В музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых к 65-летию известного художника Толеугазы Жуванышева подготовили его персональную выставку. В день открытия выставки Толеугазы Рахимович общался со зрителями, сотрудниками музея, журналистами и ответил на их вопросы.
Художник, педагог, член Союза художников и Союза дизайнеров Казахстана, участник городских, областных, республиканских выставок, преподаватель кафедры изобразительного искусства государственного университета имени Шакарима уже не раз радовал посетителей областного музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых своими картинами. Очередная выставка – это не просто важное событие в жизни художника – это некий промежуточный рубеж: взгляд назад и в будущее.
Толеугазы Жуванышев – художник многоплановый, пишущий в разных жанрах: портреты, пейзажи, сюжетные картины, городская архитектура и так далее.
Портретная галерея
В портретной галерее автора картины с изображением казахстанского ученого и основателя научного абаеведения Каюма Мухамедханова; поэта, певца и искусствоведа Нуркасыма Кусмилии; профессора университета имени Шакарима, члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования РК Мадвакаса Мырзаканова. С особой любовью и нежностью написан портрет матери. Яркой улыбкой освещает пространство выставки портрет девушки «Айжан».
Жуванышев всегда отмечает значимость работы с настоящей живой натурой, когда видно как играет свет, как чувствуются эмоции, как понимается характер.
Однако, кроме портретов своих современников, он написал портрет Кокпая ученика Абая, который жил в прошлом веке. Эта его работа хранится в музее Абая.
– Кокпай Жанатай улы был современником и любимым учеником Абая, который принял 18-летнего юношу, по просьбе его отца, в свой дом, как сына для воспитания. Кокпай вместе с сыном Абая Магавьей окончил русскую приходскую школу и медресе в Семипалатинске. Заметив у Кокпая способности к творчеству, его остроумие, Абай поощряет его к развитию поэтического дара, и подсказывает ему темы для стихов, в том числе и сатирических. Кокпай был отличным импровизатором и в айтысах ему не было равных. Село в Абайском районе, где он жил названо его именем. Человеком он был известным, но не было его портретного изображения. Я решил восполнить этот пробел, чтобы запечатлеть его облик для потомков, оставить память. Кроме того, меня подталкивало кровное родство с ним – все мои предки родом оттуда. Я провел небольшое исследование в музее Абая, прочел все материалы, которые там хранятся, попросил найти его сохранившиеся фотографии. Мне предоставили несколько его снимков, в том числе и коллективных. Например, в обществе членов Алаш Орды. Потом я поехал в окрестности села Кокпая на этюды, выписал с натуры именно те места, где он прогуливался, творил. Так родился фон для его портрета, – делится процессом написания портрета Толеугазы Рахимович.
Портрет, как жанр изобразительного искусства, занимает в творчестве художника большое место. Как-то в своем интервью сотрудникам музея имени семьи Невзоровых, Жуванышев сказал, что он ему интересен человек, как личность.
– Все говорят в таком случае о передаче внутреннего состояния человека, с которого пишется портрет. Думаю, что это должно само собою получиться, если удастся точно уловить его взгляд, то через него и состояние души. Ведь глаза – это зеркало души. Конечно, должно быть портретное сходство и всего остального: мимики, положения головы, каких-то характерных деталей, вплоть до самых мелочей. Работа с натурщиком придает академичность работам. Но я редко прошу кого-то специально мне позировать. Чаще я просто общаюсь, разговариваю с человеком, а в это время рисую его. Иногда делаю наброски, эскизы которые потом неспешно дорабатываю. Потом, когда портрет окончательно готов, показываю, – отмечает автор портретов.
Талант к рисованию проявился в детстве
Толеугазы Жуванышев родился 12 июля 1959 года в Семипалатинске. В 1989 году окончил художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического института имени Крупской.
Рисовать начал с раннего детства, позже его навыки рисования пригодились во время срочной службы в рядах СА.
