во-первых, при использовании сервисной модели, в отличие от прямого закупа снижается единовременная нагрузка на бюджет за счет распределения суммы контракта на четыре года, в течение которых ученик завершит обучение в начальных классах. Данная модель, уже активно используется операторами связи при продаже телефонов и планшетов населению и бизнесу. Во-вторых, по его словам, в рамках сервисной модели помимо услуги по аренде планшетов, будут закупаться услуги по обеспечению мобильным интернетом со специальным тарифом для школьников, а также сервисному обслуживанию для обеспечения бесперебойной работы планшетов. В-третьих, немаловажным фактором является возможность удаленного доступа к планшету для обновления списка разрешенных онлайн-ресурсов. Самое главное, в целях снижения зависимости от зарубежного производства, данный механизм будет доступен лишь отечественным производителям, — говорит Багдат Мусин.
Кроме того, электронные планшеты, которые будут предоставлены учащимся школ, дадут дополнительные возможности для обучения школьников.
Ранее родители школьников области Абай поднимали вопрос о равном доступе учеников к цифровым образовательным ресурсам, электронным дневникам, образовательным платформам, особенно в сельской местности, и физической нагрузке на детей из-за тяжелых рюкзаков. Теперь во время выдачи печатных учебников каждому школьнику будет прилагаться и планшет. Таким образом, у детей появляется дополнительный доступ к цифровым урокам, тренажерам, заданиям, а также возможность использовать в школе печатные учебники, оставлять их там же, а для выполнения домашних заданий и дополнительного обучения пользоваться электронными устройствами.
Отметим, если же школьник не захочет использовать планшет, то он имеет право отказаться и пользоваться только традиционными учебниками. Об этом заявили на официальных сайтах министерства просвещения.
— При наличии планшетов, у детей по- явится дополнительный доступ к цифровым урокам, тренажерам и заданиям. Для регионов со слабым покрытием интернета будет предусмотрена возможность офлайн использования с загруженным контентом, то есть, цифровыми уроками, заданиями, образовательными ресурсами и учебниками. Совместно с МЦРИАП планируем обеспечить учащихся электронными устройствами. Если по каким-либо причинам ребенок не захочет пользоваться планшетами, то он, как и всегда, может пользоваться традиционными учебниками и доступом к образовательным ресурсам из стационарных устройств. То есть, планшеты — не замена учебников, это дополнительный ресурс для обучения. Выбор остается за родителями и школьниками, — отметил вице-министр просвещения Айбат Ильясов.
Стоит отметить, что электронные ресурсы уже давно используются в Казахстане, в том числе в области Абай. Например, цифровой портал, в котором высвечиваются полученные оценки и домашнее задание. Иными словами, дневник ученика. Это приложение, в первую очередь, позволяет контролировать процесс обучения школьника, а также узнать какие задания дали на дом.
— Моему сыну семь лет, он учится в третьем классе. И конечно, иногда он забывает написать в дневник домашнее задание. Для того, чтобы не гадать, что же все-таки задали, можно просто зайти на портал. Мне так удобно, так как через телефон можно и узнать результаты контрольных работ. На портале размещены сотовые учителей, мы держим связь, — говорит жительница г.Семей Асель Кусаинова.
И для преподавателей цифровые порталы также являются полезными. Оценка фиксируется сразу, кроме того, сразу выводится.
— В дневник необходимо выставлять оценку сразу, поэтому уже автоматически считается оценка учащегося. Кроме того, мы сразу пишем домашнее задание. Это, кстати, определяет честность наших учеников. Нам приятно, что благодаря электронному дневнику, все уроки проходят по делу, когда мы опрашиваем пройденную тему, — говорит учитель математики школы №7 города Семей Татьяна Тетеря.
АТТЕСТАТЫ И ДИПЛОМЫ ПО QR
Ранее на заседании Правительства министр просвещения Асхат Аймагамбетов сказал, что в рамках цифровизации учебного процесса будут реализованы специальные проекты, как, например , ежедневный мониторинг в детских садах, позволяющий сэкономить бюджетные средства и исключить коррупционные риски при распределении мест.
— На сегодняшний день есть большой вопрос по очередям в детские сады, на уровне регионов для постановки в очередь используются местные информационные системы. Это приводит к дублированию очереди и отсутствию единого мониторинга и данных о реальной потребности мест в детских садах. Для решения данного вопроса внедрят единую очередь в детские сады на централизованном уровне. Это позволит проводить ежедневный мониторинг мест в детсадах, постановку в очередь и выданных направлений, — сказал Асхат Аймагамбетов.
Кроме того, он добавил, что у каждого педагога будет цифровое портфолио с информацией о прохождении аттестации, приеме на работу, участии в конкурсах.
