Ко дню рождения Федора Михайловича Достоевского в литературно-мемориальном музее писателя были открыты сразу две выставки. Одна из них демонстрирует его портреты, написанные как юными, так и известными художниками Казахстана. Другая же, под говорящим названием «Неуслышанное пророчество», посвящена 150-летию романа «Бесы».
Стоит начать с того, что все две выставки продлятся до середины декабря, поэтому насладиться ими еще успеет каждый желающий. Как корреспондент газеты «Вести Семей» возьму на себя смелость посоветовать поступить именно так – выставки действительно смогут не только очаровать гостей музея, но и дать возможность как увидеть Достоевского через призму чужого восприятия, так и проникнуться атмосферой одного из самых актуальных романов писателя
Стоит только зайти в музей, как перед глазами появляются портреты Достоевского – это и есть первая выставка, встречающая посетителей практически с порога. Немаловажно отметить, что среди авторов – как состоявшиеся мастера кисти, чьи имена известны далеко за пределами Казахстана, так и совсем юные художники, которые только начинают постигать мир классики.
– Основу экспозиции составили работы участников проекта «Достоевский-200», который проводился представительством Россотрудничества в Республике Казахстан совместно с детской художественной школой «Клуб Юнеско». Лучшие работы участников проекта были переданы в фонд музея, а сейчас впервые представлены широкой публике на выставке, – пояснила директор литературно-мемориального музея Достоевского Ирина Соловьева.
Стоит обратить внимание на то, что каждый представленный портрет особенный – все картины отличаются техникой исполнения, заложенной идеей, да и просто настроением, которое хотел передать автор. Наиболее трогательной получилась работа самой юной участницы выставки – семилетней Алии Рахметжан. Ее работа, конечно, далека от портретного сходства с классиком, но маленькой художнице удалось создать воздушный образ мастера слов, писателя – почти волшебника, перо которого будто бы прямо сейчас начнет выводить строки бессмертного творения.
роки бессмертного творения. Также стоит присмотреть и к работам известных художников из фонда литературно-мемориального музея. Например, к Александру Шевченко, известного больше работами, посвященными ядерному полигону, однако и его картина украшает выставку. Интерес также вызывают две работы, на которых изображены Достоевский и Валиханов. Одна из них создана Николаем Яковлевым – художником, которого судьба когда-то привела в город на Иртыше. Второй портрет Достоевского и Валиханова написан Михаилом Беляевым, который обожал тихие улочки Семипалатинска, его исторические и заповедные места.
Выставка еще один раз намекает нам о том, что все искусство связано между собой, как здесь переплетены литература и живопись. Когда все портреты будут рассмотрены, можно проследовать в выставочный зал, где и расположилась экспозиция, посвященная одному из романов писателя.
Ведь, как было указано ранее, в музее Достоевского открылась и выставка «Не услышанное пророчество», посвященная 150-летию романа «Бесы». Она знакомит нас с основным сюжетом и идеей романа, а главные экспонаты – книги, а точнее это первые издания романа 1872, 1873, 1890, 1921 годов, а также – дополнительные издания 1922 года, когда впервые были опубликованы рукописи писателя, сохраненные его женой Анной Григорьевной, среди которых оказались не вошедшие в роман главы. Кроме того, на выставке было представлено первое издание этих глав, напечатанное Центрархивом, а также издание того же 1922 года, вышедшее в Мюнхене. Среди экспонатов и зарубежные издания «Бесов» на шведском, эстонском, грузинском, румынском и японском языках.
Значительную часть выставки составляют иллюстрации к роману. В экспозиции представлены подлинные картины таких известных художников как Ольга Корсакова и Михаил Ройтер. Так случилось, что немало талантливых живописцев создавали работы по мотивам этого романа, но практически все издания печатаются без иллюстраций.
Ну и, конечно, посетители музея смогут увидеть множество старинных предметов, демонстрирующих эпоху написания романа. Это свечные фонари и кузнецовский фарфор, 195-летние бутыли и полуторавековые кирпичи, керосиновые лампы и пресс-папье.
Некоторым персонажам романа отведены специальные стенды, знакомящие посетителей с их историей, характером и даже некоторыми привычками. Однако, стоит отметить, что выставка имеет и возрастное ограничение – вход лицам, не достигшим 18 лет, запрещен.
Напомним, что этот роман – один из самых сложных в творческом наследии писателя. Писатель сумел предвидеть и ужаснуться одной из самых болезненных проблем 20 и 21 веков – это экстремизм и соблазн революций, попытки раскачивать общество и толкать его к беспорядкам, игры с жизнями людей, часть из которых становятся жертвами, а часть попадает под влияние тех, для кого человек – разменная монета. Выставка неслучайно открывается старинными часами, ход которых остановлен, так как человечество до сих пор не может сдвинуть «стрелки истории», и то в одной, то в другой стране раз за разом повторяется «бесовский сюжет».
Софья ЯНЦЕН