– Сколько себя помню, любил рисовать. В моем детстве в советские времена, когда все население смотрело только два канала, был чрезвычайно популярен хоккей. Улицы города пустели, когда шла трансляция матчей, особенно международных. Имена хоккеистов знали и дети, и взрослые. Естественно все болели за сборную союза. Самыми грозными соперниками были канадцы. Я тоже был, как сейчас говорят фанатом хоккея, и постоянно рисовал хоккейные баталии, стараясь запечатлеть самые острые моменты, игроков. Это были мои первые шаги в рисовании. Еще мне нравилось, не знаю почему, рисовать портреты. Сначала копировал с фотографий, если получалось похожим с оригиналом, очень радовался. Но я считаю, что человека могут назвать художником только другие люди, сам он не может присвоить себе такое звание, – говорит Жуванышев.
Работа в реалистической манере требует большого мастерства, знания натуры, детальное воспроизведение пространства. По признанию художника, он не сразу определили для себя стиль написания картин.
– Основы формирования на пути к стилю произошли, как это ни странно, во время службы в рядах Советской армии. И в первые дни даже не подозревал, что там нужны художники. Хотя при распределении в части нас спрашивали, кто умеет рисовать? Я думал, наверное, нужны люди со специальным образованием и не отзывался. Как-то во время прохождения карантина проходил ленинский час. Нам раздали ручки и тетради, чтобы мы конспектировали лекции. Я начал срисовывать портрет Ленина, висящий на стене. Тогда это было схематично. Рядом сидевший призывник увидел и сильно удивился. На нас обратил внимание прапорщик. Он буквально выхватил у меня тетрадь и выбежал из класса. Тут пришла целая делегация в составе замполита, начальника клуба и других офицеров. Меня сразу сняли с карантина и привели в клуб. Дали комнату, которая на два года стала моей мастерской по рисованию плакатов и прочей наглядной агитации, – вспоминает мастер.
Картины, заставляющие думать
Есть в арсенале автора и картины, наполненные глубоким философским содержанием, заставляющие не просто созерцать и получать эстетическое удовольствие, но и думать, размышлять.
В фондах музея имени семьи Невзоровых есть триптих «Казах и Я». Необычная по построению работа, с интересным видением.
– Эти три картины из одного цикла – результат поиска новой манеры исполнения. В какой-то момент я, как, наверное, и все другие мои коллеги, подумал, почему бы не попробовать поработать в другой манере? В результате родился этот триптих. Названием картины «Казах и Я», я хотел подчеркнуть свою неотделимость от общего целого, – делится художник.
Еще одна философская картина «Жубату» написана, по признанию самого автора, после пережитого потрясения.
– Этот термин в казахском языке очень емкий, глубокий, многозначный. Я попытался перевести его на русский язык, получилось как-то многословно. Это и выражение соболезнования, проявление утешения, слова, чтобы не просто успокоить человека в горе, но и разделись его с ним, принести хоть небольшое облегчение. Написать картину побудило трагическое событие. Председатель союза художников, мой товарищ, вместе с супругой и племянником попали в аварию и погибли. Для меня это было потрясение, – с горечью вспоминает Толеугазы Рахимович.
Душевные пейзажи
В то же время художнику не чужды пейзажи. Он чутко выбирает душевные места, овеянные теплом и любовью к родному краю. Простотой и душевным спокойствием наполнены полотна: «Сирень», «Подсолнухи», «На отдыхе», «В бору».
В фондах музея есть картина «Домик в Казкрае». Живописец словно ведете диалог со зрителем. С этой картиной связана небольшая история.
– Все произошло случайно с этим домиком. Как-то оказался в гостях в доме по соседству. Когда я его увидел, чуть не упал, настолько он меня поразил. Я сразу сделал снимок, а потом и написал картину, – делится автор.
На вопрос музейного работника: «Кто из педагогов во время учебы в институте запомнился больше других?», мастер ответил следующим образом.
– Конкретно не могу сказать. Педагогов не выбирают. Каждого учителя я воспринимал, как должное, впитывал все, что они мне преподносили, чему учили, внимательно изучал их картины. Был такой педагог Ян Ли, который сам взял меня под негласный контроль. Прослеживал мой путь от начала до конца. Помню, при сдаче дипломной работы, хотя он не был моим руководителем, он сказал, что мне нужно заниматься творчеством и дальше.