— Аттестаты и дипломы будут выдаваться по QR-коду в цифровом формате. У каждого ученика будет свой цифровой профиль. Самые востребованные услуги будут оказываться через eGOV и мобильные приложения крупных банков, — сказал министр просвещения.
Готовность к таким реформам прокомментировали и в местных вузах области Абай. Например, в Государственном университете имени Шакарима формат дипломов меняется уже несколько лет. И дипломы по QR-коду смогут стать хорошим шагом к развитию цифровизации.
— Мы полностью готовы к таким изменениям. Уже несколько лет наши студенты получают разного вида и формата дипломы. А электронными документами куда легче и удобнее пользоваться. Достаточно просто показать фото на телефоне, — считает проректор по академическим вопросам вуза Индира Оралканова.
КАДРЫ ПО IT – РАЗВИТИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Сегодня цифровые навыки, которые когда-то требовались лишь тем, кто изучал компьютерные науки, теперь необходимы в любой сфере деятельности. В связи с этим глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» сделал особый акцент на необходимости взращивать и усиливать отечественный IT-сектор. Стране нужны молодые, образованные, мотивированные кадры. В рамках Национального проекта по цифровизации необходимо подготовить не менее 100 тысяч высококлассных IT-специалистов.
В эпоху развития информационных технологий все больше компаний нуждаются в грамотных программистах и разработчиках. На сегодняшний день в 76 вузах Казахстана осуществляют подготовку IT-кадров, не исключение и область Абай. В рамках академической и управленческой свободы вузы самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с государственными общеобязательными стандартами. Формируется реестр образовательных программ. В него внесено 537 программ по информационно-коммуникационным технологиям.
Так, например, особое внимание в изучении информационно-компьютерных технологий уделяет университет имени Алихана Букейханова. На его базе был открыт технологический кластер Abai IT-Valley. Проекты, разрабатываемые резидентами Abai IT-Valley — это виртуальная 3D-лаборатория, смоделированные 3D-игрушки для детских садов, развивающие мелкую моторику, NFT-кроссовки, агромайнинг. Abai IT-Valley – это региональное IT-сообщество, площадка для обучения, взаимодействия и реализации разработок в сфере информационно-коммуникационных технологий. Здесь студенты изучают сферу IT, тем самым практикую свои навыки и умения.
Создание подобных кластеров активизирует работу развития IT сферы в регионах. Теперь у IT-специалистов есть площадка, где они могут создавать свои разработки, работать с IT-инструментами, обмениваться опытом, обучаться новому. Стартапы смогут реализовать свои инновационные идеи и проекты. В перспективе эти стартапы могут создавать рабочие места для IT-специалистов, тем самым молодое поколение может оставаться в регионе и работать над интересными для них проектами.
Кроме того, помимо университета имени Алихана Букейханова с технологическим кластером Abai IT-Valley сотрудничают и другие вузы, средние образо- вательные учреждения. Меморандумы направлены на сотрудничество в области развития цифровизации и IT-технологий и предполагает проведение совместных мероприятий и реализацию проектов.
— Меморандумы – еще один шаг к построению сильного и конкурентоспособного IT-сообщества в области Абай. Это станет вкладом в развитие цифровизации, — отметил директор технологического кластера Abai IT-Valley Асхат Бейсенбаев.
В рамках сотрудничества, студенты посещают тренинги и курсы от знатоков IT-технологий, также посещают их занятия совершенно бесплатно.
Напомним, что технологический кластер открыт при поддержке «Astana Hub», а это крупнейший международный технопарк IT-стартапов в Центральной Азии. Здесь создаются условия для свободного развития казахстанских и зарубежных технологических компаний.
Глобальная же миссия технопарка заключается в выпуске прорывных IT-компаний и в том, чтобы стать очагом для притяжения молодых и талантливых специалистов со всего мира. Технопарк в столице нашей страны был открыт в ноябре 2018 года в рамках пятого направления государственной программы «Цифровой Казахстан» и за четыре года активной работы уже дал результаты в развитии современных технологий и дополнительной занятости казахстанцев.
В технопарке нашего областного центра действуют бесплатные программы развития IT-стартапов – специализированная школа для начинающих специалистов, программы инкубации и акселерации, а также «Roadshow Astana Hub» — программа по подготовке и отправке казахстанских стартапов на крупнейшие технологические выставки мира.
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ СЕРВЕРОВ
Между тем министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил о ходе цифровизации процесса обучения в вузах.
— Нами проделана огромная работа, которая нацелена на долгосрочную перспективу. Введена новая форма обучения – онлайн-обучение. Вузы перейдут к модели smart-университетов, — сказал Саясат Нурбек на заседании Правительства.