Союз художников Казахстана нередко устраивают общие пленэры. Юбиляр рассказал, что часто бывает в других городах на встречах с коллегами.
– Всегда радостно, когда приглашают. Хочется узнать новых для себя художников, их творчество. Как они работают. Многое для себя открыл. Был в Астане, в Усть-Каменогорске не один раз на разных пленэрах. Прекрасные места. Например, незабываемая встреча на Рахмановских ключах. Приехали коллеги со всего Казахстана, из ближнего зарубежья: Грузии, Эстонии, Латвии и других государств. Это были представители разных школ. Там я познакомился с председателем Союза художников Республики Саха Спиридоновым. Очень интересный художник. В Астане запомнилась встреча с Блохиным, преподавателем художественной академии имени Репина, – рассказывает автор.
Источники вдохновения
Толеугазы Рахимович отвечая на вопросы журналистов, отметил, что все свободное время старается найти объект для вдохновения. Например, неспешная рыбалка, когда рыба ловится, и даже если ее нет – это отдых, где можно не торопясь поразмышлять. Сам процесс нахождения на природе – это чудо. Отметим, что традиция выезжать на природу коллективно, совмещая рыбалку и пленэр, существует со времен создания в нашем городе факультета худграфа. Она сохранилась до сих пор.
Говоря о своей педагогической деятельности, преподаватель с большим стажем, отмечает главные аспекты работы.
– Студенты очень разные. Кому надо творчество, кому-то нет, как мне кажется. Уровень другой. В наше время приходили люди, среди которых можно было отобрать лучших. Сейчас нет. Кому-то просто нужно высшее образование. Приходят и те, кто не поступил на другие факультеты. Но есть и те, кто идут по призванию. В любом случае наша обязанность, как педагогов научить азам, рисунку, живописи, пройти академизм, чтобы молодые люди разбирались в изобразительном искусстве, по возможности привить любовь к этому делу. В программе обучения есть обязательные пленэры со студентами. Но мы приглашаем их и вне программы больше практиковаться, – рассказывает педагог.
По признанию художника, случаются в жизни творческие муки.
– Легко никогда не бывает. Иногда надо, что-то сделать, завести себя. Порой стоишь перед чистым холстом, и трогать его не хочется. Или начнешь писать, не идет работа, хочется разорвать его, смести. В таких случаях я просто оставляю его и беру другой. Оказавшись в период пандемии в вынужденной самоизоляции, я не сидел дома, а выезжал на природу. Не представляю, чтобы я делал дома? Лежать на диване это невыносимо. А когда начинаешь работать, забываешь о времени, о посторонних вещах, о текущем моменте, все забываешь, – признается мастер.
На вопрос: «Были ли художники, мастера, оставившие неизгладимое впечатление?», он ответил: «Я обожаю само изобразительное искусство. Когда я только начинал, конечно, изучил жизнь и творчество передвижников, взахлеб смотрел репродукции. Было интересно. А еще европейцев, академистов. Всегда поражаешься, как люди в то время работали? Какое высочайшее мастерство! Из наших казахстанских художников очень многих высоко ценю, их работы хранятся в музее имени Кастеева. Например, нравятся картины Тельжанова. Их эмоциональность, мастерство исполнения, экспрессия, масштабность».
Говоря о планах, Толеугазы Рахимович сказал, что «хочется создавать теперь сюжетные произведения. Может что-нибудь из народного эпоса. Но важно найти натуру: лица, образы».
Коллектив Областного музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, и все его посетители поздравляют Толеугазы Рахимовича с Днем рождения и с открытием персональной выставки. «Пусть творческий поиск всегда приносит радость, пусть Ваш талант не иссякает, а все задуманные проекты реализуются, и пусть ваши замечательные произведения ещё долго радуют всех любителей изобразительного искусства», – говорится в поздравлении.
Айман ШАРИПХАНОВА
Фото предоставлено музеем имени семьи Невзоровых