По его словам, это предусматривает формирование цифрового профиля студента, то есть «student life track», развитие цифровых сервисов EdTech, оптимизация процессов в соответствии с передовыми трендами цифровизации.
— Уже расширен спектр курсов Coursera, EdX. Проводится работа по заключению онлайн-контрактов с другими платформами. В целях повышения качества управления и оказания образовательных услуг будет разработан «Эталонный стандарт цифрового университета, — отметил он.
Министр также добавил, что для координации стратегии цифровой трансформации высшего образования работа по внедрению должности цифрового офицера (CDО) в каждом вузе будет продолжена. Помимо этого, для развития всевозможных серверов для обучения, проводят онлайн-семинары и занятия, на которых преподаватели дистанционно объясняют тему.
В университете имени Шакарима тоже появилось пару новшеств за эти месяцы. Например, теперь здесь функционирует студия записи видео от компании Jalinga. С ее помощью можно записывать видеоинструкции и лекции, проводить видео-уроки и конференции. Главной особенностью студии является простота в использовании и высокая технологичность, поэтому не требует обязательного присутствия оператора. Во время записи можно использовать интернет-источники, интерактивные элементы, а также размещать контент на прозрачной сенсорной доске.
— Это — инновационный продукт, который соответствует актуальным трендам цифровизации. Лекции будут проводиться онлайн в прямом эфире. По ее итогам для студентов будет организован тест, на который он должен ответить. Наш университет — первый в республике приобрел такое высокотехнологичное оборудование, — рассказала руководитель отдела офис-регистратора вуза Мадина Джунусова.
Таким образом, студенты смогут смотреть видео-курсы от преподавателей, получать оценки автоматически после прохождения теста по пройденной теме.
— Такие студии помогают нашим преподавателям проводить видео-уроки не только для наших студентов, но и для других вузов. Эти видео могут распространяться в интернете, каждому будет доступна запись. Это повысит уровень образования, — говорит проректор по академическим вопросам университета имени Шакарима Индира Оралканова.
ПРОЕКТ «СЕЛЬСКАЯ ЦИФРОВАЯ ШКОЛА»
Создаются также проекты, позволяющие детям учиться и получать знания дистанционно, так как в отдаленных школах не хватает кадров. Эта проблема актуальна для многих районов области Абай. Одним из проектов является «Сельская цифровая школа». Она будет функционировать в малокомплектных сельских школах.
Как известно, в них есть своя специфика, но по ряду объективных причин в отдельно взятой малокомплектной школе в связи с небольшим количеством классов и большой нагрузкой, обеспечить наличие педагогов по всем предметам не получится. Кадров нет, но дети имеют желание учиться и получать знания. Именно в таком направлении и разрабатывается новый проект «Сельская цифровая школа».
Нередки случаи, когда учителя, которые не являются специалистами по другим предметам, ведут и математику, и физику, и химию. И это негативно сказывается на качестве знаний. Мы со следующего года внедряем этот проект, когда у нас в нескольких городах будут сидеть и профессионально заниматься педагоги-предметники по этим основным дисциплинам, где у нас чувствуется дефицит. И они посредством интернета в каждом классе по соответствующему расписанию будут проводить занятия, — сказал министр просвещения Асхат Аймагамбетов еще в августе этого года.
Совсем недавно, после очередного Послания президента во время одного из заседаний Правительства Республики Казахстан, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин доложился о ходе реализации Национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций». Вопрос встал и о проведении интернета в сельских школах. В пресс-службе министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности сообщают, что в целом до сельских школ полностью доведена инфраструктура интернета. Однако цифровизация образовательного процесса в сельских школах все еще находится на низком уровне. Причина в отсутствии сетей распространения внутришкольного интернета, в связи с чем, в этом вопросе необходима поддержка местных исполнительных органов.
В области Абай данный национальный проект тоже реализуется активно. Например, если взять школы Абайского района, то интернет работает стабильно, так как на работы по переносу и установке мачты антенной связи длиной 60 м выделено 55,8 млн тенге. На сегодняшний день проведены работы по переносу мачты антенной связи, заключен договор с подрядчиком. По монтажным работам определен подрядчик через портал государственных закупок. Им является ТОО «Магнетон».
Кроме того, стоит отметить, что в школах Абайского района имеется кабинет робототехники и виртуальной видимости и IT. Это тоже, в какой-то степени, цифровая модернизация.
— С пятого класса уроки физики, химии и биологии ведутся на английском языке. Также к основным дисциплинам относятся занятия по мультимедийной журналистике, IT-технологиям и абайтану, — сказал директор школы-гимназии-интерната имени Абая Роллан Тлеуханов.
СПЕЦОБРАЗОВАНИЕ Говоря о цифровизации в образовании, нельзя не отметить и специальное обучение для специалистов информационным технологиям. В области Абай на базе университетов имени Шакарима и Алихата Букейханова есть такая возможность, а практически в каждой школе есть кружки робототехники, на уроках учат началу про- граммирования. Кроме того, что существуют такие дисциплины в вузах, в школах и колледжах, специалистов в сфере IT готовят созданные сегодня научные центры и другие организации. Например, в Astana Hub создан GameDev Center для развития игровых IT-стартапов и обучения начинающих специалистов. GameDev Center, созданный в Международном технопарке IT-стартапов Astana Hub, будет способствовать развитию индустрии мобильных и компьютерных игр в Казахстане. Здесь будут бесплатно обучать основам 3D моделирования, анимации, развивать gamedev-стар- тапы, а казахстанское gamedev сообщество сможет решить для себя вопрос нехватки квалифицированных кадров.
— Мировой рынок GameDev оценивается в 175 млрд долл США. В мире существует порядка 30 компаний в сфере разработки игр с оценкой свыше 1 млрд долл США, в том числе с основателями из стран нашего региона. Например, такие компании как Wargaming, Playrix, Nexters и др. В Казахстане также наблюдается большой спрос в этом направлении, однако эта сфера развивается низкими темпами. У нас есть немало талантливых художников и программистов. Задача центра, созданного в Astana Hub, объединить их на одной площадке для нетворкинга, оказать менторскую и техническую поддержку от опытных GameDev компаний, усилить их компетенции и придать импульс появлению новых специалистов и стартапов в индустрии мобильных и компьютерных игр, — отмечает управляющий директор по экспорту и развитию Astana Hub Абай Абсамет.
Деятельность GameDev-центра основана на нескольких направлениях, как арт, игровой дизайн, инженерия и основы менеджмента. Образование дается в формате открытых лекций, мастер-классов опытных менторов в сфере GameDev. Ученики могут развивать свои навыки цифрового визуального искусства, получить знания в области нарративного дизайна, написания сценариев для анимации, кино или игр. Здесь есть обучение навыкам программирования и бизнес-направление, где будут обсуждаться такие темы, как проектный менеджмент, маркетинг, продажи и другие инструменты для развития бизнеса.
В качестве второго направления центра выделяется консультационная поддержка для GameDev проектов от экспертов рынка. Стартапы могут обратиться к экспертам для получения консультаций как по развитию бизнеса и управлению проектами, так и по техническим вопросам. Третье направление центра фокусируется на разработке игрового контента, а также развитии технических навыков. GameDev Center оснащен всем необходимым оборудованием: высокотехнологичными графическими планшетами, мощными компьютерами для обработки визуальных данных, очками виртуальной реальности и другой техникой для разработки проектов. В рамках лаборатории у посетителей будет возможность получить техническую консультацию по работе в Unity, Unreal, 3D или VR разработке, практиковаться на оборудовании или получить возможность стажировки в центре.
К слову, обучение могут проходить здесь и специалисты сферы информаци- онных технологий области Абай. Отрадно, что обучение ведется как онлайн, так и оффлайн. Это дает шанс желающим из регионов тоже развиваться в этом направлении и вносить свой вклад в цифровое развитие Казахстана.
АКТУАЛЬНОСТЬ «ЦИФРЫ» В ОБРАЗОВАНИИ
В наше время цифровизация играет особую роль во многих отраслях. Заметно, что оцифровка документов, переход к электронным гаджетам и мобильным приложениям показывает только положительный эффект. Цифровой Казахстан — будущее, в котором каждый житель страны с помощью своего смартфона совершает десятки и даже тысячи важных манипуляций. И при этом человек может не тратить на это самые ценные ресурсы, а именно — время и энергию.
А в сфере образования «цифра» улучшает и даже облегчает формат обучения. С каждым годом учебный процесс шаг за шагом оцифровывается. Школы оснащаются современными технологиями: компьютеры, планшетные панели, телефоны, интерактивные доски и многое другое. В каждом заведении проводят Интернет для доступа к информационному контенту. Кроме того, стоит отметить, что цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, да и вовлекает учеников эффективнее. Кроме того, у нас в стране уже появились электронные порталы, цифровые образовательные ресурсы, которые являются доступным для каждого желающего. Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники, заменяют классические источники знаний. Ведь сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения. «Коротко и ясно, насыщенно и ярко» — так высказываются юзеры, занимающиеся образовательным контентом в сети. Главное в этом процессе, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.
К слову, избежать «цифру» в образовании не удастся, так как на сегодняшний день технологии являются важнейшим инструментов для развития всех возможных сфер. Они повлекут мир за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.
Насколько гладко пройдет процесс и на- сколько полезен окажется переход, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже активно принимаются, практикуются и реализуются в области Абай.
ЗАМИРА МУРСАЛИМОВА